120.
/Забота о детях и раздражительность/
/Письма к г-же NN, сообщенные г-м К.Е./
Христос Воскресе!
Прошу извинения, что до сих пор не ответил вам. Застигла вода, и вот мы только на днях получили свободу. И берусь отписать вам. Снедает вас забота о детях и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит дело уж через чур. И надо его умалить. Положите себе во 1-х не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить? Не все в меру, а главное с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите
– 126 –
устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая конечно и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения. Если Бог не благословит детей, то что вы одни сделаете? Да не станет ли Бог смотреть на них равнодушно по причине ваших забот? И выйдет что вы хлопотами ничего не сделаете прочного, и Бог не станет делать для них из-за вас. Вместо добра выйдет худо. Уверьтесь в этом и этим уверяйте свою заботливость. Это враг вас мутит. Со всякою немощью душевной следует тотчас обращаться с молитвой к Господу, прося Его исцелить. Затем, употребляя и от вас зависящие средства и собственные усилия, ждите помощь свыше и Господь в свой час пошлет помощь и исцелит. Без Господа никакое добро не укореняется в сердце.
Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость – конечно все это не добрые чада. Но хорошо уже то, что сознаете их недобротность. Поищите родителей их и придушите. Тогда чада сами собою пропадут. Посмотрите, нет ли у вас самочувствия, т. е. чувства своего значения, или отрицательно, отсутствие чувства, что вы ничто. Это самое сокровенное чувство, но оно всем ворочает в жизни. От него первое требование, чтобы все было по нашему и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем; а на людей серчаем. От него же уверенность, что все сами можем сделать и устроить, пустивши в ход придуманные средства, ожидаем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропотом, если что не по нашему, и чувство самодовольства, – если по нашему. Бога во всем
– 127 –
этом помышляете яко стороннее, а не действующее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли сего, и если есть хоть не в большой мере, позаботьтесь восстановить чувство ничтожества своего во всех отношениях. И всегда Господа о том молите.
И обще углубите убеждение и чувство, что Господь все устрояет и во внешней и во внутренней жизни.
Ничто существенно доброе не укореняется в нас без Него. Если так, то предать Ему себя следует. Не прекращать однако и своих трудов и усилий, только упования на них не полагать и ничего от них не ожидать, если Бог не благословит их.
Спасайтесь!
Мне не скучно вам отвечать и время можно найти. Потому можете свободно обращаться с своими духовными вопросами.
Благослови вас Господи!
Ваш богомолец Е. Феофан.
Апреля 82 г.
– 128 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.