202.
/Об участи погибших на Русалке. Наше братанье с французами. Опасение нищеты в будущем/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Поразила вас участь Русалки, и бывших на ней. Кого же она не поразила?! Все поражены, – и больше всех Государь. Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских?! Кажется имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерять сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих? Богом определенных, и Богом награждаемых? Да! Морское воинствование неодинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается его надо поставить немного впереди и выше. Теперь судите – люди исполнявшие свой долг внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора, и при том как исполнителей своего долга. Говорит Господь: в чем застану, в том и сужду. Так и их судить будет, – т. е., как исполнителей своего долга. – Исполнителям же долга предлежит добрый приговор. Теперь поставьте сие решение с тем вопросом. Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор, и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на Русалке бывшие… ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? – И утешьтесь!
Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка, или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики. Хоть она
– 256 –
была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга.
Так терпели и все мученики... и следовательно скончавшиеся по причине крушения "Русалки" – должны быть причисляемы к сонму мучеников. Я не колеблясь решаю, что как разбойник со креста прямо в рай поступил, так и они. – Я желал бы, чтоб все матери и отцы, братья и сестры, – и жены – умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их, и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знаемыми. – Да упокоит Господь души их в царствии небесном!!!
– Второй у вас пункт... спасенье как бы нам не досталось от Божией правды за братание наше с французами... в Тулоне, Париже... и по всей Франции. Если бы братание это касалось дела веры и спасенья, то можно бы опасаться сего... а как сей стороны не имеется при сем в виду, то опасение ваше напрасно... Братаемся, чтобы обезопасить себя от разорения враждебными нам нациями, и тем успособить содевание своего спасения – среди мирного существования. – Опасение заразиться.. недобрыми сторонами французов, тоже не уместно... Моряков наших там пылинка. Если бы и случалось им всем заразиться, это не может быть опасным для народа нашего всего... Да и некогда заражаться?! Семь-восемь дней!!!
Зараза может идти и идет другим путем... О пресечении хода ее молиться надо... усердно! – А охать и ахать – какой плод!
От сих событий переходите к себе и мрачную
– 257 –
строите картину своего будущего. Но почему же мрачную? Хлеб есть пока... и слава Богу! А что впереди... наш вот ответ: Бог даст день, даст и пищу. Уповайте... и молча свое дело делайте. Вам нельзя не тревожиться при вопросе: что завтра? Но и успокоить вам себя ничем другим нельзя, как: буди воля Божия. – Апостол говорит: вем алкати, вем и насыщатися... Да будет так, как Господу изводится... Доволь, или скудость пошлет Бог, – все несомненно будет в видах нашего спасения, а чтоб было так, сие от нашего приема всего встречаемого нами. Благослови вас Господи всех!
Е. Феофан.
1 ноября 1893 года.
– 258 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.