489.
/После объяснения о долгом неписании даются ответы о духовнике, просимых четках, слезах, чтении акафистов и прочих предметах по вопросам ревнующей о благочестии замужней и семейной особы/
/Письма к А.Ф.М./
Милость Божия буди с вами!
Долго не писал к вам, не стройте догадок, отчего, по одной лености. Вчера собрался писать, но принесли письма с почты, где и от вашей матушки. Читаю – и вижу, что вы в этот день, 12-го, переезжаете в Спб. Как же быть? я не знаю вашего Спб-ого адреса. Если ждать, пока вы скажете свой адрес, пройдет еще времени с месяц. И решил написать и вложить в пакет письма к N. N. У нас секретов нет. Но N. N., я думаю, и не взглянет, что вам пишу. Читаете мои книги! и ожидаете, что я еще пришлю вам книг? С удовольствием, но пропишите какие я послал, чтоб не послать опять те же. Я не записал какие посланы. Но вы не удовольствуйтесь однократным прочтением, а читайте столько раз, чтоб запомнить все: ибо в книгах все нужное написано.
Вы были у N. N.; бывайте и еще и слушайте уроки его. Он человек опытный, а я не видал жизни, потому могу сказать вам что-либо неподходящее. По сей причине я не берусь руководить, только сказываю, что придет на ум в ответ на вопросы. Духовник скорее может быть руководителем. И его
– 157 –
лучше не переменять. Ссоритесь с N. N. Что не поделили?! Извольте всегда ограничиваться одними кроткими и покорными объяснениями, а ссору вычеркните из вашего словаря. На свете ничего нет из-за чего можно бы серьезно ссориться, кроме спасения души. Почаще повторяйте слова Господа, про "аще мир весь приобрящет…" Мф. 16, 26.
Четки. Какая от них вам помощь? Никакой; если бы я был святой, а то и тянуться вам за моими четками нечего. Выучитесь сами вязать, и свяжете себе. Той красавице, к коей писаны письма (дочь управляющего N. N., подле монастыря, версты полторы от нас), даны в руки четки. Впрочем, когда буду посылать еще книги, и приложу и четки.
Приобщаться и деток располагать к тому же – доброе дело. И пешечком на богомолье ходить пригодно для упражнения ревности к Богу.
Акафист Божией Матери лучше один читать, только всегда со вниманием, верою и чувством. Вспышки одолевают. Учитесь не давать им ходу, а, как только покажутся, подавлять их. Вспылить будто ничего, но тут весь эгоизм, или грешный человек. Молитесь и сами собирайте мысли, которые были бы водою против сего огня. Память Божию держите и память смертную. Эти два помышления суть держава всего доброго и прогнание всего недоброго.
До обедни лучше не есть и не пить, разве крайность какая.
Завидовать в житейском худо, а в духовном ни на что не похоже.
За дурное наказывать себя поклонами хорошо. Сколькими? Смотря по делу, двумя, пятью, десятью. Только со страхом и верою, да чтобы никто не видал.
– 158 –
Отлагать на неделю известную сумму денег можно для раздачи и раздавать просящим поровну. А крупные помоганья, если есть возможность, не стесняясь определенной мерою. Но лучше еще не поперечить сердцу, когда желает оно кому помочь, только по возможности.
N. N. пишет, что возвратясь, нашла вас теплой, кроткой, предупредительной.
Поздравляю вас с этим!
При молитве мысли лезут: отгонять надо, опять полезут, опять отгонять, и все так. Только не поблажать, а как заметите, гоните. Это и есть подвиг трезвения. Трудитесь над тем, чтоб сердце ваше было в каком либо религиозном чувстве, когда сердце в чувстве, помыслы не беспокоят и все ходят вокруг чувств.
Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны, но показывать их не надо. Это маргариты духовные, но от показыванья они тускнеют, и теряют свой блеск и цену свою. Но лучше дома слезить, а в церкви прятать слезы, оставляя в сердце слезливое настроение, или дух сокрушен и сердце сокрушенное и смиренное. Сие всегда иметь старайтесь. Переноситься на небо и там держать созерцание и в церкви, и при службе, и дома хорошо. Это воодушевляет и бодрит дух.
Позыв к уединению указывает на хорошее в вас сердечное настроение; но удовлетворять его можете каждый день. Как только имеете свободу от дел, уклоняйтесь в свою комнату, и старайтесь быть с Единым Господом, сходите умом в сердце и там стойте пред Лицем Господа, славословя Его, благодаря и прося у Него благопотребных благ духовных. Делая так, навыкнете, будете ходить
– 159 –
перед Господом. Вот и уединение, а что вы загадываете удалиться в глушь, это вам дело не подходящее.
В церковь на неделе ходить извольте в среду и пятницу. А когда на неделе будет какой чтимый святой, то в такие дни ходите, вместо тех.
Хорошо, что заучили псалом: "живый в помощи Вышняго". Заучивайте и другие, напр., в шестопсалмии: "Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю" и пр. Книги читать – сперва одну, а потом другую – лучше. Внимание будет держаться на одном предмете и удобнее. Когда же книги имеют разные статьи, то можно то одну, то другую читать каждый день, одну утром, а другую вечером.
Ваше намерение – все внимание и усилие обратить на погашение вспыльчивости – потрудитесь привести в исполнение. Не смущайтесь неудачами, или непокорностью сердца, которое сейчас тихо, и тотчас вспылит. Ломайте себя, и Господа просите сломать. Взявшись работать над собою, уясните себе, что надо иметь в виду.
Послал ли я вам книгу: "Путь ко спасению?" Там объяснено подробно, что главное потребно. Читайте третье отделение. Главное же сердце сделать чистым. Нечисто оно от самолюбия, в коем живут и действуют все страсти. Погашение страстных помыслов и движений до совершенного их исчезновения, и есть цель подвижничества. Потому – что бы страстного вы ни замечали, вооружайтесь против того без жалости к себе. Исправить внешнее поведение конечно хорошо, но это только проходная комната, где и калоши и пальто терпимы, но в гостинную надо уж все прочь и входить в чинном наряде.
– 160 –
Благослови вас Господи и супруга вашего и деток. Спасайтесь!
Ваш доброхот и молитвенник Е. Феофан.
Писал ли я вам о маленьких молитовках св. Златоуста, что стоят в числе молитв на сон? Заучите их и повторяйте по каждой молитве утром и вечером, и среди дня.
13 октября 1893 г.
– 161 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.