478.
/Разъяснение того, что моление к святым не есть идолопоклонство/
/Два письма к обратившейся от сектантских мудрований/
Милость Божия буди с вами!
Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что
– 126 –
осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишете – моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклоннического. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиной просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущие здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас. Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том то и о том то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святые были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда – в царство небесное, стало нельзя? Отошедшие отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставльшиеся здесь.
Отношения наши взаимные, как членов церкви, остаются те же, в силе, вот и молим их, как молили прежде.
Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеские свойства, и в силу сего чтут их; мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем, а чтим их как совершеннейших
– 127 –
из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших, а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и рассмотрите: считаете ли вы святых богами. Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом – не попасть бы в идолопоклонницы.
Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь – порадует. На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение. Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякого зла, и да благословит в семейном отношении; сына же вашего да приимет в блаженные обители!
Спасайтесь!
Еп. Феофан.
20 января 1893 г.
– 128 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.