ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека
1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов
1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции
1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского
1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека
1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира
1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности
Глава 2. Синтез философии и богословия в антропологии архим. Киприана (Керна)
2. 1. Философские мотивы в антропологии архим. Киприана (Керна). Философия и богословие
2. 2. Метафизика тела в антропологии архим. Киприана (Керна)
2. 3. Необходимость аскезы в духовном воспитании личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В современной антропологии всё более осознаётся необходимость обращения к опыту религиозно-философской антропологии, представленной в её классических образцах.
Многие представители светской науки отдали должное внимание исследованиям Макса Шелера о человеческой природе, объявив его зачинателем "антропологического поворота", а также работам его последователей: Х. Плесснера, А. Гелена и др., но православному сознанию по мере того, как эти книги издавались и переводились, становилось всё более очевидно, что так называемый "антропологический поворот" может быть и произошёл, но только внешне, т. к. "теологический компонент" нового учения ни сам Шелер, ни его апологеты так и не сумели ни раскрыть, ни прочувствовать.
И в то же время остались незамеченными ценнейшие исследования многочисленных авторов русского зарубежья: например, работы Василия Васильевича Зеньковского об индивидуальности, о христианской антропологии и важнейшие антропологические труды архим. Киприана (Керна).
Между тем, эти работы могут быть актуализированы не только в плане расширения проблематики философской антропологии, но и в связи с задачами духовно-нравственного воспитания: у В. В. Зеньковского органически включены в антропологические исследования аспекты воспитания личности, а Киприан (Керн), как будет показано дальше, особое внимание уделял проблемам ''внутреннего человека'', свободы и творчества.
В условиях духовного кризиса, который ныне переживает Россия, обращение к духовной антропологии русского зарубежья, основанной на исторической традиции русской культуры, представляется и необходимым, и своевременным.
Антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) неотрывна от традиций русской литературы: не случайно Зеньковский глубоко исследовал творчество Гоголя и всё разнообразие истории русской философии, а Киприан (Керн) испытывал интерес к духовным исканиям Константина Леонтьева и Бориса Зайцева.
Выявление истоков русской религиозно-философской антропологии также актуально для исследования преемственных связей философско-антропологической мысли.
Нарастание пессимистических мотивов в современных антропологических концепциях побуждает внимательнее отнестись к учениям, которые указывали бы пути восхождения человека к идеалам и совершенству.
Для современной России не утратил актуальности пафос высказывания Киприана (Керна): ''Надо верить в человека. Надо побуждать его к осуществлению своего назначения… человек, в его философском и богословском понимании, нуждается в наши дни в особой защите''.
Желание быть свободным, столь усиливающееся в последние годы, не избавляет человека от ответственного отношения к жизни, от сознательного самоограничения, называемого в религиозной антропологии аскезой, – эти темы могут получить современное звучание в ходе исследования творчества В. В. Зеньковского и Киприана (Керна).
В данном исследовании, обращаясь к духовному наследию В. В. Зеньковского и Киприана (Керна), автор в первую очередь стремится раскрыть в религиозно-философском контексте их главную антропологическую идею: путь восстановления целостности личности и целостности русской культуры лежит не иначе как через преемственность забытого нами опыта православной традиции, через осознание связи русской религиозно-философской и научной мысли с Православием, через воспитание такой интеллигенции, которая была бы посредницей в деле воссоединения культуры с духовной традицией.
Сближение имён В. В. Зеньковского и Киприана (Керна) в данном исследовании мотивируется тем, что в их творчестве, протекающем в русле общего духовного движения русского зарубежья, особенно остро ставится вопрос о необходимости и возможности построения целостной религиозно-философской антропологии. В попытке приблизиться к разрешению этой задачи они взаимодополняют друг друга: если В. В. Зеньковский в большей мере выделяет и глубоко продумывает философский её аспект, то Киприан (Керн), сохраняя философский контекст, делает акцент главным образом на богословской её стороне.
Данная работа не претендует на полноту и завершённость. Сделан лишь небольшой шаг на пути усвоения антропологического наследия русского зарубежья. В дальнейшем мы предполагаем обратиться к творчеству и других её представителей, составляющих вместе живой мыслящий организм, оказавшийся за пределами России, в чуждой культурной среде.
Сегодня, когда мы, люди русской культуры, люди русские по духу, оказались в положении эмигрантов или иностранцев на своей родной земле, опыт русского зарубежья, особенно антропологический, подобен проводнику, ведущему к Храму, среди искусственно насаждаемых дебрей ложных ценностей. Да осилит путь идущий! С Богом!
© Сайт Христианская психология и антропология (с персонального разрешения автора).
Последнее обновление файла: 01.04.2016.