199.
/Ободрение чувствующему греховное бессилие. Совет устроить вечеровые назидательнык чтения/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Предо мною два ваших письма неотвеченных, – обличители моей лености. Прошу извинения, что так нерадив в ответах. Ближайшее письмо ваше – генварское – есть свидетельство великой к вам милости Божией в том отношении, как Он направил помышления ваши по случаю торжества вашей alma mater. Тут простая перечень прожитого, но как по нему всему проходит покаянное чувство, то сим совершается в благодатном порядке жизни очищение всего дурно нажитого. Воздайте благодарение Господу, совершившему в вас переворот жизни и держащему на сем истинном пути. – Сокрушение сердечное и самообличение безжалостное всегда нам к лицу, однако ж и меры не надо забывать. Вы заходите за черту должного, когда употребляете такие речи: – "безнадежная тоска томит от греховности, чувствуешь невозможность спастись"... и подобные. – Чувство бессилия самому спастись в порядке вещей, но нечаяние спасения должно выбросить из словаря
– 249 –
христианского. Ибо имеем Господа Спасителя, о нашем спасении пекущегося, и нас к тому всячески располагающего и укрепляющего. Не надо так говорить, враг подслушает и начнет строить на этих пунктах свои батареи.
Поди – отстреливайся тогда.
Жития святых воодушевительны... и располагают к подражанию, но – по мере сил... Хорошо однако ж заимствовать от сего себя осуждение и смирение.
Книжки, какие вы отправляете к воину Льву, хорошо идут. Они всякому пригодны. На место посланных пришлю вам другие. Раба Божия красавица Александра хорошие выразила в стихах помышления и чувства. Даруй ей Господи преуспевать и от мыслей и чувств переходить к делам.
Дальнейшее письмо декабрьское... Перед праздником говели и причастились: доброе дело. – А потом праздничные утешения... Ничего, думаю, только в меру и с благодарением!
Описание ваших вечерних собраний – скромных и тихих – навело меня на мысль предложить вам, не найдется ли возможность ввести в них, при беседах обычных, и чтения, по содержанию и духовного и светского, но всегда дельного, однако ж не скучного. Как это устроить не знаю, но подумайте и придумаете. Необходим тут запевала. Будьте вы им. Но лучше б было, если бы нашлась красавица – почтенная… Чем заохотить? Читаете ли вы повести где-либо? Встретив какую-либо назидательную и интересную, хорошенько ее запомните... и при случае, когда собравшиеся наговорятся... и притихнут – подайте голос... Какую интересную сказку прочитал я, – и т. д. Однажды так, в другой и третий раз...
– 250 –
и станут от вас ожидать какой-либо сказки
всегда. Тогда вам можно поднять речь... да – что? что я все вам рассказываю... Давайте положим, чтобы всякий кто прочитал что-либо интересное, сказывал всем или прочитывал тут – и пойдет дело... Помните, я поминал вам книгу – случаи из адвокатской практики... Пришлю вам ее... Там есть интересные... И вот что еще – афонские иноки в Москве издают под заглавием
Душеполезный Собеседник, в год 12 выпусков, каждый по два листа – цена рубль с пересылкою... Выпишите, там найдется чем занять общество.
Благослови вас Господи! Е. Феофан.
26 февраля 1893 года.
– 251 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.