"Моя цель – вернуть, насколько это ещё возможно философскую мысль к тем созерцаниям мира, к тому пониманию человека, которые рождались из глубины христианского сознания" (Зеньковский В. В. [1])
Василий Васильевич Зеньковский стремился "к выработке целостной православной системы" [2], целостного христианского мировоззрения, которое он сформулировал как "опыт христианской философии". В задуманной им "Философской трилогии" под общим названием "Основы христианской философии" третий том должен был посвящён проблемам антропологии (первый – гносеологии, второй – космологии), но, к сожалению, он так и не был написан. То, что В. В. Зеньковский (как, впрочем и многие другие мыслители: например, святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже не успел дописать свой труд "О человеке") ставит антропологию на последнее место в этом капитальном труде, совсем не значит, что он придавал ей меньшее значение, чем другим предметам исследования; как раз наоборот: она была для него венцом всей философской системы, синтезом, вытекающим из всего широчайшего поля его исследований, направленных на выработку целостного мировоззрения. Нам же, для того, чтобы уловить этот "несостоявшийся синтез", необходимо как можно глубже и шире изучить его религиозно-философское наследие, источником, сердцевиной и главным предметом исследования которого, была проблема человека.
В. В. Зеньковский, без сомнения, обладал целостным восприятием мира, и поэтому тему человека в его религиозно-философской системе невозможно исследовать отдельно, не касаясь хотя бы кратко, и других тем, вплоть до экономической, которую он также рассматривал.
Последовательность изложения материала определяется здесь главным образом проблематикой исследования, хотя имеет место также и историко-биографический контекст.
Переходя же теперь к рассмотрению тех начальных интуиций Зеньковского, которые легли в основу его антропологии и оставались постоянной движущей силой при развитии всей его философской системы, добавим также, что В. В. Зеньковский в основу русской философии также ставил общие исходные интуиции (а не теорию познания), которые и определяли её особенности [3].
[1] Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1996. С. 7.
[2] Зеньковский В. Общие законы экономической жизни // Вестник РСХД, 1991, № 161. С. 71.
[3] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Ленинград: Эго, 1991. С. 15.
© Сайт Христианская психология и антропология (с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 01.04.2016.