188.
/О своем руководстве, об отношении к молоканам, благодати и молитве Иисусовой/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Книги послал вам, а письма написать не успел. – Сажусь писать и скажу, что потребуется по течению вашего письма.
_______
*) Лев – старший сын мой, воспитывался в то время в Воронежском Михайловском кадетском корпусе и держал выпускной экзамен, который и сдал благополучно. После окончил курс в Павловском военном училище, а в настоящее время служит офицером в Варшаве.
– 221 –
Вашим руководителем и наставником и пастырем перестаньте меня называть. Ни для кого не берусь быть таким лицом; а когда спрашиваешь кто, сказываю, что представляется мне подходящим.
Ваш замысел сделать что-то по случаю посылки книг не пригоден. Книг своих я не издаю и не продаю; а издатели присылаюсь мне издаваемых книг некое количество, для раздачи. Я и раздаю кому считаю нужным. – Если будете исполнять, что признаете подходящим вам, – и потом положите поклон о многогрешном писателе; вот и все, что можно вам сделать.
Прочитали путь ко спасению? – Добре. И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки академии студентам С.-Петербургской. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием – после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46-7 годах.
"Без руководителя нельзя" написали вы. – Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому, – и тоже смотреть и под ноги и по сторонам. Старец Паисий Величковский всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил в двоем-троем, – и взаимным советом руководились. Меня прошу исключить из гожих руководителей. И сами смотрите, как быть, с молитвою и отеческими уроками.
Случаи взрыва вашей самости не важны сами по себе; но важен дух, с которым сделано вами то, что сделано. Его уже вы сами осудили. И следует так. Более других укорен поступок ваш с молоканом. – Общение, которого вы боитесь, не житейское разумеется и не доброжелательное, а
– 222 –
религиозное: не общиться в вере и таинствах, и молитвах. Зачем он приходил к вам, вы должны были помочь ему.
В других двух случаях вы могли и серьезное внушение сделать, – и не пылить. Много извиняет то, что русскому как резонно ни толкуй, не послушает, а пригрози и приколоти, послушает. Но это идет скорее к властным лицам, а не к частным. – Мне думается, что вы хорошо сделаете, если встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можете сказать: "я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш: вы дурно сделали". Работнице говорите: "как только замечу, что ты прибила дочь, так сгоню тебя. Твой грех равен смертоубийству". Не найдется ли для девочки какой работы у вас в комнатах – подмести комнату, подтереть что, воды принести и подобные мелочи по дому. Она и была бы у вас под крылом. – Эпитимия... Когда при исправлении молитвы Иисусовой приходит желание своим словом помолиться, припомните при сем и об этих подвигах и с сокрушением помолитесь, положив при сем поклона три. Так несколько дней, – с десяток. Но было бы крепче, если бы вы исповедались духовному отцу, и он вам что-нибудь назначил бы. Окажите – какую-либо ласку и молоканину, и перестаньте чуждаться молокан. Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них. Иначе действовать на них – есть – себя в грязь лицом бросать.
Слово к Ангелу-Хранителю: радуйся яко... общитися возбраняеши, – разумеется – в таинствах и веровании и в молитвах. Св. Павел не возбранял
– 223 –
верным ходить на обеды к язычникам, и все предлагаемое есть, даже идоложертвенное, заповедав воздерживаться от сего последнего, только когда скажут: это идоложертвенное. – А молокане далеко отстоят от язычников в деле веры. – Ваше отвращение к ним не хорошо. – Их жалеть надо и молиться об них, и при случае в обычный разговор вбрасывать какое слово или фразу – для вразумления. – Забыл я приложить вам книжки во вразумление молокан. После пришлю.
Принимать квартирантов безбрачно сожительствующих нет греха. Но коль скоро от этого зарождается соблазн какой в своей семье, то надо как-нибудь освободиться от них. – Иные такие бывают очень добры и благочестивы. Жаль таких: ишь пошли у нас разные учения противобрачные и сбивают с толку. Блудничают и ухом не ведут.
"Надо тещи добре... без благодати это невозможно... благодать же избранных доля". Тут кривотолк. – Благодатью никто не заделяется; она дается всем грядущим к Господу; и Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти, а не праведных. Благодать всем обща, только бери... и всем открыт доступ к ней, – и все могут спасены быть, если захотят. Вина неспасения не на благодати, – а на нехотении нашем.
Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов, и это будет молитва.
Полное наставление о молитве вообще, и об Иисусовой молитве, – найдете в книге "Невидимая брань".
– 224 –
Там и прочитайте. – То что, восприяв под действием молитвы Иисусовой молитвенный дух, вы начинаете молиться своим словом по насущным потребностям сокрушенного сердца, очень хорошо и для созидания духовного очень плодотворно. Извольте доводить себя до сего всякий раз, однако ж не напрягайтесь сочинять при сем молитву, а пусть сама изольется из сердца. Сие последнее есть наилучший путь к непрестанной молитве.
Благослови вас Господи, и всю семью вашу. Спасайтесь. Ваш доброхот Е. Феофан.
16 июня 1888 года.
– 225 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.