И опять одно и то же изречение много раз встречается в Божественном Писании; однако это не есть многословие, но для того (сделано), чтобы частым напоминанием и весьма ленивых в слушании, с удивлением, человеколюбиво привести к памятованию и пониманию говоримого, и чтобы слово не прошло скоро мимо ушей, по краткости встретившегося изречения, особенно когда мы заняты бываем житейскими вещами, ничего не зная даже и отчасти. Ибо отчасти, говорит Златоуст, не есть целая часть, но
– 187 –
часть части. Оно
упразднится, не истребится и не уничтожится вовсе, ибо если бы мы не имели знания, то не были бы и людьми; но
упразднится (ведение) отчасти от (видения)
лицем к лицу, как возраст младенца при переходе в возраст мужа, что сказал и сам апостол, изъясняя слово свое притчею о младенце (1 Кор. 13, 10-11). Как снова говорит Златоуст: теперь мы знаем, что есть небо, но не знаем, каково оно; тогда же
упразднится меньшее при большем, то есть знание наше, (мы будем знать) и каково оно, ибо знание возрастает. В Божественных Писаниях находятся многие тайны сокрытыми, и мы не знаем намерения Божия в произносимом нами. Но не возносись, по неразумию, говорит Богослов, над нашим благоразумием, порицая слова. Неразумно и невежественно обращать внимание на слова, а не на силу намерения, говорит Великий Дионисий. Когда же кто-либо поищет блаженным плачем, тогда находит: ибо в этом состоит делание страха, чрез которое бывает откровение тайн. Вот (например) пророк Исаия говорит:
мертвии же живота не имут видети; и опять:
воскреснут мертвии (Ис. 26, 14, 19); но это не есть разногласие, как думают не знающие смысла, как сказано было о созерцании Божественного Писания. О идолах язычников сказал (пророк):
живота не имут видети, потому что они бездушны. А:
воскреснут мертвии,
– 188 –
пророчествуя о общем воскресении и веселии праведных, и не только об этом, но и о воскресении умерших со Спасителем нашим Иисусом Христом. Также и в Святом Евангелии о преображении Самого Господа говорят Евангелисты, один:
убо и по шести днех, другой же:
и по осьми, то есть с предшествовавшим чудотворением и учением Господним (Марк. 9, 2; Лук. 9, 28). Но один говорит, опуская первый и последний день, о средине их, называя шесть; другой же, присоединив и тот и этот, говорит восемь. И опять Богослов Иоанн, в Святом Евангелии своем, в двух местах говорит, в первом:
многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих и проч. (Иоан. 20, 30), и в другом:
суть же и ина многа, яже сотвори Иисус (Иоан. 21, 25), и не говорит:
пред ученики Своими. О чем писал святой Прохор, написавший и то и другое: что первое Евангелист говорит о чудесах и о прочем, что соделал Господь, чего не написал (сам Богослов), ибо оно уже прежде было написано другими Евангелистами, потому и прибавил:
пред ученики Своими; другое же изречение – о сотворении мира, когда бестелесно было Слово Божие, с Которым Отец все создал из ничего, сказав:
да будет сие
и бысть (Быт. 1, 3),
яже аще бы по единому писана быша, говорит Богослов, и проч. (Иоан. 21, 25).
– 189 –
И просто: всякое писание и всякое слово Божие или какого-либо святого заключает в себе скрытое намерение (касательно) чувственных или мысленных творений, и не только это, но и всякое человеческое слово также. И никто не знает смысла встретившегося изречения, иначе как по откровению. Как Господь говорит о ветре:
дух, идеже хощет, дышет и проч. (Иоан. 3, 8), о чем Златоуст сказал: не потому, чтобы воздух имел власть, говорит Христос:
идеже хощет, но снисходя немощи Никодима, указывает на ветер, дабы (Никодим) понял говоримое ему. И притчею о воздухе сказал о Святом Духе, то есть о слове, которое говорил ему (Никодиму) и некоторым другим, –
глаголы яже глаголю вам, дух суть (Иоан. 6, 63), то есть духовное, а не как вы думаете; ибо не о телесных вещах говорю Я, чтобы вы, будучи телесными, могли понять это. Потому говорит Дамаскин, если кто-либо не услышит от самого сказавшего слово, с каким намерением оно сказано, то не может сказать: знаю намерение, с которым он это сказал. Как же осмелится кто-либо сказать, что знает намерение Божие, сокрытое в Святых Писаниях, без откровения Сына Его? Когда Сам Христос сказал:
емуже аще волит Сын открыти (Матф. 11, 27), то есть тому, кто имеет произволение получить от Него мысленно, чрез соблюдение
– 190 –
Божественных Его заповедей, без которых говорящий, что он знает,– обманывается, ибо он говорит гадательно, а не поистине научился от Бога, сказал Лествичник, хотя по самомнению и хвалится безмерно. К такому говорит Богослов иногда: о ты, любомудрейший, и проч., а иногда: о ты, книжник, – порицая возношение, вследствие которого таковой неразумно думает, что имеет что-либо. Но и самое то, что он думает иметь,
взято будет от него, потому что не захотел он сказать: не знаю, как и все святые: чтобы чрез смирение (исполнилось на нем):
дано будет ему и преизбудет (Матф. 13, 12), подобно тем, которые, и зная, говорили, что ничего не знают, как пишет Златоуст. Ибо апостол не сказал,
не у что разуме, но не уразумел,
якоже подобает разумети (1 Кор. 8, 2), а потому хотя и знает, но
не якоже подобает.
– 191 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2015.