544.
/Надежное прибежище, укрывающее от внешних треволнений. О сбережении сего дара (умной молитвы) и пользовании им для руководства в делах духовной жизни. Об удержании себя от гневных слов, и мыслей. Лучший источник средств на построение храма/
/Письма к одной из учениц святителя Д. М./
Милость Божия буди с вами!
Избавил вас Господь от NN., но неприятности чрез то не прекратились; ибо и другие досаждать
– 244 –
умеют. Но над вами покров Божий. Та молитва, что сама собою действует, – дар Божий и для вас безопасное пристанище, куда укрываетесь вы при всякой тревоге совне. Блюдите сей дар! И паче всего бегайте самоцена, сего змия ядовитейшего, но сладкоречивого паче других! Ангел ваш хранитель, вас блюдущий, напоминает вам через совесть вашу об усердной молитве и об ярости невидимого врага вашего. Имейте же обращение к св. ангелу хранителю вашему, и он будет вразумлять вас во всяком случае. Это надежнейший руководитель. Вы праведно порешили, что от N. нечего ждать, потому, исполняя в отношении к ним, что положено заповедями Божиими, впрочем, относительно порядков и требований духовной жизни, затворяться в себе и все решать под влиянием умной молитвы по внушениям, какие получаются при сем. Это ваши мысли, и я полагаю, что так действовать будет хорошо!
Не произносить гневного слова, есть великое совершенство. Да поможет вам старец Иларион. В основе сего лежит отсутствие раздражительности сердца, а она, как искры, заливается преданием себя в волю Божию, при сознании, что неприятности Бог попущает для испытания и нам самим показания, насколько прочно наше доброе внутреннее направление, что и обязывает нас держать себя в таких случаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту. И та ваша мысль, что делающие нам неприятность бывают орудиями врага – верна. Почему, когда кто причиняет вам неприятности, всегда полагайте, что позади их стоит враг разжигающий их и обидные фразы и дела им внушающий. В книжке "Невидимая брань" есть добрые на этот раз наставления. Много их у Варсонофия и
– 245 –
Иоанна и св. Лествичника. Просматривайте почаще эти книги. Не допускайте неприязненных и осудительных мыслей относительно NN. с ее клевретками, будьте к ним благодушны и молите Господа не сокращать из-за вас милостей Своих к ним, вас же укреплять в терпении и в разумном к ним отношении.
Заботит вас и церковь начатая. Но вы добре творите, покрывая сии заботы упованием на милость Божию. Когда есть Божие благоволение и благословение, тогда все устроится наилучшим образом, ибо тогда будут присущи всемощные мановения Божии, в силу которых откуда что возьмется!
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Е. Феофан.
15 дек. 93 г.
– 246 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.