. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Православная антропология русского зарубежья. Авторская программа (текст по главам)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Антоневич Александр Васильевич

    Православная антропология русского зарубежья
    Авторская программа

    (специально для сайта Центра христианской психологии и антропологии)

     

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Тема 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека

    1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов

    1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции

    1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского

    1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека

    1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира

    1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности

    Тема 2. Синтез философии и богословия в антропологии архим. Киприана (Керна)

    2. 1. Философские мотивы в антропологии архим. Киприана (Керна). Философия и богословие

    2. 2. Метафизика тела в антропологии архим. Киприана (Керна)

    2. 3. Необходимость аскезы в духовном воспитании личности

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    В современной антропологии всё более осознаётся необходимость обращения к опыту религиозно-философской антропологии, представленной в её классических образцах.

    Многие представители светской науки отдали должное внимание исследованиям Макса Шелера о человеческой природе, объявив его зачинателем "антропологического поворота", а также работам его последователей: Х. Плесснера, А. Гелена и др., но православному сознанию по мере того, как эти книги издавались и переводились, становилось всё более очевидно, что так называемый "антропологический поворот" может быть и произошёл, но только внешне, т. к. "теологический компонент" нового учения ни сам Шелер, ни его апологеты так и не сумели ни раскрыть, ни прочувствовать.

    И в то же время остались незамеченными ценнейшие исследования многочисленных авторов русского зарубежья: например, работы Василия Васильевича Зеньковского об индивидуальности, о христианской антропологии и важнейшие антропологические труды архим. Киприана (Керна).

    Между тем, эти работы могут быть актуализированы не только в плане расширения проблематики философской антропологии, но и в связи с задачами духовно-нравственного воспитания: у В. В. Зеньковского органически включены в антропологические исследования аспекты воспитания личности, а Киприан (Керн), как будет показано дальше, особое внимание уделял проблемам ''внутреннего человека'', свободы и творчества.

    В условиях духовного кризиса, который ныне переживает Россия, обращение к духовной антропологии русского зарубежья, основанной на исторической традиции русской культуры, представляется и необходимым, и своевременным.

    Антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) неотрывна от традиций русской литературы: не случайно Зеньковский глубоко исследовал творчество Гоголя и всё разнообразие истории русской философии, а Киприан (Керн) испытывал интерес к духовным исканиям Константина Леонтьева и Бориса Зайцева.

    Выявление истоков русской религиозно-философской антропологии также актуально для исследования преемственных связей философско-антропологической мысли.

    Нарастание пессимистических мотивов в современных антропологических концепциях побуждает внимательнее отнестись к учениям, которые указывали бы пути восхождения человека к идеалам и совершенству.

    Для современной России не утратил актуальности пафос высказывания Киприана (Керна): ''Надо верить в человека. Надо побуждать его к осуществлению своего назначения… человек, в его философском и богословском понимании, нуждается в наши дни в особой защите''.

    Желание быть свободным, столь усиливающееся в последние годы, не избавляет человека от ответственного отношения к жизни, от сознательного самоограничения, называемого в религиозной антропологии аскезой, – эти темы могут получить современное звучание в ходе исследования творчества В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).

    В данном исследовании, обращаясь к духовному наследию В. В. Зеньковского и Киприана (Керна), автор в первую очередь стремится раскрыть в религиозно-философском контексте их главную антропологическую идею: путь восстановления целостности личности и целостности русской культуры лежит не иначе как через преемственность забытого нами опыта православной традиции, через осознание связи русской религиозно-философской и научной мысли с Православием, через воспитание такой интеллигенции, которая была бы посредницей в деле воссоединения культуры с духовной традицией.

    Сближение имён В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) в данном исследовании мотивируется тем, что в их творчестве, протекающем в русле общего духовного движения русского зарубежья, особенно остро ставится вопрос о необходимости и возможности построения целостной религиозно-философской антропологии. В попытке приблизиться к разрешению этой задачи они взаимодополняют друг друга: если В. В. Зеньковский в большей мере выделяет и глубоко продумывает философский её аспект, то Киприан (Керн), сохраняя философский контекст, делает акцент главным образом на богословской её стороне.

    Данная работа не претендует на полноту и завершённость. Сделан лишь небольшой шаг на пути усвоения антропологического наследия русского зарубежья. В дальнейшем мы предполагаем обратиться к творчеству и других её представителей, составляющих вместе живой мыслящий организм, оказавшийся за пределами России, в чуждой культурной среде.

    Сегодня, когда мы, люди русской культуры, люди русские по духу, оказались в положении эмигрантов или иностранцев на своей родной земле, опыт русского зарубежья, особенно антропологический, подобен проводнику, ведущему к Храму, среди искусственно насаждаемых дебрей ложных ценностей. Да осилит путь идущий! С Богом!

     

     

    © Сайт Центра христианской психология и антропологии (с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 10.12.2017.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .