ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ВЫПУСКА СОБРАНИЯ ПИСЕМ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА
С УКАЗАНИЕМ ИХ СОДЕРЖАНИЯ.
Вместо предисловия 3
Письмо к о. Архимандриту Задонского св. Тихона монастыря Димитрию
1. Смиренный отзыв Святителя о своем руководстве. Ответ на вопросы о трудах по воле начальства и о внутреннем делании 5
2. О келейном молитвенном правиле 8
3. Рецепт от немощей при исполнении правила 9
Письмо к служащему при чудотворной Вышенской иконе Божией Матери иером. А.
4. Чувства и поведение служащего при святой иконе 10
Письма к о. Т.
5. О сокрушении о грехах 10
6. О путешествии по святым местам 11
7. По поводу желания остаться на Афоне и о посылках 13
8. Остаться ли на Афоне 14
9. Благословение на принятие ка-ва (должности) 15
10. В виду предполагаемого назначения на должность настоятеля 15
11. Ободрение к прохождению возложенной обязанности настоятеля 16
12. О молитве Иисусовой 17
13. Как избавляться суеты при неизбежных хлопотах 19
14. Не надо падать духом. Ответы на вопросы о видении жен, о праве иеромонахов исповедывать и двоеженцам принимать священство и о поступлении в монастырь г. N. 21
15. О служении подле владыки 24
16. Поздравление с игуменством и пожелания 24
17. О терпеливом прохождении должности 25
18. Поздравление и о телесном здоровье 25
19. Советы настоятелю обители 26
20. При посылке книг 27
21. При посылке на помин Ю. Н. 28
22. Буди воля Божия (болящему) 28
23. Благодарение и взаимные благожелания 29
24. Врачебный совет больному животом 29
25. О сохранении надежды на выздоровление и о своем здоровье 30
26. Болящему об унынии 30
27. Болящему ободрение и о посещении Выши 31
28. Болящему благословение к д-ру гомеопату и о предании себя в волю Божию 31
29. Ему же о терпении и о нехождении в церковь 32
30. Ему же при усилении болезни 32
31. Промысл Божий в судьбе болящего. Пример пирога и хозяйки 32
32. О домашней молитве и скорбях болящего 34
33. Продолжается ободрение болящему 35
34. Ему же по принятии таинства и разъяснение о грехах исповеданных 36
35. Ему же. Молиться о выздоровлении можно, но с преданием себя в волю Божию. О своем непринимании посетителей 37
36. Отзыв об упражнении в писательстве 37
37. При посылке книг 38
Письма к N N.
38. Наставление желающему поступить в монастырь. Должно и лечиться и к святым прибегать 38
39. Можно ли лечиться миром 39
40. Наставление при болезни 40
41. Благословение в монастырь 41
42. И болезни и здоровье от Бога 41
43. Советы поступившему в монастырь 42
44. На вопрос о выгодном женихе для сестры, стремящейся к девству 43
Письмо к сельской келейнице
45. О труде сборщиц на приходскую церковь 43
Письмо к отцу сельской келейницы
46. Ответ на раздумье о пути спасения 44
Письма к городскому благочестивому семейству
47. Поздравление читателю присылаемых книжек 45
48. Ему же ободрение к откровенной переписке со святителем 45
49. О разделе имения и о хульных помыслах 46
50. Не надо менять духовника 47
51. Благословение новобрачным и о посылаемом 2 томе Добротолюбия
52. Взаимное поздравление и благожелания 48
53. При посылке Невидимой брани и взаимные поздравления 48
54. По поводу предстоящего освящения храма 49
55. Новогодние поздравления 50
56. Пасхальные поздравления 50
57. О своей поездке в Москву и друг. 51
58. Заботиться о душе всегда есть время. Об иконе Святителя Митрофана, писанной по сновидению 51
59. О той же иконе: заказ увеличенной фотографии 52
60. О том же. Неудачный конец задуманного предприятия 53
61. Ответ на поздравление и об обещанном снимке с иконы Святителя 54
62. То же 54
63. Ободрение племяннице на задуманный добрый шаг 55
64. По поводу известия об урожае и о своем здоровье 55
65. Благословение в монастырь и о варежках 56
66. При посылке толкования 33 псалма 57
67. На раздумье при женитьбе сына 57
68. При передаче книг для владыки, на Выше 58
69. Окончившим широкое богомолье, при посылке 5 т. Добротолюбия 58
70. Уверение во взаимном памятовании и о посылаемой книжке 59
71. По освящении нового храма на Выше и о невозможности личного свидания со святителем 60
72. При посылке книжек для дочери Е-ны 60
73. Уверение в памятовании и о своих старческих немощах 61
74. Ответ на предложение ценной шубы 61
75. О своих недугах и о посылаемых книгах 62
76. Пасхальное поздравление и о посылаемых книжках 63
77. По поводу страха о предстоящем разделе 63
78. Поздравляющей отроковице при посылке ей книжки о духовной жизни 64
79. При наступлении Пасхи 65
80. По поводу распространяющейся холеры 65
81. При посылке книги "Древние монашеские уставы" 66
82. При посылке "Напоминания инокиням об иночестве" 67
83. При посылке кн. "О наших отношениях к храмам" 68
84. При посылке Толкований 68
85. При посылке книг для сына 68
86. О своих немощах и приглашение к пожертвованию на Алтайскую миссию 69
87. К деве желающей посвятить себя Богу о жизни келейной и монастырской 70
88. Об очищении и врачевании духовных немощей 71
Письмо двойное к NN и NN
89. Наставление о молитве и благочестии жене и ее обратившемуся к вере мужу 71
Письма к И. Дубасову
90. Утешение отцу скорбящему о похищенных смертию детях 76
91. То же 78
92. То же 79
Письма к Афонскому иеромонаху о. Арсению
93. О трудах для печати. Приписка об о. Т. и о Рашине. 80
94. К истории первого издания Псалтири из сочин. Ефрема Сирина. Первые шаги по составлению Добротолюбия 82
95. По напечатании Псалтири. Хлопоты о сочин. св. Антония и Феодора Студита. Розыск подлинника 83
96. Свой адрес и продолжение хлопот о сочинении Феодора Студита 85
97. Продолжается розыск подлин. Сочин. Феодора Студ. Просьба о переплетных инструментах 85
98. Материалы и план Добротолюбия 86
99. О втором томе Добротолюбия и частных делах 88
100. Пред напечатанием первого тома Добротолюбия 89
101. Печатать ли сказание о хитоне по грузинским преданиям, и прочие указания по печатному делу 91
102. Материалы 2 го тома Добротолюбия 92
103. К истории Добротолюбия и книжки "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться". О рисунках для резьбы на дереве 94
104. При посылке для печати той же книжки. О рисунках, кистях и проч. 95
105. Об опечатках 96
106. Душа и дух, по поводу возводимого обвинения в неправославии 97
107. То же 101
108. Об обработке книги о Христе Спасителе, и о своем больном глазе 103
109. По возвращении из поездки для лечения. Советы по книгоиздательству 105
110. О своем больном глазе 106
111. О введении в Евангельскую историю и о глазе 107
Письма к г-же NN
112. Устройство домашнего жития по монастырски 108
113. О средствах борьбы с духом охлаждения и ответы на разные вопросы по благочестию 110
Письма к г-же NN, сообщенные г-м К.Е.
114. О милосердии и искоренении дурных качеств 115
115. Неприятности – молотки для очищения сердца 116
116. Постепенное укрепление в духовной жизни и о Пашковцах 118
117. Продолжается духовное руководство ревнующей о спасении замужней христианки 119
118. По поводу болезни мужа 122
119. О терпении, житейских хлопотах, скрытой гордости и о том, чтобы держаться одного пути спасения 123
120. Забота о детях и раздражительность 126
(К ней же будут напечатаны еще четыре письма в одном из следующих выпусков)
Письма к суздальскому протоиерею Михаилу Хераскову в бытность священником и инспектором Владимирского Епархиального жен. училища, затем ректором Семинарии и по оставлении ректорской службы
121. Мысли при взгляде на фотографическую группу воспитанниц епархиального училища. Иностранные толковники Писания 128
122. По получении рукодельного подарка от воспитанниц 130
123. Ободрение, отзыв на письмо женского училища и поклоны 130
124. По получении присланного учебника по Священному Писанию 131
125. Ответ на поздравление Семинарии и о своем затворе 132
126. Ободрение к трудам по изъяснению Священного Писания 133
127. Ответ на поздравление и отзыв о присланной книге проповедей 133
128. О перемене службы 134
129. Утешение по принудительной отставке от должности 135
130. О молитвенном памятовании и о ходатайстве 136
Письма к г-же Н. М.
131. Наставление ищущей спасения и молитвенное правило ей 137
132. После замечания о характере своего руководства, дается подробное наставление и разъяснение о жизни по Богу и о печатных пособиях для духовной жизни 139
Письмо к рясоф. монахине Тамбовской губ. Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря Софии Николаевой Булатовой
133. Ответ вопрошающей о спасении 144
Письмо священнику с. Анькова Владимир. губ. Алексию Орлову
134. При посылке книг для девической школы 146
Письмо к П. Б.
135. О сомнениях в деле веры 146
(см. еще письмо 137 и дал.)
Письмо к протоиерею С. Т. П.
136. Против уныния и на скорбь об отлученном сыне 149
Письма к П. А. Б.
137. О борьбе с духом хулы и сомнения 151
138. О состояниях благодатного озарения 154
139. Об идиотах и некрещенных 155
140. Пустые призраки и о борьбе с ними 156
Письмо к Преосвященному Никодиму (Белокурову)
141. Благодарность за племянника и просьба о нем 166
Письма к племяннику А.Г. Говорову
142. Родственный совет и предостережение 167
143. О безукоризненном прохождении службы 167
144. Верность службе и страх Божий. Как употреблять досуги 168
145. Благословение на женитьбу и наставление 169
146. Поздравление со вступлением в брак и о семейном счастии 170
147. Любовь – источник семейного счастия 170
148. По получении фотографических карточек 171
149. При посылке вещиц своей работы. Начинается переписка о печатании трудов святителя 171
150. При посылке собственноручной копии с иконы Божией Матери. О печатании книг 172
151. Родственная тревога и о печатании 173
152. Перед рождением дитяти 174
153. Благословение новорожденному, записанному крестником 174
154. При посылке денег на печатание книг и на зубок крестнику 175
155. При посылке рукописи для печати 177
156. В ожидании водоочистительной машинки и о своем глазе 177
157. О своем глазе, о служебном положении племянника и по печатному делу 178
158. Наставление о печатании первого тома толкований на послания; известие о глазе и радость о благополучии 179
(Продолжение см. с № 160-го).
Письма Святителя к его умирающей сестре и скорбному ее мужу (Протоиерею села Чернавска)
159. Ободрение, наставления и последнее прости 180
К племяннику А. Г. Говорову
(Продолжение)
160. При посылке книг для чтения и советы по издательству 183
161. Наставление о продаже книг и проч. 184
162. Строгое вразумление о неудовольствиях с людьми 185
163. Сборы в Москву для лечения глаза 186
164. О портрете и о предстоящей поездке 187
165. По возвращении из Москвы 188
166. По изданию писем о христианской жизни 189
167. По книжному делу 190
168. При посылке погрешностей и о своем глазе 191
169. По книжному делу 191
170. То же 192
171. Понуждение к немедленному ответу и соображения по издательству 194
172. Поздравление с новорожденною и об издании Толкований 195
173. Поздравление с новосельем и по книжному делу 196
Письмо к Задунайскому воину
174. После благословения трудящемуся о спасении души, к чему руководством служат книги Святителя, дается разъяснение о грехах исповеданных 197
Письма к Елиз. Иван. Снегиревой, урожденной Херасковой
175. Ответ на коллективное поздравление воспитанниц Епархиального училища 197
176. По случаю вступления в брак воспитанницы Херасковой 198
177. По случаю смерти ее родителей 199
К мещанину г. Елатьмы С. Е. Е.
178. Ответ на желание побывать на Афоне 200
179. Имеющему частную келлию – о сборе пожертвований и о чтении приходящим 200
180. Бездетному – о хождении на богомолье, имени, и имуществе 201
181. Благословение на богомолье 202
182. На вопрос о собирании пожертвований: о своей душе попекись 202
183. На вопрос женатого о поступлении в монастырь 202
К жителю г. Елатьмы Д. И. Г.
184. (Бессемейному) на вопрос о поступлении в монастырь 203
Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске
185. Подробное наставление о пути спасения 203
186. Узкий путь. Отзыв о происхождении и современных проповедниках пессимизма 214
187. О бесчувствии, богомысленном созерцании, молитве, чтении, пище и проч. 215
188. О своем руководстве, об отношении к молоканам, благодати и молитве Иисусовой 221
189. О говении, нечувствии и разные краткие наставления 225
190. О духовном охлаждении и избавлении от него 230
191. Домашнее правило из кратких молитв 233
192. О маленьких молитвах, утреннем богомыслии и частных предметах
193. Ободрение текущему по пути спасения 237
194. При посылке книги, разные советы и наставления 238
195. Блюстителю правды, жалующемуся о своем впадении в неправду 240
196. Духовные возбудители 241
197. После наставления о бесчувствии и житейских нуждах даются ответы на вопросы: о вхождении в алтарь мирянина и проч. 244
198. Ответ на разные тревожные мысли ищущему спасения 247
199. Ободрение чувствующему греховное бессилие. Совет устроить вечеровые назидательнык чтения 249
200. Разные краткие отзывы и наставления. Крепкое упование, подобающее кающимся, месть врага кающимся 251
201. Довольство настоящим, забота о детях. Разные места и лица. Афонские листки и Душеполезный Собеседник 254
202. Об участи погибших на Русалке. Наше братанье с французами. Опасение нищеты в будущем 256
203. Главнее всего – блюдение сердца во внимании к Богу. Муки влюбленного Льва и холодная для него водица 258
Письма с № 1-го по 76-й первоначально были напечатаны в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1894-й год (см. №№ этого журнала 34-42, 44, 45, 47-49); письма с № 77 по 89 – в тех же Ведомостях за 1895-й год (№№ 1-3); письма с № 90 по 92 – в № 43 тех же Ведомостей 1894 года; письма с № 93 по 203-й – в Душеполезном Чтении 1894 года с мая по декабрь и 1895 г. кн. февраль и март, откуда и взяты в настоящее собрание.
/В печатном издании Оглавление находится в конце книги, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало. – Прим. электр. Ред./
Вскоре по кончине святителя Феофана одним из его искренних почитателей написаны были следующие строки:
"Все, кто только знал о почившем святителе, – для кого он был незаменимым руководителем, кто обязан был ему сокровищами ума и сердца, кто находил у него утешение в скорбях, ободрение и помощь в подвиге жизни – а таковых много, много на св. Руси. все они глубоко чувствуют теперь свое сиротство, свою незаменимую потерю. Но это – не обычная скорбь, которая бывает у людей при утрате дорогого человека, которого всегда видели и не увидят более, к которому так привыкли. Огромное большинство тех, кто знал и глубоко чтил почившего святителя, никогда не видали его при жизни. Поэтому и скорбь их особого рода. Она не выражается воплями о разлуке, а глубоко ложится на душе, затрагивая самые сокровенные движения сердца, проникая до тайников духовной жизни, до той области духа, для которой почивший именно и был необходим, как великий наставник, как яркий светоч, горевший ярким, всеозаряющим светом среди возникавших внутренних смут, среди мглы колебаний и сомнений, как мощный помощник в борьбе с внешними, а главное – внутренними невзгодами. Да растворится эта скорбь у всех, кто живо чувствует свою утрату, великим утешением, что почивший отошел туда, куда давно уже всецело устремлена была его душа, достиг того, чего так пламенно желал
– 3 –
при жизни. Давно уже он в своем "затворе" скрылся от очей мира, хотя и горячо любил людей, давно уже стоял над той таинственной гранью, что разделяет видимое от невидимого, земное от небесного.
Не только те, кто непосредственно от самого почившего святителя получали духовную помощь, – но и весь православный мир и все истинно-русские люди глубоко почувствовали значение события: Вышенская обитель, где подвизался святитель, благодаря ему, сделалась источником яркого духовного света, – того истинного просвещения, которое бесконечно выше всех знаний, приобретаемых в высших школах науки, потому что оно возвышает самые знания, могущественно действует на все стороны духа, укрепляя силы, потому что исходит не от одного ума, но и от глубоко чувствующего сердца".
Но этот свет не угас с кончиною святителя. Подобно тому как закатившееся солнце долго еще освещает вечернее небо, разгоняя ночную мглу, так, по кончине святителя, многочисленные оставленные им письма к разным лицам и до сих пор светят кротким сиянием, озаряя многоразличный жизненный путь. Число их возрастает все более и более. Трудно перечислить все многотрудные случаи и обстоятельства, по поводу которых святитель давал разным лицам полезные духовные уроки и глубокие назидания, проникнутые отеческой любовью. Так как не все имеют возможность ознакомиться с письмами великого наставника и опытного руководителя на "пути ко спасению" (так называется одно из творений святителя), то мы и решились собрать их вместе, расположив, насколько возможно было, по порядку поступления писем.
– 4 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.