186.
/Узкий путь. Отзыв о происхождении и современных проповедниках пессимизма/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами! Гнев и милость над вами! Гнев в болезни, посланной, очевидно, за нарушение обета, а милость – в прекращении сей болезни, в силу раскаяния и полного восстановления обета. Да поможет вам Бог быть всегда исправным в сем отношении. Как утешительно видеть, какой благодатный строй водворился во внутренней вашей жизни, когда вы всем сердцем предали себя и все свое в волю Божию, в Его отеческие о нас промыслительные распоряжения. Да даст вам Господь сохранить сие во все дни жизни вашей. Обычно узкий путь нам не нравится. Подавай нам широту и простор. Не слышит разве Господь воплей сих? Слышит, но переменить домостроительства жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к добру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе. Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота, как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию, – и о тех, кои в тесноте, судит, как о близких к Богу сынах. Нынешние умники не вмещают словесе сего, – и тем погружают себя в непроглядный мрак, простертый будто над жизнью нашею земною. Отсюда туга, уныние, нечаяние, томление и самоубийство. Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле. Но она не на земле. На земле начало жизни – приготовительный ее период, – а настоящая жизнь начнется по смерти. И особенный
– 214 –
исключительный способ приготовления – благодушное терпение теснот, лишений и скорбей. – Кто взглянет, или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора, а возревнует об одном, как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни. Изобретатели мрачного смотрения на жизнь настоящую суть буддисты. От будды. У нас распространяет его в настоящее время белогорячешный Л. Толстой, – безумец из безумцев... А у немцев – какой-то философ (не помню фамилии...). Это настоящий конец, в который упираются, опирающиеся на одном своем личном постижении истины... Истина Божия о жизни пребывает на земле во всех верах и у всех народов. Неверующие – выродки... несчастнейшие из несчастных!...
. . . . . . . . . . . . . . . .
Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан.
15 декабря 1893 г.
– 215 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.