ОГЛАВЛЕНИЕ
ТРЕТЬЕГО ВЫПУСКА СОБРАНИЯ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА
С УКАЗАНИЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ.
Письма к разным лицам
370. К NN. Разъяснение о причащении в двунадесятые праздники. Должно держаться одного духовного советника 3
371. О том же и наставление о победе над самоугодием и о тесном пути самоотвержения 3
372. Благословение поступившему на новое место служения с наставлением по благочестию. Ответ о семье и о выборе духовника 5
373. К П.С. Мысли по поводу кончины С-на О-ча и утешение скорбящим о нем 6
374. К г-же N. О хождении в присутствии Божием и общие нравственные уроки 8
375. К NN. На вопрос о поступлении в монастырь 8
376. Поступающей в монастырь благословение и ободрение 9
377. Поступившей в монастырь наставление о должности учительницы и о молитве 10
378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле 12
379. К о. N. Правило из кратких молитв 13
380. В объяснение притчи о неправедном приставнике 15
381. Библиографический отзыв святителя о "Письмах о христианской жизни", "Пути ко спасению" и прочих своих книгах **) 19
382. Доброе настроение учит из всего извлекать пользу. Единое на потребу. Скорбь и молитва о погибающих. Об уповании на Господа и о своем полном затворе 21
383. Обратившимся от заблужденья дается совет вразумлять других и посылаются книги, руководствующие к обличению штундистов и других сектантов 22
384. Причина долгого неотвечания на письма. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной. О вразумлении молокан и о посланных ранее нужных книгах 24
385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин 26
386. О переменной погоде на душе, доброй исповеди и о том, что страх смерти должен растворяться надеждой. Совет болящей телом и молитва о болящем душою 28
Письмо к кающемуся
387. Ободрение и уверение в Божием милосердии к кающимся и указание средств к укреплению веры и упования 30
Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове
388. Восторженное воспоминание о Киево-Печерской Лавре. Русь богата святынями 33
389. Мысли по прошествии праздников и наступлении Нового года. Ответ на приглашение в Тамбов 33
390. Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108 34
391. О борьбе с леностью 36
392. Назидание при наступлении Нового года 38
393. Утешение в смерти матери и особое утешение для небывшей при ее кончине дочери 38
394. Наставление после лишения родителей. Приглашение на Вышу и уведомление о своем благополучии 39
395. По наступлении поста. Уведомление о своем здоровье и предположение об уединении 40
396. Начало уединенной жизни святителя. Истолкование сна 41
397. Наставление живущ. вдали от храма. Новый Иерусалим и старый 42
398. Тайны внутренней жизни святителя: искушения против решимости на уединение и разрешение их. Желание протолковать весь Новый Завет 43
399. Смиренный отзыв святителя о своем затворе и о самом себе 43
400. Отзыв о себе, своих трудах и о разных предметах 44
401. Трудные времена. Болезни и страх смерти. Об истолковании 118 псалма 46
402. Ревность святителя об окончании своих дел. Совет о костромском Владыке. О духовно-судебной реформе 47
403. Тревога за Русь православную. Извещение о своих трудах и образе жизни 47
404. По поводу назначения в Тамбов нового архиерея. О снах и о написанной святителем копии с Казанской иконы Бож. Матери 49
405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах 50
406. По случаю смерти архиерея. Экзамен после смерти 51
407. Обещание написать снимок с иконы. О своей болезни и о разных современных делах 51
408. Надо ли скорбеть об умерших. О книге Антиоха 52
409. Домашняя пустынь. О путешествиях и о своем больном глазе 53
Письма к Вере Алексеевне
410. Привет старым знакомым с нового места служения (Владимир). О своем навыкновении писать проповеди. Хлопоты о школе и крестовой церкви 54
411. Поздравление с постом. Совет и мечты об уединении. О своей крестовой церкви и проповедничестве 56
412. О своей жизни и Архиерейских трудах во Владимире 56
413. По получении ордена. Хлопоты о церкви. Наставление чрез фотографическую карточку 57
414. О своих трудах и хлопотах во Владимире 58
415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой – на Вышу 59
416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве 60
417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность 61
418. Мысли о сборнике из св. Отцов. Усиленные труды по истолкованию посланий 62
419. О радости в праздник Воскресения 63
420. Ответ на просьбу написать копию с чудотворной иконы Б. Матери 63
421. О новом архиерее Тамбовском 64
422. Поздравление с св. Четыредесятницею. Память смертная. Безответная молитва 65
423. По известии о смерти костромского Архиепископа. Воспоминание святителя о кончине своих родителей 66
424. Продолжается утешение об умершем Владыке. О поминовении. Замечательный случай с княгинею Ольхиной 67
425. Об отпечатании писем преосвящен. Платона. Результаты турецкой компании 68
426. Постом. Слухи о новой войне. О трудах по иконописанию 69
427. По получении посылок, разные сообщения и поклоны 70
428. О больных впавших в неверие 71
429. Состояние умерших. Сколь уместна скорбь об них. О своем правом глазе 72
430. О состоянии своего зрения и о погоде. О новом Моск. Митрополите Макарии. Отзыв на мнение о назначении святителя в Японию 73
431. О пребывании с Господом и о внутреннем очищении 74
432. О делах по хозяйству, новом покушении на жизнь Государя и отношении губернатора ко Владыке 75
433. Надо ли заранее готовить место на кладбище. О поведении во время поста 75
434. Основные правила для монахов 76
435. О новостях, частом причащении и как Господь украшает Своих избранных 77
436. Предуведомление о смерти. О новостях и трудах святителя по писательству 78
437. О разных новостях и о своем здоровье 79
438. Об оконченном труде по составлению Евангельской Истории и проч. 80
439. Краткие отзывы и известия о Евангельской Истории и о разных предметах 81
440. Мысли перед постом и отзывы на сообщения о разных предметах 82
441. Труды по изданию Евангельской Истории и Невидимой брани и просмотр письменных трудов игумении Смарагды 83
442. Отзыв о посетившем святителя Владыке. Еще о книгах игумении Смарагды и о своей Евангельской Истории и Невидимой брани 84
443. Отзыв святителя на замечательный сон адресатки. Известие о книгах и о совете игумена Ионы касательно больного глаза 85
444. Святотатственное оскорбление Тамбовской иконы Бож. Матери. Слухи о новых назначениях по духовному ведомству. Известие о своем здоровье 86
445. О посещении святителя Владыкою во время поездки по епархии. Замечательная икона св. Митрофана 87
446. Утешение в скорби об умершем 88
447. Взаимные благожелания. Основа внутреннего покоя. Писать есть отрада святителя 89
448. Радостные известия об афонских старцах. О церковной молитве. Уведомление о своем здоровье 89
449. Страхи от холеры и страх пред вездесущим Господом. Отзыв о высокопреосв. слепце Иосифе и о своем зрении 90
450. Сборы в дальний путь. О написанной святителем иконе Каз. Бож. Матери. Митрополиты из Тамбовских епископов 92
451. Благословение жертвовательнице на икону Бож. Матери. Тоску и скуку враг наводит. О чтении Евангелия и записывании являющихся при сем добрых мыслей 92
452. Краткие ответы по содержанию полученных писем 94
Письмо к N.
453. Отзыв о стихотворении Мея "слепорожденный" и о переложении стихами Иова – Глинки. Истинный покой и обманчивые надежды мирские 95
Письма к г-же N с семейством
454. Благословение и руководство целому семейству 96
455. Совет о пользовании болящей припадками 97
456. Ободрение и утешение для подверженной продолжительной болезни припадками 98
457. О той же болящей. Нужно слушаться доктора. Отклонение присыла подарков 99
458. Утешение при продолжении болезни 100
459. После благодатной помощи обращаться ли к доктору? Средства врачевания естественные и сверхъестественные – все от Бога 101
460. Наставление о том, как следует молиться о болящих 102
461. Трубный глас за болящую 103
462. О сыне, которому не дается наука. Трудная задача. О своем глазе и переводе преосвящ. Димитрия 104
463. Совет о головной боли 105
464. Горями Бог поминает. Сообщение о пользовании глаза 107
465. Предположение об операции больного глаза 107
466. О благодушном терпении болезни 109
467. Не должно завидовать тем, кто может много завещать на поминовение 110
468. Взаимная молитвенная память. Грешностью нельзя отнекиваться от молитвы 111
469. О покорном несении скорбей 112
470. О безропотном терпении болезни. Уподобление св. мученикам 113
471. Благодатная отрада. Примирение с болезнью. Как созидать душевный покой 115
472. Взаимные благожелания. Снам лучше не верить. Вражьи стрелы. Бог всякую молитву слышит 115
473. О книгах Фаррара и прот. Матвеевского – жизнь И. Христа 117
474. Извинения и поздравления. О болезни и лечении своих ног. Козни врага во время говения 117
Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию
475. Руководство к борьбе с грехом и очищение сердца от греховных помыслов 118
476. Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни 120
477. Павшему и восставшему – советы и наставления. Об ответах вопрошающим 123
Два письма к обратившейся от сектантских мудрований
478. Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство 126
479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах 128
Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов
480. Разъяснение о силе таинства покаяния и получаемого по исповеди разрешения 131
Письмо к колеблющемуся в уповании
481. Вразумление для борьбы с маловерием в безнадежием и укрепления веры и упования на получение спасения 132
Письмо к лишившемуся супруги
482. Утешение и разъяснение того, что смерть есть переход на лучшее. Желают ли усопшие возвратиться на землю 135
Ответ на статью Отечественных Записок: "Фантастическая Зоология"
483. Обличение, разбор и опровержение статьи, признающей сказания о чудесных действиях св. пустынников на животных легендарными, вымыслами народного воображения 137
Письма к А.Ф.М.
484. Как облегчить болезни родов 150
485. Как молиться об исполнении желаемого 151
486. По исполнении прошения. Ответ о руководителе ко спасению 152
487. Ответ на разные вопросы ко благочестию 153
488. Молитва должна быть всегда от сердца и неразвлеченною. Краткие ответы на вопросы ревнующей о благочестии 155
489. После объяснения о долгом неписании даются ответы о духовнике, просимых четках, слезах, чтении акафистов и прочих предметах по вопросам ревнующей о благочестии замужней и семейной особы 157
490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю 161
491. Видеть умирающих – хорошая наука жить. Неполезно набирать много книг. О просимых четках. Подписи святителя в письмах. Рекомендация "Душеполезного Чтения". Будь мать, а не командирша 163
Письмо к Е. Ганскау
492. Пояснение слов старца Иова о мироносицах 164
Из письма к Е. Д.
493. О духовном воздвижении креста (в сердце) 165
Письмо к о. Иоанну Кронштадтскому
494. Отзыв о словах и трудах о. Иоанна и смиренный отзыв о себе. Благословение и прошение молитв 166
Переписка из последнего года жизни Святителя, сообщ. Ред. Троицких листков
495. Отказ на просьбу о духовном руководстве 167
496. О принятии предлагаемого пострига и о молитве 168
497. Основные правила благочестия. Слезы благодатные и вражьи 169
498. О духовной бдительности. Тщеславие слезами. Опасность охлаждения и самоцена 170
499. Отеческие вразумления и наставления о разных предметах по вопросам ревнующей о духовной жизни 171
500. Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы. 177
(Письма 491, 500 и 544 писаны за три недели до смерти).
Письма к протоиерею Михаилу Петр. Путинцеву
501. При посылке книг испрошенных для военной церкви св. Марии Магд. в г. Ходженте Туркестантской епархии 180
502. Снова при посылке книг и разных священ. вещиц 181
Письма к игумену Вениамину
503. Ответ на вопросы об употреблении вина и масла, держании денег, чтении правила во время утрени и о духовном руководителе 181
504. О присланной на просмотр книжке старца о. Л. 182
Письмо к В.А. Протопопову, впоследствии священнику
505. При посылке книг 183
Письма к настоятелю Задонского Богородицкого монастыря о. Архимандриту Димитрию (†13 июня 1882 г.) ***)
506. Смиренный отзыв святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании 184
507. Поздравления и совет о поминовении 187
508. О борьбе с сонливостью. О благоустройстве монастыря и выборе настоятеля 187
509. О келейном молитвенном правиле 188
510. О своем недосуге. Ответ о сонливости и перемене скитского настоятеля 190
511. О храмовой иконе Б. Матери 191
512. О той же иконе. Рецепт от немощей при исполнении правила 192
513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении 193
Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь
514. Подробное, ясное и убедительное рассеяние возражений против монастырской жизни, представляемых чувствующей призвание Божие со стороны ее родственников 195
Письма к одной из учениц святителя Д. М.
515. Каким порядком можно сокращать положенное келейное правило. Отношение правила к молитве 203
516. Существенная сторона молитвы. Изменяемость домашнего правила. Дар непрестанной молитвы 205
517. О хранении дара внутренней теплоты к Богу
518. Чтобы сохранить пребывание с Господом, надо беречься рассеянности и пленения сердца. Мера пищи и сна 208
519. Свет и тьма в душе. О перемещении в другую обитель 210
520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле 211
521. Причины долгого неписания. Ободрение текущей добрым путем. Распоряжения начальства о нас должно принимать как от руки Божией 213
522. Совет о возлагаемой должности настоятельницы. Мудрость житейская и духовная (внимание к Богу) 214
523. О превращении общины в монастырь и полезнейшем при сем нововведении 216
524. Живое общение с ангелами и святыми. О посещении мирян. Предупреждение от самоцена 217
525. О блюдении духовной ревности. Отдых при утомлении телесном 219
526. Радость святителя о добром устроении пишущей и наставление о блюдении трезвения и борьбе с саможалением и угодием плоти. Совет о воздействии на прочих сестер. Где лучше? 220
527. Особая пригодность для общины 4-го т. Добротолюбия. Как судить об авторитете внутреннего чувства. Афонские листки. Благословение за благодеяние девочке и похвала Симеона, Нов. Богослова 222
528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила 223
529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой 224
530. Взаимное приветствие. По делу о благоустройстве общины. Не должно бояться зависти. О чтении Симеона Н. Бог. и молитве Иисусовой 226
531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах 227
532. Благословение на преобразование Общины в монастырь. О воздействии на сестер и книгах 229
533. Совет о непрестанном трезвении. Благодатные внушения должны побуждать нас к смирению 230
534. Не должно допускать и малых действий, обличаемых совестью. Следование добрым помыслам. Доброе рассуждение и вредное языкоболие. Наставление об исповеди 231
535. Христианское обновление жизни. О наставлениях старца Илии Экдика. Об игуменстве и отношении к сестрам 232
536. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершению. О сестре подпавшей искушению 234
537. Случай осязательно доказывающий попечение Божие. Об отношении к павшей сестре. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения. О просмотре издаваемых Уставов 235
538. Повторение кратких молитв перед причащением. Напоминание о смирении. О записывании добрых мыслей 236
539. День ангела Святителя. Ободрение к неленостной молитве. Предупреждение от самоцена. Верный вывод из Добротолюбия. Отношение между молитвой и рукоделием. Родители Святителя. Поздравления и отзывы по делу управления монастырем и собою 237
540. Ободрение на доброе провождение четыредесятницы. Благословение строить теплую церковь. Об отношении к провинившимся сестрам. Хитрый бес самоцена. О посылаемой книжке и о книге о. И. Кронштадтского 239
541. Пост и его украшение. Свет из Москвы. Коротенькие молитвы и их группировка. Ответ о самоцене, трезвении, самоумерщвлении, пище и о ночном молитвословии 241
542. Молитва есть главное проявление духовной жизни. Совет о непрестанном и усердном воздействии для преуспеяния всех сестер обители 242
543. По поводу удаления беспокойной сестры. О молитве. Благожелание непрестанной молитвы без слов 244
544. Надежное прибежище, укрывающее от внешних треволнений. О сбережении сего дара (умной молитвы) и пользовании им для руководства в делах духовной жизни. Об удержании себя от гневных слов, и мыслей. Лучший источник средств на построение храма 244
Письма к монахине Нижне-Ломовского Успенского монастыря К-е (в миру Марфа Ивановна К-а)
545. Совет монахине, подверженной опасной слабости. Меры для соблюдения чистоты слова и мыслей относительно мужского пола 246
546. Ответ на вопрос о тайном постриге 247
547. Успокоение обиженной лишением обещанной мантии 247
548. Душевный покой приобретается строгим исполнением обетов монашества 249
549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету 250
550. Основные правила для содевания своего спасения. О своем непринимании посетителей 251
Из переписки преосвященного Феофана-Затворника с Обер-Прокурором Св. Синода А. П. Толстым
551. Некоторые мысли о таинстве покаяния 253
*) Помещенные в настоящем, выпуске письма заимствованы из следующих журналов, в которых они первоначально были напечатаны: №№ с 370 по 401 – из Тамбовских Еиархиальных Ведомостей 1895 года; 402-482 из тех же Ведомостей 1896 года. №№ с 483 по 505 – из Душеполезного Чтения 1895 года, 506-513 из Душеп. Чт. 1894 года. Письма №№ с 514 по 550 из того же журнала 1896 года. Последнее письмо №551 (к Обер-Прокурору Св. Синода А.П. Толстому) – из мартовсой книжки Душеполезного Чтения 1898 года.
**) Согласно примечанию Тамбовских Епархиальных Ведомостей (1895 г. № 40, стр. 1022), письма с № 381 по 387 (по пор. Т. Е. Вед. №№ 233-238. писаны к одним и тем же лицам. Из писем видно, что лица эти были – муж и жена и, может быть, подруга жены.
***) Письма к о. Архимандр. Димитрию частью уже были напечатаны в первом выпуске настоящего собрания (см. письма №№ 1-3), куда взяты из Тамб. Епар. Ведомостей 1894 года. Впоследствии оказалось, что письма к о. Димитрию были напечатаны и в Душеполезном Чтении, куда с добавлением еще новых 5 писем (всего 8 писем) были сообщены Задонской обители И. М. Отсюда они и заимствованы в настоящий третий выпуск, причем и те три письма повторены вновь в виду более точной и полной передачи их переписчиком. Письмо № 3 составляет часть письма за № 512.
/В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало. – Прим. электр. Ред./
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.