203.
/Главнее всего – блюдение сердца во внимании к Богу. Муки влюбленного Льва и холодная для него водица/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Премного согрешил я пред вами: прошу извинить и простить. Как прекрасно идет у вас дело жизни! Да благословит и укрепит вас Господь! О большем не хлопочите, – и этого достаточно. И к делу спасения нужны не дела главное, а расположения сердечные. Когда сердце наполняют добрые расположения, тогда и без дел стоит богоугодная деятельность. Блюдите сердце и не давайте проникать туда ничему нечистому, ничему неправому, ничему нелюбовному. В ином храме, куда ни глянь, свечи горят: так когда сердце питает добрые расположения, оно полно бывает ярко горящих свечей, и с неба видных, и привлекающих Божеское благоволение. Правило маленькими молитовками молиться затем придумано, чтобы приучить внимание стоять на едином, или быть в памяти Божией, или ходить в
– 258 –
присутствии Божием. Прямо с просонку надо постараться стать пред Богом, повторение кратких молитовок углубит сие состояние и укрепит. Вот главное. Когда внимание в Боге, тогда неизбежно и все дела пойдут по Божьему. С вниманием к Богу в тесной связи страх Божий, который есть источник всего хорошего и отгнатель всего нехорошего. Укрепившись, он образует благоговейный нрав. Берегите сей нрав и все добре будет идти. – Когда это даст Бог, – а даст, когда усердно взыщете, – тогда не будете жаловаться, что иной стишок недоговорен, или поклон не положен, ибо тогда будете иметь то, что ищется трудами молитвенными.
Лев *) влюбился; любовь оказалась безнадежною; и он мучится. – Ну уж – Лев!! да еще не простой лев, а офицерский?! Другим командует – на пра-во! – а сам налево тянется. Себе бы скомандовал: на пра-во... и марш-марш... Какой в этом толк? Если бы была надежда, можно бы разумно подождать; а то ждать того, чего не дождешь... и несомненно не дождешь, толку нет! Это не любовь, а болезнь сердца – злая, к которой подседает враг и раздувает. Страсть ослепляет, а враг туману подпускает. И мучится человек, – и то диво, что ему хочется мучиться, и не хочется отстать от мучения. – И это – бестолковщина. – Но как же быть? Никак. Скомандовать себе... не пискни, голову разможжу... и затем перестать думать об оной, – забросить подальше все напоминающее, – поискать пятен на сем солнце, – и на них больше смотреть. Это довольно холодная водица на прохлаждение сердца, – особенно если безнадежность от нее зависит. Пройдет;
_______
*) Сын мой – офицер.
– 259 –
будет налетать, но не жгуче... Мне не было еще 20 лет, когда я это переиспытал. – Но скомандовал, и пошло на поворот. Были припадки, но перетерпелись: ибо имелась в виду другая цель. Хорошо бы дело иметь на руках. Если нет его, – изобресть. – Камни ворочать в горе.
Благослови вас Господи и всех, – и все дела ваши!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
20 июля 1892 года.
__________
– 260 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.