ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к изданию в русском переводе I
Предисловие подлинника V
КНИГА ПЕРВАЯ
Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина 1
Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий 28
О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть 34
О второй заповеди и о том, что страх рождает плач 36
О четырех добродетелях души 47
О деятельном знании 49
О том, что телесные добродетели суть орудия душевных 51
О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума 53
О том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями 55
О восьми мысленных ведениях 59
Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное 61
О втором ведении 64
О третьем ведении 68
О четвертом ведении 82
О пятом познании 100
О шестом познании 101
О седьмом познании 113
О восьмом познании 114
О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия 116
Разделение молитвы всех познаний 119
О смиренномудрии 121
О бесстрастии 122
Наилучшее распознание семи телесных деланий 127
О рассуждении 130
О чтении по Богу 134
Об истинном рассуждении 140
О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил 142
Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей 145
О том, как может кто-либо приобрести истинную веру 149
О том, что страстным наиболее полезно безмолвие 155
О том, что истинное покаяние есть великое благо 159
Об общих и особенных благодеяниях Божиих 162
О том, что Бог сотворил все к пользе нашей 164
О том, что слово Божие не есть многословие 167
О том, что без смиренномудрия невозможно спастись 169
О назидании души добродетелями 177
О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо 182
О том, что частое напоминание Божественного Писания не есть многословие 187
Изъяснение о лжеименном знании 191
Исчисление добродетелей 210
Исчисление страстей 213
О различии помыслов и прилогов 217
КНИГА ВТОРАЯ
Слово 1. О духовной мудрости 227
Слово 2. О вере 230
Слово 3. О страхе (Господнем), вводном и совершенном 235
Слово 4. О благочестии 239
Слово 5. О терпении 244
Слово 6. О надежде (будущего) 249
Слово 7. О беспристрастии 255
Слово 8. Об умерщвлении страстей 260
Слово 9. О честных страданиях Христовых 266
Слово 10. О смирении 274
Слово 11. О рассуждении 280
Слово 12. О ведении чувственных творений 287
Слово 13. О ведении мысленного 291
Слово 14. Об истинном бесстрастии 294
Слово 15. О Любви 296
Слово 16. О ведении Бога 300
Слово 17. О мудрости 302
Слово 18. О целомудрии 304
Слово 19. О мужестве 305
Слово 20. О правде 306
Слово 21. О совершенном мире помыслов 308
Слово 22. О духовной радости 309
Слово 23. О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия 315
Слово 24. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное 323
/В печатном издании Оглавление находится после "Предисловия к изданию в русском переводе", здесь же для удобства работы оно перенесено в начало – Прим. электр. Ред./
В предисловии к творению святого Петра Дамаскина, изданному в 1782 году в Венеции на греческом языке вместе с другими писаниями святых отцов и составившему большую книгу in folio, названную φιλοκαλία των ιερων νηωτικων, с которой сделан настоящий перевод, жизнь преподобного писателя отнесена к VIII веку, и сам он называется священномучеником и епископом Дамасским.
В греческом же Синаксарнике 1), изданном в прошедшем столетии известным своими учеными трудами Святогорцем Никодимом 2), последний говорит, что было два священномученика Петра Дамасских. Первый – упоминаемый в приведенном
_______
1) См.: Συναξαριστής των δωδεκα μηνων. Τόμος έκτος. Εν Κονσταντινουπολει. 1842. Стран. 38 и 39.
2) См.: О жизни и трудах Никодима Святогорца. Москва., 1865. Стран. 28
– I –
нами предисловии φιλοκαλία, и другой, скончавшийся от меча. Некоторые, продолжает Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни первому, а другие противоречат этому на основании того, что писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в Х столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил второй, священномученик Петр, живший позднее. Преосвященный Филарет Черниговский в своем "Историческом учении об Отцах Церкви" говорит также, что Петр Дамасский, сочинитель книги о духовной жизни, жил позднее VIII века
1).
На основании всех сведений, имеющихся о святом Петре Дамаскине, писателе предлагаемой ныне в русском переводе книги, можно с достоверностью сказать, что он был инок, удостоенный священного сана, и впоследствии мученик. Время, в какое он жил, неизвестно достоверно, но достоверно то, что память его, по греческому Синаксарнику и древнему славянскому месяцеслову, упоминаемому преосвященным Филаретом, почитается 9 февраля.
В подобном сочинении, конечно, важно не время жизни писателя и не иерархическая степень,
_______
1) См.: Историческое учение об Отцах Церкви. Том III. § 310. Стран. 436. С. П. Б. 1859.
– II –
которую он занимал, а нравственная польза, доставляемая его творением. В этом великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра. Предлагаемая теперь благочестивому вниманию читателей первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или "напоминание душе своей", как говорит сам святой в начале ее. Вероятно, потому она и не имеет особенного перечисления глав (как вторая часть); между отделами, надписания которых сделаны, может быть, впоследствии, существует тесная связь, и вся книга образует одно целое. Только прочитав всю ее со вниманием, можно составить себе должное понятие о глубокой духовной мудрости и практической пользе, которыми преисполнено это "напоминание святого Петра". В нем виден писатель, не заимствовавший только слова у других, как он говорит о себе, по глубокому своему смирению, но сам, по собственному опыту, ясно дознавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника; виден ратоборец, выходивший из них неуловимым, и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться.
При переводе имелось в виду: держаться как можно ближе греческого подлинника, не оставляя без внимания и славянский перевод, сделанный,
– III –
впрочем, ранее
1), нежели книга святого Петра Дамаскина была напечатана на греческом языке. Наиболее замечательные различия выставлены в подстрочных примечаниях. Местами оказалось нужным жертвовать чистотою слога – точности перевода и терминологии, усвоенной постоянными читателями творений святых отцов, подвижников, обращающими прочитанное в самое дело.
Повторяя это предисловие, написанное нами в 1874 году, считаем нужным прибавить, что в него вкралась неточность. На странице 4, после различных мнений о времени жизни писателя Петра Дамаскина сказано, что "время, в какое он жил, неизвестно достоверно". В ответ на это в "Братском Слове" за 1876 год, книга 3, стр. 196, было упомянуто и удостоверено тремя греческими рукописями, что писатель Петр Дамаскин жил в XII веке. С этим соглашаемся и нимало сему не противоречим.
Ювеналий, Архиепископ
Литовский и Виленский.
25 Августа 1901 г.
Вильна.
_______
1) См. Житие и писания старца Паисия. Москва. 1847. Стр. 221.
– IV –
Преподобный отец наш Петр, бывший епископом Дамаска, жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, он был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был так трудолюбив, что, поучаясь в законе Господни день и ночь и напоеваемый отсюда животочными струями, оказался поистине, согласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Однако то однажды, в свое время, дает плод свой, а это – не так, но во всякое время непрестанно,
– V –
пребывая неоскудевающим и всегда цветущим, произращает духовные плоды, прекрасные для зрения, сладкие для вкуса, благовонные для обоняния, питающие всякое чувство души и тела проистекающими из них бессмертными и благовонными сладостями. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще большие и величайшие при смерти получением венца мученического. (За обличение злославной ереси Манихеев и Арабов Валид, сын аравийского начальника Исима, урезал ему язык и отправил его в заточение в счастливую Аравию, где святой Петр, чисто говоря и священнодействуя, скончался). Еще гораздо большие и по превосходству величайшие плоды приносит он нам по смерти, оставив, как отеческое и неотъемлемое наследство, сию поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатию им трудолюбиво сочиненную,– общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищницу ведений, собрание духовных дарований, высоту Божественных блаженств, жертвенник телесных деяний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божественного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце:
– VI –
краткое изложение священного трезвения. Зная это сродство ее с предлежащею книгою (Добротолюбием), много содействующее исполнению принятого нами намерения, мы сочли за нужное соединить и ее (книгу святого Петра) с прочими, как справедливо скажет кто-либо – круг с кругом, добротолюбие с добротолюбием, великое с большим, сокращенное с пространнейшим. Невозможным показалось нам разделять такую, как мы сказали, цепь духовных плодов,– собрание Божественного лика священных подвижников (и самая эта книга обличила бы нас в неведении добра, не терпя своего отделения от знающих и любящих ее отцов, чего да не будет), дабы нам с этой стороны не уменьшить купли, по необходимости требующей и сего прибавления, а вместе с тем и не лишить братий наших великой пользы, ибо всегда умножение доброго производит по обычаю и большее благодеяние.
Если же кто желает получить два крыла духовного голубя, которых Давид искал, но не нашел, тот пусть трудолюбиво прочитывает эту книгу. Чудесно найдет он в ней одно крыло деяний, все посеребренное, и другое ведений, все златовидное; возвышаясь, с помощью обоих, от
– VII –
всего земного, возлетит он к небесной высоте и, как добрая голубица, поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве.
__________
– VIII –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2015.