. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Страсти

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

    – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ***
    – ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ ***
    – ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ ***

     

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ

    Важнейшим последствием грехопадения явилось нарушение гармонии в человеческом существе. Зло, приобретенное через нарушение гармонии и есть страсти, а противоположность тому состоянию, какое в невинной природе человека, при сохранении гармонии, называлось бесстрастием (Пономарев. 1899, с.82-83).

    Интересно этимологическое происхождение слова "страсть". Греческое слово страсть – "παθος" ("патос") – происходит от глагола "πασχειν" – страдать и означает такое состояние человека, когда он находится под каким-либо внутренним или внешним противоестественным влиянием, когда он мучается от него и вследствие этого находится в ненормальном состоянии (там же, с.83). Отсюда, кстати и произошло широко используемое в настоящее время понятие "патология".

    По предельно лаконичному определению святителя Игнатия (Брянчанинова): "Грех, овладевший человеком, называется страстию" (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.477). Несмотря на широкую распространенность страстей и наличие их практически в каждом человеке, они являются внешними по отношению к человеческой природе: "Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей" (Иоанн Лествичник. 2001, с.191). Поэтому совершенно неверно противоположное мнение некоторых западных авторов: "Страсть есть прирожденная принадлежность человека и не имеющий их человек должен быть причислен к ангелам, или к животным" (Шольц. 1888, с.231). Во-первых, выше страстей многочисленные христианские аскеты и подвижники (милостью Божьей и своими трудами). Более того, к такому, бесстрастному, состоянию должен стремиться и каждый христианин. Это есть закономерный путь к его усовершенствованию, очищению и, в конечном итоге, к обóжению. Во-вторых, в этом и состояла духовная глубина святоотеческого опыта, что он распознал бесстрастную природу души, несмотря на наличие и широкое распространение страстей. К тому же надо иметь в виду, что "Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как уврачевал все страсти человеческие..." (Исаия авва. 1883, с.57).

    Таким образом с христианской точки зрения страсти определяются вполне однозначно негативно, что полностью противоречит обыденному словоупотреблению, когда говорят, например, о "благородной страсти". При этом под страстью обычно понимают сильное чувство, доминирующее над другими, что, конечно же, с христианской точки зрения совершенно неверно. Во-первых, страсть не является только чувством или эмоцией: выражаясь современным психологическим языком, в ней есть и когнитивная, и волевая составляющие. Более того, в страсти есть даже определенная психосоматическая часть, которая приводит к тому, что душевные страсти влияют негативно и на тело, а телесные страсти развращают душу. Во-вторых, что особенно важно с христианских позиций, в страстях эмоции получают неправильную, безнравственную направленность. Поэтому дело не только и не столько в силе эмоций, а в их направленности: если они влекут человека к вредному, аморальному, то это именно страсти и это однозначно от дьявола, но если человек стремится к Богу и делает это с сильными эмоциями, то это не страсть, а ревность к заповедям Божьим и радость от их исполнения (и много других разных положительных эмоций, поскольку христианство совершенно неверно представляют только как "религию страха" с преобладанием в ней негативных эмоций).

     

    ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ

    Какие бывают страсти? – По наиболее распространенному в святоотеческой традиции делению страсти подразделяются на телесные и душевные (Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.193).

    Душевные страсти делятся на страсти раздражительной, вожделевательной и мыслительной сил души (Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.171) – то есть фактически страсти возможны в каждой силе души, по названию которых и именуются сами.

    Похоже пишут и другие св. отцы: "Страсти разно именуются: разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные подразделяются на вообразительные и рассудочные" (Григорий Синаит. 1900, с.193).

    Основными телесными страстями являются чревоугодие и блуд. Авва Дорофей, согласуясь с мнением других св. отцов, различает два вида чревоугодия: лемаргию – гортонобесие (услаждение приятностью вкуса) и гастримаргию – чревобесие (многоядение) (Дорофей авва. 1895, с.638). Борьба с чревоугодием непроста и длительна, она должна включать в себя целый ряд телесных и душевных трудов: пост, воздержание, формирование мужества, воспоминание о грехах и память смертная (служащая уменьшению стремления ко всему земному и временному, а значит, и угождающему телу).

    Блуд состоит в греховном использовании богоданных качеств человека, связанных с полом. При этом чаще всего выделяются два его вида: собственно блуд и прелюбодеяние. Последнее заключается в нарушении супружеской верности одним из супругов, что всегда оценивалось в христианстве крайне негативно и считалось очень большим грехом. Собственно блуд заключается в половой невоздержанности до женитьбы или замужества. Хотя прелюбодеяние и считается большим грехом, чем блуд, тем не менее негативные духовные последствия блуда огромны: он не только растлевает тело, но и губит душу – особенно у только вступающих в жизнь юношей и девушек. Борьба с блудом и блудными помыслами также очень трудна и длительна. Здесь необходимы и телесные труды, пост, воздержание и бдение, и познание своей немощи, и послушание с молитвой и покаянием.

    Кроме того к частным телесным страстям можно отнести невоздержание, неряшливость, пьянство (а в современных условиях – наркоманию) и т. д., а к общетелесным – плотолюбие и телоуслужение.

     

    Душевные страсти мы только перечислим. Их много и имя им, как и вызывающим их бесам, легион (Мк. 5, 9), самыми же основными среди них являются: сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль, леность, гордость.

    При разделении страстей на телесные и душевные надо иметь в виду: "Даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические" (Соколов. 1898, № 10, с.220). То есть, чревоугодие и блуд во всех их видах, будучи грехами, касающимися преимущественно тела, тем не менее, включают в себя и психологические факторы и требуют врачевания религиозно-психологического (там же).

    Более подробно о борьбе со страстями мы скажем отдельно – в следующей главе. Это – целая наука со своими законами и особенностями, разнящимися в начале и в конце духовного пути: "С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних" (Иоанн Лествичник. 2001, с.123-124).

     

    ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

    В конечном итоге, страстям подвержены все силы души, по делению которых и можно составить полную классификацию душевных страстей: "Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений" (Иоанн Кассиан. 1993, с.618). То есть, можно разделять страсти каждой из сил души: ума, воли, чувств (эмоций), слóва, памяти, воображения, внимания и т. д.

    Кроме того действию страстей подвержен и человек целиком – через самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность и т. д. Недаром, св. отцы называли самолюбие матерью страстей: "Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия" (Фалассий авва. 1900, с.292). Различные страсти проявляются в отношении человека к другим людям (тщеславие, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, осуждение, зависть и т. д.), миру (сребролюбие, миролюбие, "прилепление" к нему, натурализм) и Богу (гордость, бесчувствие). Обобщив и дополнив все сказанное, приведем таблицу общей классификации страстей.

     

    ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

    (основные страсти выделены жирным)

     

    ТЕЛЕСНЫЕ
    СТРАСТИ
    общие плотолюбие, телоуслужение
    частные чревоугодие: чревобесие, гортанобесие
    блуд, прелюбодеяние
    – невоздержание, неряшливость, пьянство
    ДУШЕВНЫЕ
    СТРАСТИ
    ума ересь (склонность к разномыслию), любоучительность, любопытство, противоречие, придумывание, спорливость
    воли леность, своеволие, самоугодие, непослушание, малодушие, слабоволие, самонадеянность, властолюбие, упрямство, нетерпение, увлекаемость, азартность
    чувств, эмоций гневливость, уныние, печаль, неверие, раздражительность, ярость, нетерпеливость, вспыльчивость, отчаянье, жестокость, зависть, страх
    слóва многословие, празднословие, пустословие, сплетни, сквернословие, брань, клевета
    памяти злопамятство, забывчивость, забвение грехов
    воображения фантазерство, мечтательность, мнительность, самообман
    внимания рассеянность, невнимательность
    органов чувтв услаждение органов чувств, похоть очей
    общие душелюбие, душеугодие
    СТРАСТИ
    ЧЕЛОВЕКА
    ЦЕЛИКОМ
    по отношению к себе самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность
    к другим
    людям
    тщеславие, превозношение, осуждение, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, зависть, скупость, мстительность
    к миру сребролюбие, миролюбие, натурализм (поклонение природе)
    к Богу гордость (первое и последнее из всех зол), бесчувствие

     

    Как мы видим, основные страсти неравномерно распределились по силам души – наибольшее их количество пришлось на чувства (эмоции), что и понятно, поскольку они являются наиболее подвижными и их гипертрофия приводит к гневливости, а неправильная направленность – к унынию и печали. Поэтому, мы бы дополнили исторически сложившиеся основные страсти таким образом, чтобы туда вошли по одной главной страсти по отношению к остальным силам души, а также страсти по отношению к душе и телу целиком (в таблице мы их выделили курсивом).

     

     

    ЛИТЕРАТУРА - СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ

    Белорусов С. А. Психопатии и страсти // Журнал практического психолога. 1998, № 6..

    Васильев М. /Г./ Учение отцов Церкви о страсти // Богословский вестник. 1911, № 5, с. 244-251 (3-я пагин.); № 10, с. 410-424 (2-я пагин.); № 12, с. 804-822 (3-я пагин.). – Текст в формате pdf по номерам: № 5, № 10, № 12.

    Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 254-281. – Текст в нашем формате.

    Григорий Палама св. Омилия 22. На тот же Праздник (Вознесение Бога и Спаса нашего Иисуса Христа); в ней же говорится о страстях и добродетелях // Его же. Беседы (омилии). Часть 1. – М.: Паломник, 1993, с. 223-230. – Текст в нашем формате.

    Григорий Палама св. Омилия 33. О добродетелях и противоположных им страстях // Его же. Беседы (омилии). Часть 2. – М.: Паломник, 1993, с. 75-82. – Текст в нашем формате.

    Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 180-216. – Текст целиком.

    Дорофей авва. Подвижнические наставления // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 601-642. – Текст целиком.

    Ефрем Сирианин. О борьбе с восемью главными страстями // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 377-430. – Текст в нашем формате.

    Ефрем Сирианин. О добродетелях и страстях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 369-376. – Текст в нашем формате.

    Зарин С. М. Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских" // Христианское чтение. 1904, № 6, с. 788-795. – Текст в формате pdf.

    Зарин С. М. Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов – аскетов // Христианское чтение. 1904, № 4, с. 483-515; № 5, с. 660-669. – Текст в формате pdf по номерам: № 4, № 5.

    Зарин С. М. Протестантская оценка восточной аскетической схемы восьми главных пороков // Христианское чтение. 1904, № 10, с. 535-553; № 11, с. 703-719. – Текст в формате pdf: № 10.

    Зенько Ю. М. Страсти и борьба с ними // Электронный словарь по христианской антропологии и психологии (интернет-ресурс).

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями // Его же. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001, с. 155-159. – Текст в нашем формате.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Зрение греха своего // Его же. Полное собрание творений. Т. 2. – М., 2001, с. 111-120. – Текст в нашем формате.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков // Его же. Полное собрание творений. Т. 5. – М., 2003, с. 311-314 (Советы относительно душевного иноческого делания. Глава 47). – Текст в нашем формате.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Отношение христианина к страстям его // Его же. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001, с. 486-496. – Текст в нашем формате.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Полное собрание творений. Т. 4. – М.: Паломникъ, 2002. – Текст целиком.

    Иоанн Дамаскин. О страсти и деятельности (энергии) // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 94-100 (Книга 2. Глава 22). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Дамаскин. Об естественных и беспорочных страстях // Его же. Точное изложение православной веры. – Ростов-н/Д., 1992, с. 185-186 (Книга 3. Глава 20). – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. О добродетели и пороке // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 12. Кн. 2. – М., 2004, с. 703-717 (Слово 26). – Текст в адаптированном виде.

    Иоанн Кассиан. Общее очертание страстей и борьбы с ними // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 16-20. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001 (переизд.: 7-е изд., Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1908).

    Иоанн Лествичник. О добродетелях и страстях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 499-515. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Лествичник. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей // Его же. Лествица. – М.: Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001, с. 180-213 (Слово 26). – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. – М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).

    Иоанн Кассиан. Писания. – Сергиев Посад, 1993.

    Исаак Сирин. О грехах произвольных, непроизвольных и совершаемых по какому-нибудь случаю // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 33-37 (Слово 7) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О душе, о страстях и о чистоте ума // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 19-25 (Слово 4) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О силе и действенности греховных зол, чем они производятся и чем прекращаются // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 361-367 (Слово 71) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаак Сирин. О том, что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, и о подвижнических деланиях // Его же. Слова подвижнические. М., 1993, с. 307-320 (Слово 58) (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О ветвях зла // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 432-435. – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. О страстях // Добротолюбие. Т. 1. 3-е изд. М., 1895, с. 367-369. – Текст в нашем формате.

    Лазарь архим. Современные греховные увлечения // Миссионерский Листок. 1999, № 53c (интернет издание).

    Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 163-228.

    Нил Синайский. О восьми духах зла // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 229-270. – Текст в нашем формате.

    Новиков Д. В. Религиозно-аскетическое понятие "страсть": психологический и клинический аспекты // Московский психотерапевтический журнал. 2005, № 3 (46), c.146-159.

    Паисий Святогорец старец. Слова. Т. 5. Часть 1. Страсти. Пер. с греч. – М.: Святая гора, 2001.

    Петр Дамаскин преп. Исчисление страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 213-217. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 145-148. – Текст в нашем формате.

    Петр Дамаскин преп. Об умерщвлении страстей // Его же. Творения. М., 1993, с. 260-266 (Кн. 2. Слово 8). – Текст в нашем формате.

    Пономарев П. П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. – Казань: Типо-лит. Имп. Ун-та, 1899.

    Рафаил (Карелин) архим. Метафизические корни трёх страстей (интернет-издание) (гордость, ложь, блуд).

    Скурат К. Е. Обличение пороков в русской церковной литературе XI-XVIII веков // Богословские труды. Сб. 32. М., 1996, с. 223-234. – Текст в формате pdf.

    Соколов Л. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей церкви // Вологодские епархиальные ведомости. 1898, 1 мая, № 9, с.192-203; 15 мая, № 10, с.219-227; 1 июня, № 11, с.243-254; 15 июня, № 14, с.348-354; 1 авг., № 15, с.360-366; 15 авг., № 16, с.386-393; 1 сент., № 17, с.405-411; 1 окт., № 19, с.471-475; 15 окт., № 20, с.487-492; 1 нояб., № 21, с.531-534; 15 нояб., № 22, с.547-555; 1 дек., № 23, с.571-579.

    Фалассий авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 290-317. – Текст целиком.

    Феодор Студит. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 101-104 (Подвижнические монахам наставления. 45). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Враг воздымает страсти; но противьтесь и одолеете // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 37-39 (Подвижнические монахам наставления. 11). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Многие нападают на нас страсти по действию врага // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 342-345 (Подвижнические монахам наставления. 177). – Текст в нашем формате.

    Феодор Студит. Против распаления страстей – слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1901, с. 61-62 (Подвижнические монахам наставления. 24). – Текст в нашем формате.

    Феофан Затворник свт. Страсти человеческие и борьба с ними христианина. Выдержки из писем. – М.: Издательский отдел Владимирской Епархии, Православное Братство "Споручницы грешных", 1996. – Текст в формате pdf.

    Шиманский Г. И. Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии. В 2 ч. – М.: Издание Сретенского мон., 2006. – Текст в формате pdf.

    Шольц Ф. Диэтетика духа. Пер. с нем. – Харьков, 1888.

     

     

    Страница добавлена 10.05.2011.
    Последнее обновление 01.01.2019.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .