189.
/О говении, нечувствии и разные краткие наставления/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Виноват! Столько времени не отвечал на ваше письмо. Особенно о чем-либо писать по содержанию вашего письма не требуется. Буду по течению вашей речи приговаривать по словечку от себя. Побыли в Воронеже, поговели, причастились. Слава Богу! Не паче ли следует поблагодарить Господа, что приходили в умиление и сокрушение, – и при том в такой силе, что вы пожелали сего и всем людям. Значит душа жива, и благодать не отошла. Бывающие же с вами замирания духа иной должны иметь смысл. Вы положили говеть во все посты. Прекрасно. Дай Господи вам выполнить это, как следует. Смотрите, не слушайте врага, который начнет отговаривать, выставлять резоны лукавые. Пришлось ли вам исполнить, что загадывали на Успенский пост *)? Мне очень бы желалось, чтобы вы сделали то. Само
_______
*) Я предполагал отправиться пешком из Задонска в Воронеж, на поклонение мощам св. Митрофана.
– 225 –
дело может и быть и не быть без ущерба. Но важно устояние на своем против нашептываний вражеских. У древних отцов всегда бывало правилом – иметь какое-либо дело, требующее труда, для того, чтобы упражнять свои силы и делать опыты борьбы. Принимаемое дело менялось каждый год. Мне уже приходило в голову помянуть вам о сем и предложить – попробовать. Может быть чрез это сократились бы ваши припадки сухости и нечувствия. – "Что скажут?" – Вражий страх – там, где нет страха. Врачевство против сего: уверенность в правоте дела и его сообразности с волею Божиею, и наипаче предание себя и всего своего в руки Божии. Без сего предания едва ли возможно умирение внутри. Воротясь домой, нашли между посылками и книгу о. Иоанна. Радуюсь за вас, почаще докучайте ему. Он лучше всех может указать путь, как держаться пред лицем Бога и пребывать в порядке Божием – людям житейским. "Как быть с нечувствием?" Терпеть, неотступно соблюдая все заведенные порядки благодатной жизни. Припоминаю: у св. Макария, Диодоха и др. пишется, что Бог душе, обращающейся от греха на путь богоугождения, сначала дает вкусить всю сладость жизни сей новой. Но потом оставляет человека одного, с его собственными силами. Благодать при сем или скрывает свое действие, или отступает. Делается сие затем, чтобы дать человеку поглубже убедиться, что он сам по себе один есть без благодати, – и навык глубоко смиренствовать и пред собою и пред Богом и пред людьми. Таков смысл и ваших охлаждений и нечувствий. – Следовательно, как только оно появится, прибегайте к смирению, говоря: по делам; не стою благодати, но пощади. – Понаблюдите; может
– 226 –
быть найдете, что пред наступлением такого состояния – бывают гордостные мысли и чувства; и кайтесь в них скорее. Дел же обычных, – ни молитвословий, ни чтений, и другого, что есть, не оставляйте. Охлаждение есть Божия епитимия. Вопрос: "Как быть, если такое состояние придет, когда причащаться надо?" – для вас пока лишний; потому что с вами этого не бывает. – И молитесь, чтобы не было. Милостивый Господь не допустит; но аще изволит. Но если случится, надо с верою отдать себя в руки милосердного Господа. Св. Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов. Богомыслие – общее настроение поправляет и обновляет. Хорошо всегда доводить его до конца, то есть ставить себя на суде Божием, как бы это было на деле, и – затем вопить: Господи помилуй! У отцов пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть – стоять на суде. – Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве. Страх за будущее – не худое дело. Прошедшее прощено в покаянии. Следы его оставшиеся изглаждаются исполнением заповедей и подвигами. Восстание чего-либо не доброго не вменяется, если не дается сочувствия и согласия. В отношении к нему – строго держать себя и быть покойну, пока все изгладится. – Но что впереди? Богу одному известно; потому в руки Его надо предать
– 227 –
свою участь. Страх за будущее полезен тем, что поддерживает бодренное блюдение себя. У отцов есть: думай, что идешь по жердочке над пропастью, готовый каждую минуту пошатнуться. Об этом в просительной ектении: прочее время живота в мире и покаянии скончати. Но упования не следует терять, ибо болий есть, Иже в нас (Господь), нежели иже в мире (враг). Желаете навыкнуть смирению. Но вся жизнь есть наука сему. Чувство бессилия есть, нагорожено позади, впереди много, неисправности поминутно. Каких еще вам нужно профессоров? Смотрите на Господа, смирившегося ради нас. Блюдите себя от согласия внутреннего, на что-либо недоброе и все добре будет. Серчание – большой враг. В нем – самость, корень всякой греховности, видится и обнаруживается во всей силе. Блюсти себя надо, – и молиться.
Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. – Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его св. воле угодно. Семья ваша разве не Божия? И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? – Молиться же о сем никакого нет греха. Кто научил нас в молитве взывать: Хлеб наш насущный даждь нам... не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его. – Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию.
О молоканах – теперешних надо судить снисходительнее. – Зачинщики всему виной; а эти с молоком матери всасывают ересь.
Книжку против молокан посылаю в двух
– 228 –
экземплярах: одну – пускать можете по чужим рукам. У меня были другие две – пространнее; но не знаю; кому-то отдал, и теперь нет на руках. Те побойчей. Писаны учеником молокана, обратившегося в православие, а сам он был православный. Теперь он Афонский инок. Это Иеромонах Арсений. Он и у нас бывал по тамбовской епархии.
Книжки для разъяснения недоумений, рождающихся при чтении Евангелий – нет у нас. Толкование Евангелий краткое есть, преосв. Михаила курского – почившего, краткое. Но оно не касается недоуменных вопросов. – Указывайте, что смущает. По силе моей скажу, что придется. Но не беру на себя груза всезнайки, и чего не знаю, прямо скажу так. Сесть же и расследовать, некогда. У меня свое дело, и своим чередом идет.
Весточку о пр. Иосифе принимаю в отраду. Скоро и я товарищем ему стану по слепоте. У меня катаракт – закрыл уже правый глаз. Теперь подбирается и с левым тоже сделать, но пока – еще зрение в нем хранится порядочное. Даль только постепенно закрывается.
Сына вашего Льва – благослови Господи преуспевать. Да хранит верность Государю и веру святую! Благослови вас Господи и всю семью вашу. Спасайтесь!!! Ваш доброхот Е. Феофан.
P. S. Карточку мою дурную – найдете в книгах. – Вот – правый глаз серчает, что ему мешают смотреть.
Примечание Несказанно я был обрадован, нашедши фотографическое изображение Старца, вложенное в одну из присланных книг, лицо которого поражает своим благолепием и неземным выражением
21 августа 1888 года.
– 229 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.