520.
/Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле/
/Письма к одной из учениц святителя Д. М./
Милость Божия буди с вами!
Д. М.
Благодарствую за ваши поздравление и благожелания. Желаю и вам всего хорошего.
Собирался отвечать вам на прежнее письмо, – как подоспело и второе. Может быть я и еще поленился бы; но вы пишете об очень важных вещах, – и лениться уже грех.
– И во-первых, желаю вам от всего сердца того, что вы себе пожелали, именно, чтоб вам в глубине души во весь год немолчно славословить
– 211 –
Господа. Даруй Господи! – Чтоб не рассеиваться, вы придумали, с боем часов, память смертную обновлять; не забудьте всякий час восстановлять усердие свое и внимание к Господу. Это добрый труд! Благослови Господи! – Но главное тут поставьте разбужать
дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Сии чувства должны составлять фонд всего внутреннего вашего строя.
Когда они есть, внутреннее ваше безопасно.
– "Воздохнуть о вас!" Я всегда молю Господа, чтоб Он сохранил в вас доброе настроение, какое есть у вас. Это внимание к вам Господа означает, и на вас обязательство большое налагает – держать себя в строе строго-настрого. Вот об этом я и молюсь, чтоб Господь дал вам строгость к самой себе.
– "Остановлюсь на каком-либо прилоге помысла, глядишь и уловил враг".
Судя по помыслу, это может быть и очень маловажно и очень важно. – Как вообще управляться с помыслами, смотрите у Аввы Исихия Иерусалимского и у Филофея Синайского. Там прописана полная о сем наука. От себя скажу, старайтесь всегда быть в чувстве к Богу (это урок Лествичника). – Сие чувство будет держать внимание у сердца. Внимание же такое тотчас будет уловлять чужой помысл и сказывать о нем вам, а вы, с Божиею помощью, именем Господа будете прогонять его.
– Привился ли к вам навык творить молитву Иисусову? Если да; имейте сие дело в благоговейном внимании. А если нет, потрудитесь навыкнуть.
– Не знаю какое у вас молитвенное правило; но вот что знаю, что гораздо лучше правило сие составить из коротеньких молитовок, нежели из
– 212 –
длинных более или менее молитв. Таких молитовок множество заключается в наших богослужебных книгах. Выбрать более к вам подходящие и потом каждую повторять несколько раз с углублением в смысл ее. И все правило тут. 24 молитовки св. Златоуста могут для всякого служить подходящими.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Спасайтесь!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
15 генваря 1889 года.
– 213 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.