476.
/Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни/
/Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию/
Милость Божия буди с вами!
Хорошо сделали, что время, каким свободно могли располагать, употребили богоугодно. И плод получили – облегчение брани. И славу Богу!
– Помыслы докучали?! Как вы к ним относились, так и всегда делайте.
Науку о сем, то есть, о брани с помыслами добре
– 120 –
преподал Исихий Иерусалимский. Приобретите книжку его и изучите.
Как жили – кроме церкви никуда, и к себе никого, и дома чтение хорошо; но надо чтение, молитву и рукоделие какое-нибудь не развлекающее (научитесь вязать одною иголкой и двумя). Бывает, что чтение нейдет и молитва тоже: тут рукоделие с молитвою краткой вещь очень помощная. Положите себе правилом – все промежутки времени между занятиями наполнять молитвою Иисусовой. Назначьте в продолжении дня иметь стоянки с молитвою Иисусовой – две, три, – минут по пяти, по три.
– Досада и серчание, когда кто нарушает ваше уединение – никуда негоже. Это плод самомнения: не смей мешать мне. Тут и враг разживается около вас. Положите не поддаваться сему чувству. Неприязнь и серчание дозволительны только тогда, когда предметом их, – дурные помыслы и чувства.
– Молитва ослабела. Это от сухости и охлаждения. Против этого – краткие молитовки, особенно молитва Иисусова. Заучите наизусть 24 молитовки Златоустого, что находятся на ряду молитв на сон. И читайте когда бывает сухость. Приложите размышления о смерти, суде, рае, о свойствах Божиих, о блаженствах Евангельских, о событиях и деяниях Господа Спасителя. Может быть в церкви невнимательно стоите, и тогда, и сухость – наказание за то.
– Совет духовного отца вашего хорош. Этак и сухость не будет иметь доступа. Только фон-фаронства опасайтесь. Добрые движения сердца и умиление со слезами очень хорошо; но не засматривайтесь на сие хорошийство.
– Что бывает, будто служба скоро отошла, или свое правило совершенно незаметно будто. Это плод
– 121 –
внимательного стояния в церкви и домашнего правила исполнения – со вниманием и чувством. Дай Господи, чтобы всегда так было. Но бегайте
самоценения. Слезы великая милость Божия. Между молитовками Златоустого есть: Господи, даждь ми слезы, память смертную и умиление. Свою грешность и негодность углубляли в чувство. Тут нет прелести. Прелесть, когда кто чувствует себя чем-то,
ничтоже сый (Гал. 6, 3).
– Болезнь всех смиряет… а иных против Бога роптать учит... Блюдитесь. Смиренные чувства враг может развеять и навеять горделивых. Однако же в болезни к доктору обращаться не грех. Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих.
– Дела ваши житейские предайте в волю Божию и терпите дление их: ибо на все время. Но окончательное отторжение себя от мира не совершайте, пока не уладятся все дела.
– Настоящего иночества вам хочется. Но где же вы его найдете? Оно сокрыто и невидимо; видимы только всякие послабления. Иной раз приходит на мысль, что лучше не видеть монахов, а уединившись жить строго по примеру древних иноков, вычитывая то из книг. Вы читаете жития святых. Возьмитесь делать общие заметки, как подвизались славные подвижники и подвижницы, какие держали подвиги и как. Будет это очень возбудительно.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Е. Феофан.
19 мая 1893 г.
– 122 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.