Слово Божие, говорит святой Максим, не есть многословие; но все мы, люди, говорим много, и одного слова Божия не исполнили, то есть Бог сказал: возлюбиши Господа Бога твоего, от всея души твоея и проч. (Матф. 22, 37). И сколько уже говорили отцы, сколько написали, и еще говорят и пишут, (а мы) и одного этого слова не исполнили. Ибо от всей души, говорит Великий Василий, значит отнюдь не любить чего-либо, вместе с Богом, если же кто
– 167 –
свою душу любит, то Бога уже не любит всей душой, но половиной ее. А когда мы и себя самих, и другое бесчисленно (многое) любим, то как можем любить Бога или сказать это? Точно так же и относительно любви к ближнему. Если временную жизнь, а может быть, и вечную не отвергнем из любви к ближнему, подобно Моисею и апостолу, то как говорим, что любим ближнего; ибо первый сказал Богу о народе:
аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади и мене из книги Твоея 1), в нюже вписал еси (Исх. 32, 32). Апостол же говорит, анафема да буду от Христа и проч.
Молилбыхся сам отлучен быти от Христа по братии моей, паче же искавших убить его,
иже суть Израилите (Рим. 9, 3-4). Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем, во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; (святые) не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но, как сами получающие, радуются, когда отдают другим все свое; чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию; ибо Он благ и к неблагодарным и грешным. И кто удостоится получить такие
_______
1) εκ της βίβλου της ζωης, из книги жизни.
– 168 –
дарования, тот тем более обязан считать себя должником пред Богом, вознесшим его от земли и сподобившим персть подражать отчасти Творцу и Богу. Ибо терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам, полагать душу свою за ближнего и подобное – суть дары Божии, ниспосылаемые произволяющим получить их от Бога, старанием,
делати и хранити, как сказано было Адаму (Быт. 2, 15); чтобы дабы пребывали, (хранимые) благодарением к Благодетелю. Ибо ни одного блага мы никогда не имеем от себя, но все блага дарованы нам от Бога, по благодати, как из небытия происходит существующее.
Что бо имаши, егоже неси приял, говорит апостол,
туне, то есть от Бога,
аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием (1 Кор. 4, 7), но сам собою делая, что невозможно, ибо Господь сказал:
без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5).
– 169 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2015.