. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    390.

    /Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108/

    /Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове/

    Милость Божия буди с вами!

    Упокой Господи душу усопшей рабы Александры. Но вы что же тревожитесь? Образ смерти ее ничего не представляет опечаливающего. Кончина христианская! Что нечаянно – ничего. Многие святые, церковью прославленные, умирали нечаянно. Вспомните Афанасия Афонского! Лучше вместо сетования бесполезного

     

    – 34 –




    усугубить молитву спасительную, и самим себя держать всякий час наготове к смерти. Кто может сказать, когда чей ударит час. Молился я о покойнице живой; тем усерднее буду молиться об отшедшей.

    В прошлом письме вы просили объяснения некоторых мест из псалмов. В обоих псалмах св. пророк изображает свои бедствия во время гонений Саула. Но как он сам был образом Христа Господа, то в обстоятельствах его жизни Дух Божий давал ему прозревать обстоятельства жизни Христа Господа. Оба псалма точно содержат стихи, которые потом применены к Господу. Слова псалмов могут быть относимы и ко всякому страждущему праведнику и ко всей св. Церкви. Так – вообразите св. Давида скитающимся в пустыне Иудейской и смотрите, что будут значить в отношении к нему 9-12 стихи 68 псалма Чуждь бых братии, т. е. братья стали смотреть на него, как на чужого, и странен.., как странник, сыновом матери моей... Братья и мать, может быть, значат тут народ Иудейский. Ревность дому и проч. Св. Давид есть представитель той части, которая строго ревновала исполнять все повеления Божии. Саул с своими – представитель людей, хотящих Божеское подчинить людскому. Духи Давида и Саула были противоположны. И ради сего духа гоним был св. Давид. О сем он и поминает. Ревную, говорит, о доме Твоем – церкви и поношению, которое непокоривые закону Твоему оказывают Тебе, – падает на меня так, как бы это было собственное мне причиненное поношение. Оно тяготит меня. Далее понятно. Постился, говорит, а они смеялись надо мною, оделся во вретище – знак сетующего, а они смотрели на меня, как на юродивого. К Спасителю отнесен 10 стих, о ревности. И все можно к

     

    – 35 –




    Нему применить. Можно применить и ко всякому праведнику; как это – не мудрено догадаться.

    Слова 108 псалма в стихах 6-13 сами по себе понятны. К кому относятся? 8 ст. св. Петр в Деяниях отнес к Иуде. И можно все разуметь так. Когда сквозь неправды людей, воздавших Давиду вместо добра злом, Дух Святый дал Псалмопевцу сему прозреть, что подобное имеет случиться с обетованным Мессиею от сего же рода; тогда он облекается полным чувством праведного гнева Божия и в этом чувстве изрекает, чему бы следовало быть с предателем, если б поступить с ним по всей правде; изрекает же сие в лице кого-то, кто особенно чувствительно обидел его самого. Больше про это нечего сказать. Св. толковники клятвы на врагов, часто встречающиеся в псалмах, объясняют именно тем, что тут Дух Святый воздвигает гнев Давида, и язык его вооружает для выражения наказаний Божиих, чтобы неправедники всех времен видели, чего они стоят, и как бы с ними было поступлено, если бы не милость Божия.

    Всем вам благ от Господа желаю.

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    24 января 1872 г.

     

     

    – 36 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .