Без внимания и бдительности ума невозможно нам спастись и избавиться, как говорит
_______
1) В греч. οιφιλάνθρωποι, вероятно, опечатка. В слав. "сребролюбцы".
– 53 –
Дамаскин, от диавола,
яко льва, рыкающа и ищуща кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Потому и Господь часто говорил ученикам Своим:
бдите и молитеся, яко не весте и проч. (Марк. 13, 33), предвозвещая чрез них всем о памятовании смерти, чтобы мы были готовы к доброму
1) ответу, который бывает следствием дел и внимания. Демоны, как говорит святой Иларион, невещественны, бессонны и употребляют все старания, чтобы нападать на нас и погубить наши души словами, делами и помыслами; но мы не таковы, а иногда заботимся о наслаждениях и преходящей славе, иногда о житейских делах и о многом другом всегда, и никакой части времени не хотим уделить на испытание нашей жизни, чтобы ум мог чрез это прийти в навык и без
упразднения чаще внимать себе, по слову Премудрого
2):
посреде сетей многих ходиши (Сир. 9, 18). Златоуст написал о них, изъясняя с большою точностью и полнейшей премудростью, что такое эти сети. Господь же, желая отсечь всякое попечение, повелел нам презирать и самую пищу и одежду, чтобы мы имели одну только заботу – как бы спастись, подобно серне от ловца и птице от сетей, и чтобы мы беспопечительностью достигли
_______
1) δεκτήν достойный приятия.
2) В греч. Σολομών.
– 54 –
острозрения этого животного и высокопарения пернатых. И чудно, что Соломон сказал это, будучи царем, и отец его, так же как он, говорил и делал. И при таком внимании и многих подвигах, пребывая во всякой премудрости и добродетели, при стольких дарованиях и явлении Божием,– увы! – они были побеждены грехом, так что один оплакивал вместе и прелюбодеяние и убийство (2 Цар. 11, 4, 15), а другой впал в столь ужасные дела (3 Цар. 11, 3). Не преисполнено ли это трепета и ужаса, для имеющих ум, как говорят Лествичник и Филимон подвижник. Как же мы не ужасаемся и не убегаем, по немощи нашей, от житейских забот, мы – ничего не значащие, но остаемся нечувствительными, как бессловесные животные! И о, если бы я, бедный, сохранил естество свое, как бессловесные! Пес лучше меня
1) и проч.
_______
1) Вероятно, здесь приведены слова другого писателя неоконченные, как и в других подобных местах поставлено, и проч.
– 55 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Петр Дамаскин преп. Творения. – М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.02.2015.