. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    106.

    /Душа и дух, по поводу возводимого обвинения в неправославии/

    /Письма к Афонскому иеромонаху о. Арсению/

    Христос Воскресе!

    Возлюбленнейший о. Арсений!

    Очень жалею, что вы смутились, и тем паче, что никакого нет основания к смущению. – Если б я говорил, что у нас внутри душа, да и только, и потом прибавил, что она одинакового происхождения с

     

    – 97 –




    душою животных; то следовало бы смутиться. А я говорю, что у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равно-ангельская сила, – которая и составляет характеристическую черту человека. Следовательно тут нечем смущаться, опасаясь низвесть человека в ряд животных. Обычно мы говорим: душа-душа. А по существу дела следовало бы говорить душа-дух, или дух-душа. Принимая слово душа – яко дух-душа я никак не скажу, что она одного происхождения с душою животных: ибо дух от Бога, а принимая ее отдельно от духа, говорю так. Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, – и из животного стал человек – ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отраждаются от родителей, или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. – И не понимаю, чем тут смущаться?! Да вы когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете, или всю животную жизнь? – Конечно всю животную жизнь, и с душою животною. А прибавляя к сему: разумное – что означаете? То, что хотя человек тоже, с одной стороны, что животное с душою животною; но с другой – он несравненно выше животного, ибо имеет разум – νους – что совершенно соответствует слову – дух. Сказать: животное разумное есть то же, что сказать: животное одуховленное.

    Св. отцы различают – дух, душу и тело: Антоний

     

    – 98 –




    Великий, Исаак Сирианин, Ефрем Сирианин и другие. Они не говорят какого свойства суть души наши. Но сопоставляя то, что пишет св. Антоний о родах живых тварей, навожу, что по его разуму душа наша одной природы с душою животных. Извольте читать его 166 пункт из числа 170-ти. Вот свод всего:

    Живых существ четыре вида

    1. Ангелы...                     │            │

    2. Люди, кои имеют: ум, │ душу, │ дыхание.

    3. Животные, кои имеют │ душу │ и дыхание.

    4. Растения имеют           │           │ жизнь.

    Извольте сводить.

    Дыхание, дыхание, жизнь… – это все в разных классах существ: растениях, животных и людях, но есть одного рода и свойства природы, назовем ее – органическая жизнь.

    Душа – душа – тоже одного порядка есть, хотя стоит, находится в разных классах существ – в животных и людях, – но тоже есть одной природы. – Затем – ум – ангельская сила тоже одной природы.

    Вывожу, что по святому Антонию душа наша одного ранга с душою животных. Что нас отличает, это есть ум, что я называю дух. Пересмотрите все пункты св. Антония, где он говорит об уме. Все, что он говорит об уме, я отношу к духу... и выражаю то почти теми же словами, утверждая вместе с ним, что тот и есть настоящий человек, кто живет по духу, – что св. Антоний выражает: – по уму.

    Так совершенно нет никакого основания вам смущаться.

    А что сказано: на один градус: так вольно же вам понимать это, как черточку на градуснике. Ангелы, насколько выше нас? – на градус, – как и мы

     

    – 99 –




    выше животных на градус. Градус – замените словом степень, выйдет: на одну степень. – Кто придирается к словам, упуская из внимания мысль?!

    Что говорил вам ученый писатель, будто воспользуются сим словом материалисты и дарвинисты, то это им не удастся; От чего производят человека от животных – обезьяны? – от того, что не различают в человеке души от духа. – Замечая, что душа наша схожа с душою животных, они и бредят: "но – душа одна, стало и весь человек от них же выродился". А когда мы настоим на различии духа от души, и характеристику человека перенесем в дух: тогда вся теория Дарвина – падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, – но то паче, как происходит он, яко духовное лице в животном теле с его животною жизнью и душою. Да попросите сего ученого получше изложить свои недоумения. Я ему отвечу все полно. И уверен, что он согласится на мои объяснения.. Его поразило верно то, что привыкли под душою разуметь и высшие стороны человеческой жизни, он никак не мог понять, как можно душе назначать такой невысокий ранг. Но когда выяснится, что, пиша так, я под душою разумел не высшую, а низшую сторону нашей внутренней жизни, то полагаю, что он помирится с таким образом выражения. – Между тем сообщите ему прописанное вам, – или дайте прочитать.

    Из всего сказанного следует, что вам не бояться надобно распространять книгу, а спешить распространить как противоядие нелепым мнениям о человеке.

    Говорю так по искреннему моему убеждению.

     

    – 100 –




    И не извольте останавливать хода продажи. Пусть идет. Только опечатки приложите.

    И еще повторяю вам: не слушайте никого, особенно этого ученого, всполошившегося *) не знать из-за чего, пока он не голословно, а обстоятельно не изложить своих недоумений, и не получит от меня разъяснений.

    Вот и попались вы! – Афон распространитель ересей и мрачных учений. А орудует кто? О. Арсений! – Давай его сюда. Как он смеет?

    Извольте всем отвечать: только тронь. Так отдам, что и зуб не соберешь.

    Благослови вас Господи!

    Ваш богомолец Е. Феофан.

    2 мая 1878 г.

     

    _______

    *) Более всего всполошили о. Арсения некоторые из женщин высшего круга.

     

    – 101 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .