. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 3. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 3

     

    475.

    /Руководство к борьбе с грехом и очищение сердца от греховных помыслов/

    /Письма к некоторому лицу, пробудившемуся от греховной жизни к покаянию/

    Милость Божия буди с вами!

    Все пройденное вами со времени пробуждения к покаянию совершенно в порядке, – нечего ни прибавлять, ни убавлять, ни поправлять. Немножко только следует пополнить в деле борьбы вашей с грехом. Общее у вас: уклонися от зла и сотвори благо, – это в каждый момент и в делах, и в словах, и в помышлениях.

    Дела и слова, кажется, довольно упорядочились, но внутренний строй не установился.

    Кажется вы не уяснили еще себе, что теперь должно

     

    – 118 –




    быть главным у вас, что иметь в виду, к чему стремиться? Вы говорите, что читали мои книги. Случилось ли вам напасть на книгу "Путь ко спасению" (очерк аскетики)? В ней три отделения. В третьем решается вопрос: бросил грех, стал на добрую дорогу, что же теперь? Указывается что и прописывается в общих чертах, как сего достигнуть. Если вы не читали сей книги, или читавши забыли, то прочитайте снова, и добре уясните себе прописанное там. Подходит к этой книге еще и такая: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться и еще Письма о духовной жизни, по поводу писем графа Сперанского. Прочитайте и эти, и с помощью всех указаний постройте себе план внутренней духовной жизни. После сего вам может быть придется встретиться с вопросом о некиих недоумениях.

    Здесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце. Главное тут помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за сими – пожелания; за этими склонения на дело, согласия, решения. Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная. Но когда к сему прилежит сочувствие и услаждение, сласть похотная, не отгоняемая а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего; если кто сам и удерживает сию сласть и разжигает, тут уже вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение.

    Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие, или сласть, как только покажется, –

     

    – 119 –




    подавлять надо всеми силами. Тут главный пункт внутренней брани.

    Вопрос – как, решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани. Больше этого не буду писать. Подробности найдете в книжках.

    Теперь о ваших вопросах: в академию, думаю, вам не для чего. Если требуется что пополнить, пополните чрез чтение.

    Когда покончите дела, лучше не мешкать, а тотчас же и в обитель. В какую? как вам показалась (N.), то туда и ступайте.

    О покое в обители не мечтайте. Зрите путь тесный и прискорбный. Это настоящий.

    А дотоле? – Дотоле блюдите свое внутреннее, чтоб там не было бурлений, вычищайте понемногу атмосферу душевную. Чем чаще будете в церкви, тем лучше.

    Больше всего блюдитесь от похотной сласти. Ее преследуйте как самого главного врага.

    Благослови вас Господи!

    Е. Феофан.

    24 ноября 1892 г.

     

     

    – 120 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 3. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .