482.
/Утешение и разъяснение того, что смерть есть переход на лучшее. Желают ли усопшие возвратиться на землю/
/Письмо к лишившемуся супруги/
Милость Божия буди с вами!
N… N..!
Великое у вас горе! И нельзя вам не сокрушаться. Однако ж не забудьте держать и меру сокрушенья.
Отдайте долг природе: погорюйте, поплачьте, и за дела. О мертвых плач, а для живых другое: жив живое гадает.
Восприимите утешение от обетований нашей веры. Вот первое: близ Господь сокрушенных сердцем. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Воздохните к Господу и Он по вздоху вашему пошлет вам утешение.
Жаль бывает, когда кто умер. Вот и у вас: умерла, говорите, желая сказать, что тут случилась
– 135 –
не знаю какая беда. А тут никакой беды нет. Это у нас поверье такое образовалось, что смерть есть ужас что такое.
А она что же есть? есть тоже, что переход из одной комнаты в другую, или переезд из одного места в другое. Анна ваша также жива, как прежде, только живет иным образом жизни. Она помнит своего любезного N., и деток и прочее домашнее. И бывает около вас, когда разрешат тамошние власти. Мы обычно думаем, что вот зарыли в землю бедную; сыро, мрачно, тяжело. А ее там нет, она при вас смотрит на плачущих и покачивает головою: чего это плачут, ибо ей там лучше. Если б предложили ей, хочешь ли воротиться на землю к своему N. Она ни за что не согласилась бы.
К N… от чего бы не воротиться, но надо лезть в тело, а это ужас как отвратительно. Если есть о чем горевать, то это о душевном ее состоянии. Но если она скончалась после исповеди и причащения, то вход ее туда благополучен. – Даже если и не удалось совершить ей пред смертью, и то ничего – вспомните прежнее приятие сих таинств – то, что она чадо истинной церкви Христовой, которая есть тело Христово.
Так N.N. пора и перестать горевать, а лучше установить свой быт, и хоть вздохнуть иногда, но дела вести без перерыва и остановки.
Благослови вас Господи! Господь да утешит вас!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
Поминать Анну вашу буду.
28 ноября 1893 г.
– 136 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.