. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 1. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 1

     

    197.

    /После наставления о бесчувствии и житейских нуждах даются ответы на вопросы: о вхождении в алтарь мирянина и проч./

    /Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/

    Милость Божия буди с вами!

    В начале письма своего вы поминаете о бесчувствии с пресечением духовных обычных занятий – и выставляете причину того. Причина эта настоящая, и как она в руках ваших, то можно вам посоветовать – вперед не давать выступать ей на сцену и строить свои разрушительные батареи. Привыкнете к строгой степенности в речах и движениях. Страх Божий от памятования о Боге научит.

    Три пунктика *), которые я вам указал, к сему же ведут. – Но вы, помянув о них, и сознав важность их, и положив постараться водрузить их в сердце, тотчас же и руки опускаете, считая невозможным успеть в этом, по причине тяготы житейских забот, вызываемых нуждами не легкими. – Нужды и заботы действительно разорительны для духовного строя; но сию разрушительную их силу можно подсечь преданием себя в волю Божию. Это не то значит, что, сложив руки, сиди и жди, что Бог даст, но – придумывай способы и употребляй их в дело, успех же всего предоставь Божию устроению, не предрешая и не строя воздушных замков, и стоя в готовности принять благодушно, что Богу угодно будет послать. Попечение иметь должно, а кручиниться и томить сердце до раздирания его –

    _______

    *) Три пункта: а) безжалостность к себе; б) стояние пред Богом вниманием; в) память о смерти.

     

    – 244 –




    грех: ибо тут нет веры и упования, и покорности Богу. – Затем вы заботу о водружении в сердце трех сказанных пунктиков всю возлагаете на меня. – Я всегда поминаю вас в молитвах, но моя молитва только пособие, а не главная производительная причина. Сия в ваших руках. Я предложил вам иметь какое-либо дело духовное тяжеловатое и всегда его делать. – Оно прогонять может всякую леность, энергию поддерживать и бодрость духа. – Вы опять на попятную; но, слава Богу, Ангел Хранитель еще прежде навел вас на такое дело. Оно совершенно соответствует тому, что я имел в мысли. Извольте так справлять свое молитвенное правило утром и вечером. Но не теряйте благодушия и не допускайте разленения, а напротив веру держите, что от такого труда изойдет благотворное действие на ваш духовный строй. Враг начнет нападать, чтобы пресечь труд сей. Стойте! И не движьтесь.

    Следуют ваши вопросы…

    1) Позволительно ли входить в алтарь мирянину… просфоры подавать на проскомидию и самому прочитывать поминание свое.

    В старинных наших церквах – жертвенник, на коем совершалась проскомидия, устроялся особо от алтаря, с левого бока его, и с особою дверью из настоящей. В эту дверь входили и выходили миряне с просфорами и поминаньями так:

    Потом для удобства перестали делать эту перегородку... обычай же самим мирянам приходить на проскомидию остался. – Потому полагаю, что так делать можно. За порядком же смотрят служащие. Во время же священнодействия – стоять в алтаре не надо

     

    – 245 –




    мирянам.

    2) Идти в рядах с священными лицами при перенесении св. мощей, и обхода с ними церкви – не следует. Да это и не делается, разве по нужде какой. Но идут с боку...

    3) Поднос просфоры и благословенного хлеба в церкви при всех конфузит. Для кого это делается, пусть смиряется в себе, а отклонять не удобно. Надо бы общий запрет сделать, а пока терпеть.

    4) Еретик или еретичка в монастыре – с такими деяниями, какие вы указали, – невозможны. Если есть, вы сделали свое дело, известив преосвященного, – и оставайтесь покойны.

    Ваши адвокатские дела...

    1) Развод второй. Если причина не в жене, а в муже, то, думаю, можно похлопотать, а если в ней, и она хлопочет только склонить мужа принять на себя вину, лучше не касаться сего. – Да я не знаю, как духовное начальство должно отнестись к такому случаю? Если душа претит, то можно отказаться от хлопот, – если и не виновата жена. – Но как же ей быть?

    В отношении житейского вашего положения ничего не имею сказать... кроме – возверзите на Господа печаль вашу. Но вы уже стоите в сем уповании твердо... и стойте. А пока придет помощь, – сократите расходы do minimum-а и терпите. Господь да призрит на вас Своею милостию.

    Благослови Господи вас и все семейство ваше.

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    4 ноября 92 г.,

    8     –     92 г.

     

    – 246 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.05.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .