500.
/Об усовершенствовании дела говения. Сколь часто должно говеть и причащаться. О записывании грехов. О женских очищениях и бываемых при сем страстных мечтаниях. О кратких молитвах и о том, как воображать Бога во время молитвы/
/Переписка из последнего года жизни Святителя, сообщ. Ред. Троицких листков/
Милость Божия буди с вами!
Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. – Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу, только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы оно удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет не малую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею – говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4-х. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство. – Замечаете также, что на исповеди читаете написанные в тетради грехи, чего священники не любят. Если не любят, то и перестаньте это делать. Верно вы пишете общие грехи, в которых кто не грешен? – А вы записывайте дела. Например – не пишите: я вздорлива, а
– 177 –
запишите дело, в котором обнаружилась вздорливость, так: сестра сказала слово неприятное, я рассерчала, и побранились. И если поладили, прибавьте: поладили, слава Богу, или: насилу поладили. Еще: приглянулось мне лице одного человека, и впечатление это осталось. Сознав, что это дурно, я стала бороться и изгладила впечатление (лиц не сказывать). Так и о всем.
Что вы говорите про месячные кровотечения, отчего не спросить вам это у своего духовного отца. Я не знаком с этим делом: но обще сужу так: сии кровотечения не суть душевная нечистота – духовная, а нечистота вещественная – телесная. Довольно после них омываться дочиста, чтобы никакого следа не оставалось, и белье переменить, – и руки вымыть. И потом делайте с спокойною совестью все, что вы прописали, спрашивая, можно ли? – Мечтания страстные во сне пред кровотечением не вменяются в грех, потому что сии мечтания непроизвольны. Но сокрушаться о них и скорбеть надо. Зачем исходят они из души? Если согласие во сне дано, и это не беда, но более отяжеляет совесть, потому, если можно, хорошо открывать о сем духовнику. Совесть покойнее будет. Что вы во сне раскаялись, зачем, это хорошо. Сим очищается, что есть тут нечистого. Молитесь о всем Богу, да избавит вас от сих случаев.
Плач, который был у вас на душе, тоже есть очистительное движение души. Его желать можете, и поддерживать. Это воистину печаль по Богу; св. воду богоявленскую или молебенскую – употребляйте по своему усмотрению, только с верою и благоговейно.
Молитовки св. Златоуста можете употреблять вместо
– 178 –
своего домашнего правила, которое у себя в келии держите – вечером и утром. – Заучите их и обдумайте всякую. В них вся жизнь духовная поминается. Сколько раз каждую повторять – это определите так, чтобы стоять на молитве столько же; сколько обычно простаиваете на правиле. – К ним можете приложить и свои молитовки, выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите... Также слова просительной ектении, на коей поют – подай Господи! можете обратить в молитовки, только вместо:
просим.. и
подай – говорить –
даруй мне Господи. Например: в ектении говорится:
прощения и оставления грехов и прегрешений у Господа просим... Вместо этого говорите:
прощение и оставление грехов и прегрешений даруй мне Господи. Так и все. Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкнете стоять на молитве не рассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например: десять раз проговоривши: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, – прилагайте:
Г. И. X. С. Б. п. м. гр. Если возьметесь за сие, то все акафисты, каноны, и молитвы, можно оставить, исключая молитв, которые очень близки к сердцу. Помянник одного сорта с сими молитовками. Его можете прочитывать.
Сестра, которая в церкви подходит, чтобы сказать вам о своих скорбях, – пусть к вам в келию для сего приходит, – или по окончании службы улучает время.
Бог вида не имеет и есть невидим. Бог Сын видится в человеческом естестве, поелику приял в Свое лице сие естество. Потому Его можно воображать в виде человека, во всех случаях, какие описываются в св. Евангелии. Это будет
– 179 –
воображение историческое. Божеское же Его естество невидимо и образа не имеет. Троица Святая есть за пределами твари, – и как есть, для нас – недомыслимо. Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, – а только веровать, что Он есть, – есть близ, и все видит и слышит.. О сем молить Его надо.
Сестер, о коих вы поминали, да благословит Господь! – Во всех нуждах да прибегают к Господу в молитвах, и Он услышит.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Е. Феофан.
15 дек. 93 г.
– 180 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.