. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    137.

    /О борьбе с духом хулы и сомнения/

    /Письма к П. А. Б./

    К П. А. Б.

    Слава Тебе, Господи!

    О том, что у вас все цело, я писал в полном убеждении, что все так и есть. Это доказывает весь ход дела, как вы писали и как поступаете. Почему в этом нечего сомневаться.

    Дух хулы и сомнения притаился; но не думайте, что он так скоро оставит вас. Привыкши находить доступ к вам, он все будет подступать, не удастся ли как-нибудь посильнее смутить. Это все испытывают. Потому пишут, – что в борьбе с врагом не надо никогда слагать оружия, а всегда быть наготове – противостать ему. – Пишут старцы, что когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, – и затем или вместе с тем обратиться к Господу с молитвою. Неприязненность то же что – подать врага в грудь. – Это сильное и неприятное врагу средство. – К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и порождений его.

    Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, – поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! – Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, – и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она исповедуется. Это дело простое! – Молитвы из истины составляются тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину молитесь: Господи! как тогда ходя по земле исцелял Ты всякие недуги,

     

    – 151 –




    прокаженных очищал, слепым давал прозрение, – прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего, – и проказу грехов сними с меня. Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины войдут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами.

    Средство это иными словами есть: вкусить истину, – радоваться ею, с утешением и сладостью воспоминать об ней, и с теплотой сердечной вращать ее в уме.

    Помоги вам Господи достигнуть сего.

    О свободе. Как ни будь сильны побуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему, и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. – В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может.

    Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас, и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага, – что дальше не пропустили, – это или означает степень, какой кто удостаивается: ибо не все одинаковы; или дано сие видеть – в побуждение, что не надобно останавливаться на полдороге, а следует искать и искать, – или как Апостол – все гнать вперед. А что видевший сон сей принят в дом Божий, – это очевидно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. – И так милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине, и по ее указанию простираться вперед. – Благослови вас Господи. – Что сказала вам Матерь Божия, это верх утешения и воодушевления. – Она ведь Мать всех нас христиан. И как Господу, за нас умершему, мы

     

    – 152 –




    все дороги, так и Ей. – Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше.

    Что у вас другие есть недостатки, что дивного, и у кого их нет? – Но дух хулы и сомнений, надо полагать, есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения то же, что – когда почва под ногами колеблется. Почувствовавший это тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего? – Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать. Тогда и прочие подадутся.

    Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? – И останавливается. Вот и самость. – Может быть и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость – с излишком. – Так начинайте зараз – и ее бороть. Смирение – корень всего добра, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным дает благодать.

    Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. – С какою неприязнью он относится к Господу Спасителю?! – Ему это натурально; ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских!

    Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься св. Таин – очень хорошо. Благослови вас Господи! – Исповедаться надо полно. Мой духовник о. Иосиф. Возьмите его. – Он старец сильной веры, – но без всяких мудрований. – Расскажите ему все, и просите молитв. Его молитвы сильны, по простоте его сердца.

    И я буду, хоть и очень грешен, молиться усердно, чтобы Господь отогнал от вас сего, томящего вас, духа.

     

    – 153 –




    Писать вам, или другому кому, составляет для меня приятный отдых, при однообразных всегда занятиях моих.

    Прочитайте статью св. Димитрия Ростовского – о хульных помышлениях.

    А вот и жизнь св. Нифонта – как долго его томил подобный вашему дух.

    И воодушевитесь.

    Помоги вам Господи!

    Е. Ф.

     

     

    – 154 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .