112.
/Устройство домашнего жития по монастырски/
/Письма к г-же NN/
Милость Божия буди с вами! В монастырь или так жить? Да ведь у вас теперь почти монастырь. Думаете ли, что в монастыре вам будет лучше жить, чем теперь? – Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними, потому что по женским монастырям мало способных... Заняться духовным чем вам и некогда будет. – Если бы вы доселе жили в мирской житейской суете, лучше всего было бы вам идти в монастырь… Пусть бы и надавали вам дел, но так как они хоть хлопотливы, но все же не мирские, то среди их вы понемножку отвыкли бы от житейской жизни, а потом и устроились бы попокойнее как. А из теперешней жизни вам в монастырь идти то же, что из покоя на суету. Мне и думается, что вам нечего тянуться в
– 108 –
монастырь, потому что там вы не найдете того, чего ищете. Так как же быть? Живите так, как есть. Начальница заведения пусть будет для вас игуменья, а ваша должность – монастырское послушание. И исполняйте ее, как Божию заповедь, – и будете все время, как бываете на сем послушании, как на службе у Господа; позаботьтесь только труд сей посвящать Господу... и в начале каждого дня, и в продолжении его, и в конце... благодаря Его, что дал послужить Ему еще денек. Затем, свободное время уже все ваше… и посвящайте его то на отдых, то на чтение, то на молитву, то, может быть, на рукоделие. Как вы пресекли внешние сношения, то вас никто и ничто не потревожит... Как с должностью быть? Продолжайте ее, пока охота. Она, кажется, не мешает вашим духовным занятиям. Когда же оставите ее, живите в своем доме, как благочестивая мирянка, или как живут чернички. Будет у вас тогда церковь да дом, а в доме покойные духовные занятия. Да теперь вы где же живете? вам ведь нельзя кажется жить вне заведения? Впрочем, как с домом быть, после усмотрите... Поживши, может быть встретите какую особу, подходящую вам по нраву… можете принять ее, если захотите, и с нею делить свои духовные занятия. Но и без такой сожительницы можно прожить. – Что руководства не будет, – что делать?!... Вы и в монастыре его не найдете. Как же быть? Брать руководство в слове Божием и в писаниях отеческих. Общие заповеди кому неизвестны, а на частные случаи найдете указание через письменное с кем-либо сношение. – Вот по моему вам пригодная дорога! Что вас тянет в монастырь, это похоже на призвание, но не есть решительное на то указание и требует особого обсуждения.
– 109 –
Вас тянет то понятие о монастыре, что там покой, а он не всегда там...
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Благослови вас Господи! Спасайтесь! Е. Феофан.
Можете писать… и будете получать ответы.
9 авг. 93 г.
– 110 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.