137.
/О борьбе с духом хулы и сомнения/
/Письма к П. А. Б./
К П. А. Б.
Слава Тебе, Господи!
О том, что у вас все цело, я писал в полном убеждении, что все так и есть. Это доказывает весь ход дела, как вы писали и как поступаете. Почему в этом нечего сомневаться.
Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, – что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове – противостать ему. – Пишут старцы, что когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, – и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же что – подать врага в грудь. – Это сильное и неприятное врагу средство. – К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его.
Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, – поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! – Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, – и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется. Это дело простое! – Молитвы из истины составляются тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину молитесь: Господи! как тогда ходя по земле исцелял Ты всякие недуги,
– 151 –
прокаженных очищал, слепым давал прозрение, – прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего, – и проказу грехов сними с меня. Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины войдут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами.
Средство это иными словами есть: вкусить истину, – радоваться ею, с утешением и сладостью воспоминать об ней, и с теплотой сердечной вращать ее в уме.
Помоги вам Господи достигнуть сего.
О свободе. Как ни будь сильны побуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему, и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. – В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может.
Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас, и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага, – что дальше не пропустили, – это или означает степень, какой кто удостаивается: ибо не все одинаковы; или дано сие видеть – в побуждение, что не надобно останавливаться на полдороге, а следует искать и искать, – или как Апостол – все гнать вперед. А что видевший сон сей принят в дом Божий, – это очевидно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. – И так милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине, и по ее указанию простираться вперед. – Благослови вас Господи. – Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воодушевления. – Она ведь Мать всех нас христиан. И как Господу, за нас умершему, мы
– 152 –
все дороги, так и Ей. – Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше.
Что у вас другие есть недостатки, что дивного, и у кого их нет? – Но дух хулы и сомнений, надо полагать, есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения то же, что – когда почва под ногами колеблется. Почувствовавший это тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего? – Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать. Тогда и прочие подадутся.
Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? – И останавливается. Вот и самость. – Может быть и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость – с излишком. – Так начинайте зараз – и ее бороть. Смирение – корень всего добра, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным дает благодать.
Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. – С какою неприязнью он относится к Господу Спасителю?! – Ему это натурально; ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских!
Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься св. Таин – очень хорошо. Благослови вас Господи! – Исповедаться надо полно. Мой духовник о. Иосиф. Возьмите его. – Он старец сильной веры, – но без всяких мудрований. – Расскажите ему все, и просите молитв. Его молитвы сильны, по простоте его сердца.
И я буду, хоть и очень грешен, молиться усердно, чтобы Господь отогнал от вас сего, томящего вас, духа.
– 153 –
Писать вам, или другому кому, составляет для меня приятный отдых, при однообразных всегда занятиях моих.
Прочитайте статью св. Димитрия Ростовского – о хульных помышлениях.
А вот и жизнь св. Нифонта – как долго его томил подобный вашему дух.
И воодушевитесь.
Помоги вам Господи!
Е. Ф.
– 154 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.