133.
/Ответ вопрошающей о спасении/
/Письмо к рясоф. монахине Тамбовской губ. Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря Софии Николаевой Булатовой/
Милость Божия буди с вами!
Желаете слышать слово о спасении. – Будто не слышали?! Кто не знает дела спасения?! Дело не за этим, а за тем, что усердия нет – трудиться над
– 144 –
делом спасения. Хотеть спастися лежа на боку, желать, чтобы спасение пришло само собою как-нибудь. – Если и вы больны таким недугом, то излечитесь от него, восприяв ревность к содеванию спасения, – живую, крепкую, себя не жалеющую, и дело спасения пойдет успешно. Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком находитесь. – Каждую секунду может схватить смерть, затем суд
и решение прииди, или
отыди! – Если это может случиться сию секунду; то нечего дремать, надо встать и приступить к делу, и делать сие, не пропуская ни одной терции – что же именно делать? – Держа веру в Господа Спасителя и святую Его церковь, уклоняться от зла и творить благо, словом, делом и помышлением...
Вы исповедаете свой грех что нетерпелива, обидчива, не мирна, уступчива мыслям смущающим? – Это очень не хорошо. Все от гордости. Если бы было смирение, ничего такого не было бы. Так извольте стараться, уверив себя, что вы ничего не стоите, никакого внимания и почести, – что вы стоите не таких еще оскорблений не словом только, но и делом. – Когда уверите себя в этом и восчувствуете свое ничтожество, тогда все будет проходить для вас мирно.
Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь, без всяких рассуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе вездесущем и все видящем... Они и не будут смущать. Извольте сейчас же за это браться. – Желание постричься естественно у тех, кои и в обитель с этим поступали. Но оно само собою придет. До того времени ведите себя строго, как требует монашество. Главное самоотвержение: –
– 145 –
да отвержется себе всякий желающий идти в след Меня, сказал Господь. Отвержение полное требуется своей воли, своих мыслей, своих желаний, – самоугодия всякого, в пище и питии, во сне, в нехотении трудиться, и иная строгая самоотверженность жизни сия настоящая иноческая жизнь. Поблажка себе ни в каком отношении не должна быть. Главное же дело ваше молитва – молитесь в церкви, молитесь дома, и всегда молитесь, мысленно пред Богом стоя. Ваше имя
София, что значит премудрость. Если будете вести себя так, как я написал, будете не по имени только, но и делом премудрою. А без этого имя ваше непрестанно будет обличать вас в лицемерии.
Благослови вас Господи. Епископ Феофан.
21 апреля 92 г.
– 146 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.