196.
/Духовные возбудители/
/Письма к присяжному поверенному Митрофану Рафаиловичу Корякину в Задонске/
Милость Божия буди с вами!
Долго не отвечал вам. – Виноват; прошу простить. Тогда, когда писали письмо, было у вас все хорошо... и вы были в радостном настроении под влиянием совершенного вами хождения пешком в Воронеж, на богомолье. – Видите, что творит твердая решительность... самоотверженная?.. Труд не в труд. А в конце необычно утешительное состояние сердца. В основе лежала безжалостность к себе. Извольте возлюбить ее… и не отпускайте от себя… Безжалостность устрояет внутренний крест, а он
– 241 –
дает сораспятие Христу Господу, за которое Господь тут же воздаст и благом духовным, утешением и крепостью бодрой, готовой на всякий труд. В этом и средство к недопущению и прогнанию
вялости духа, сухости и безжизненности... Идите всегда наперекор себе и не давайте себе покоя, особенно чрез телесное какое услаждение...
Кроме этой безжалостности к себе, возбудителями духовными, самыми сильными бывают – стояние вниманием в присутствии Божием и непрестанное чаяние – вот – вот смерть.
Если б дал Бог сии три пунктика водрузить в сердце, тогда вам не было бы нужды ни в каких уроках и напоминаниях со вне. Найдите также какое либо дело из ряда подвижнических, которое было бы однако ж тяжеловато и соединено с затруднениями в исполнении, и наложите его на себя как закон неотложный, хоть умри, а исполни. Как это было бы благотворно для возбодрения духа?! Вы писали: "час-другой простоишь на молитве, а в душе все безжизненно". – От чего так? Я думаю, от того, что внимание ваше обращено в эту пору только на то, чтоб простоять, – и перечитать, и переговорить положенное. Это внимание надо иметь, но не впереди его держать, а на 3 и 5 месте. Напереди надо ставить чувство грешности. За тем – вот-вот смерть, суд и осуждение. – Куда укрыться? Некуда, в лоно лишь милосердия: Боже милостив буди... Под сень креста, раздери Господи на нем рукописание грех моих. Пред молитвою – всякий раз если проводить сии чувства по сердцу, то оно вялым оставаться не может. – Один старец говаривал, что самое пригодное место для молитвы – стояние вниманием на суде Божием, в ожидании, что
– 242 –
вот-вот услышится решение! Молимся без подобной приготовки – и молитва бывает ни куда негожею. Еще от того она такова, что припоминая, как была у нас хороша молитва, несколько прежде, и думаем, что и теперь она будет такою же – стоит только стать, и все пойдет добре, а оно нейдет. Сейчас надо дело направить. Это пустяки, когда говорят, что поправить не можем, не беремся и не поправляется. Господь близ! А Он никогда не оставляет, кто искренно ищет Его.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
7 октября 1892 г.
_______
Сколь ценили почившего Святителя лица, состоявшие с ним в переписке, видно из следующих слов одного из них:
Честь имею уведомить Редакцию, что на этих днях пришлю копии с последних писем почившего Святителя, чего одновременно с сим не в состоянии был сделать, так как все копии списываю собственноручно, делая сие по чувству благоговения и глубокого уважения к памяти почившего Святителя, который с кончиною своею унес с собою в могилу все, что было самого драгоценного в моей жизни: наставника, руководителя, печальника и молитвенника, вся забота которого при жизни состояла в том, чтобы вырывать из когтей велиара погибающие души и вместе с Ангелами радоваться о каждом кающемся грешнике. Хотя трудно примириться с тою мыслью, что Святитель покинул нас навеки, но утешение имеем в том сознании что как здесь
– 243 –
на земле он любил своих ближних, так же точно и там, в горних обителях, предстоя престолу Всевышнего, возносит свои горячие молитвы за всех скорбных, убогих и несчастных.
Митрофан Корякин.
Г. Задонск
Июня 9 дня 94 г.
– 244 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 1. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.05.2015.