390.
/Утешение в скорби об усопшей. Изъяснение некоторых слов из псалмов 68 и 108/
/Письма к одной почтенной особе в г.Тамбове/
Милость Божия буди с вами!
Упокой Господи душу усопшей рабы Александры. Но вы что же тревожитесь? Образ смерти ее ничего не представляет опечаливающего. Кончина христианская! Что нечаянно – ничего. Многие святые, церковью прославленные, умирали нечаянно. Вспомните Афанасия Афонского! Лучше вместо сетования бесполезного
– 34 –
усугубить молитву спасительную, и самим себя держать всякий час наготове к смерти. Кто может сказать, когда чей ударит час. Молился я о покойнице живой; тем усерднее буду молиться об отшедшей.
В прошлом письме вы просили объяснения некоторых мест из псалмов. В обоих псалмах св. пророк изображает свои бедствия во время гонений Саула. Но как он сам был образом Христа Господа, то в обстоятельствах его жизни Дух Божий давал ему прозревать обстоятельства жизни Христа Господа. Оба псалма точно содержат стихи, которые потом применены к Господу. Слова псалмов могут быть относимы и ко всякому страждущему праведнику и ко всей св. Церкви. Так – вообразите св. Давида скитающимся в пустыне Иудейской и смотрите, что будут значить в отношении к нему 9-12 стихи 68 псалма Чуждь бых братии, т. е. братья стали смотреть на него, как на чужого, и странен.., как странник, сыновом матери моей... Братья и мать, может быть, значат тут народ Иудейский. Ревность дому и проч. Св. Давид есть представитель той части, которая строго ревновала исполнять все повеления Божии. Саул с своими – представитель людей, хотящих Божеское подчинить людскому. Духи Давида и Саула были противоположны. И ради сего духа гоним был св. Давид. О сем он и поминает. Ревную, говорит, о доме Твоем – церкви и поношению, которое непокоривые закону Твоему оказывают Тебе, – падает на меня так, как бы это было собственное мне причиненное поношение. Оно тяготит меня. Далее понятно. Постился, говорит, а они смеялись надо мною, оделся во вретище – знак сетующего, а они смотрели на меня, как на юродивого. К Спасителю отнесен 10 стих, о ревности. И все можно к
– 35 –
Нему применить. Можно применить и ко всякому праведнику; как это – не мудрено догадаться.
Слова 108 псалма в стихах 6-13 сами по себе понятны. К кому относятся? 8 ст. св. Петр в Деяниях отнес к Иуде. И можно все разуметь так. Когда сквозь неправды людей, воздавших Давиду вместо добра злом, Дух Святый дал Псалмопевцу сему прозреть, что подобное имеет случиться с обетованным Мессиею от сего же рода; тогда он облекается полным чувством праведного гнева Божия и в этом чувстве изрекает, чему бы следовало быть с предателем, если б поступить с ним по всей правде; изрекает же сие в лице кого-то, кто особенно чувствительно обидел его самого. Больше про это нечего сказать. Св. толковники клятвы на врагов, часто встречающиеся в псалмах, объясняют именно тем, что тут Дух Святый воздвигает гнев Давида, и язык его вооружает для выражения наказаний Божиих, чтобы неправедники всех времен видели, чего они стоят, и как бы с ними было поступлено, если бы не милость Божия.
Всем вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец Е. Феофан.
24 января 1872 г.
– 36 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.07.2015.