. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • СЛОВАРЬ по христианской антропологии и психологии
  • ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - Благодать

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    БЛАГОДАТЬ

    – ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ***
    – БЛАГОДАТЬ И СВОБОДА ВОЛИ ***

     

    ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОДАТИ

    Благодать совершенно необходима для человеческого спасения, так что "без помощи ее, мы не можем ни обратиться к Богу, ни веровать во Христа-Спасителя, ни совершать истинно-добрых, духовных дел" (Макарий (Булгаков). Т. 2. 1993, с.239).

    Слово благодать – евр. хэсэд, греч. χαρις – имеет два главнейших значения. Оно означает: 1) свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; 2) силу Божию, которой совершается спасение человека (Лепорский. 1995, с.332).

    В широком смысле этого слова, "благодать – это все, что раскрывает присутствие Бога в мире, делает его реальным, проливает на него свет и открывает его тайну" (Евфрасия игум. 1984, с.70). По библейскому слову, "каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова" (Еф. 4, 7).

    Кроме того греческое χαρις и латинское gratia выражали в древности и до сих пор выражают понятие об особых чувствованиях или душевных состояниях христианина (Янышев. 1906, с.328). К таковым можно отнести: сочувствие, благоволение, благорасположенность, и частнее: с одной стороны – милость, милосердие, благотворительность, с другой: благодарность и благоугождение (там же, с.329). В Ветхом Завете слово благодать, применялось преимущественно к внутреннему настроению разумных существ относительно других лиц и к свойствам самого Бога в Его отношении к людям и означало благоволение, милость, милосердие (там же, с.330).

    Испытывать пути, какими действует на человека благодать Божия, не в силах никакой человек: "Дух, идеже хощет, дышит, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако всяк человек, рожденный от Духа" (Ин. 3, 8), говорит Христос. Но субъективный, психический процесс, совершающийся во всяком возрождающемся человеке, можно приблизительно описать (Триодин. 1911, с.212).

     

    Благодать дается человеку через таинство крещения:

    – "В божественных ложеснах, т. е. в священной купели, всецело совершенную божественную благодать приемлем мы туне" (Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.309);

    – "Всякий, православно крестившийся, получил таинственно всякую благодать. Удостоверяется же в сем, по мере исполнения заповедей" (Марк Подвижник. 1911, с.37). "Благодать Духа одна и неизменна, но действует она в каждом особенно, как хочет" (там же, с.39). "Благодать непрестанно пребывает с человеком, и от юного возраста вкоренилась в нем, как закваска проникла его... и эта едина есть благодать, но действует она многообразно, как хочет, промышляя о пользе человека" (там же, с.194). Но при этом: "Но если и по Крещении содержимы грехом, то это не потому, чтобы несовершенно было Крещение, но потому, что мы нерадим о заповеди, и пребываем в сластях по собственному нашему произволению" (там же, с.76). "Благодать в нас совершенная, но мы не совершенны, по причине мысленных недостатков. Также и Святое Крещение в нас совершенно, а мы в нем не совершенны" (там же, с.92);

    – "Крещением мы приемлем Святого Духа; а поелику Он именуется и Духом Божиим и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца и Сына... (Марк Подвижник. 1911, с.95);

    – благодать "с самого того момента, как приемлем крещение, сокровенно начинает пребывать в самой глубине ума (духа), утаевая присутствие свое от самого чувства его. Когда же начнет кто любить Бога от всего произволения (сердца) своего, тогда она неизреченным некиим словом беседует к душе чрез чувство ума, часть некую благ своих сообщая ей" (Диадох. 1900, с.51).

     

    Стяжание и хранение благодати связано со смирением, верой и чистотой сердца:

    – "Основание христианства есть сие, чтоб человек, сколько бы дел правды не совершал, не успокаивался на них, и не почитал бы себя за нечто великое, но был бы нищ духом. И если сделается причастником благодати, чтобы он не подумал, что достигнул чего-либо, и чтобы не возомнил о себе, что он великий человек, и чтобы не начинал учить" (Марк Подвижник. 1911, с.199);

    – "Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он – причастник благодати; то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает души своей бесчестною и уничиженною, и себя нищим по Духу и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того. Если и знамения творит он, – не должно ему верить" (Макарий Египетский. 1998, с.129).

    – "мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию" (Киприан Карфагенский. 1891, с.92);

    – "Благодать – не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производима будучи духом посредством любви" (Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.208);

    – "Благодать Его (Бога – З.Ю./ во всякое время часто посещает сердца наши, и если находит себе успокоение, то вошедши постоянно обитает в душе; если же не находит чистого сердца, тотчас отступает... И когда благодать приходит посетить нас, встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, и тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно; и разве только светоносною своею сладостию производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, и чтобы, таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее" (Ефрем Сирин. Т. 1. 1993, с.206);

    – "Какие же есть признаки, которые показывали бы, что получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и состраданием, с любовию к ближним чистою и нелицемерною и верою в Бога несомненною и твердою..." (Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.153-154); и в другом месте: "когда получит благодать Божию, то найдет себя сокрушенным, смиренным, себе внимающим, умиленным и кающимся о всех худых делах, какие наделал прежде" (там же, с.161).

     

    Важно не только стяжать благодать, но и сохранить ее:

    – "Благодать приемлющие бывают как зачавшие и непраздные Духом; но бывает, что они отметают божественное семя или чрез падения или от того, что овдовевают от Бога по причине общения с врагом... (Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.182);

    – "Многие удостаивались получить благодать, но получив ее, отпали; ибо не сохраняли со страхом того, что получили" (Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.152).

     

    Способы действия благодати описаны в святоотеческих трудах в разных образах:

    огня: "От принятия таинств всегда получается благодать, – и бывает в нас; но не всегда тотчас и внедряется. Кто как следует подготовился, у того внедряется, а кто не подготовился, у того не внедряется, хотя бывает внутри. Тут тоже бывает, что в печи, когда разжигают огонь. Дрова накладены, вложена и поджожка. Но пока огонь не займется в дровах, дотоле они и поджожка – друг подле друга; а когда займутся, тогда огонь поджожки переходит в дрова, и продолжает занимать их полено за поленом, пока не займет всех. Мы – сырые дрова" (Феофан Затворник. 1995, с.459-460);

    закваски: "Благодать непрестанно сопребывает, укореняется и действует как закваска в человеке с юного возраста, и сие, сопребывающее в человеке, делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как бы единою с ним сущностию; однакоже, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в иные времена свет сей возжигается и сияет более, иногда же умаляется и меркнет..." (Макарий Египетский. 1998, с.68-69);

    пчелы, мастера ремесленника: "Как пчела тайно выделывает сот в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкость. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает; а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске: так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела; и тогда соделается видною красота души" (Макарий Египетский. 1998, с.143).

     

    Благодать сопребывает в людях, обучая и воспитывая их:

    – "не бывает времени, когда бы благодать не сопребывала и не была укоренена в человеке... будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе" (Макарий Египетский. 1998, с.424);

    – "сама божественная благодать обучает людей, особенно монахов, тому, как действовать по воле Божией..." (Исаия авва. 1996, с.170);

    – о Божиих праведниках: "Божественной благодати, многоразлично в них изменяющейся и уразноображивающей себя, угодно бывает как бы воспитывать и упражнять душу, чтобы совершенною и самою чистою представить ее небесному Духу" (Макарий Египетский. 1998, с.422);

    – "Благодать вначале обыкновенно озаряет душу своим светом с сильным того ощущением; а когда успехи в духовно-христианской жизни подвигнутся вперед, тогда она большей частью неведомо для боголюбивой души свои совершает в ней таинства" (Диадох. 1900, с.46).

     

    Действие благодати многоразлично и охватывает как душу, так и тело:

    – "благодать в своем просвещающем действии переходит далее в материально преобразующую и пременяющую, и душа, как более всех тварей сродная Богу, но слабейшая, объемлется сильнейшею ее благодатью и воспринимается в нее" (Алексий (Дородницын). Т. 1. 1913, с.22);

    – "Душа, сподобившаяся стать причастницею божественной благодати, будучи сама освящена, по естественному последствию, освящает и тело свое; потому что союзя и содержа тело, она находится во всех членах его; почему благодать Св. Духа, как усвояет себе душу, так усвояет и тело ее. Впрочем пока душа находится в теле, Всесвятый Дух не проявляет в этом теле всей своей славы" (Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.54).

    Здесь же уместно заметить, что истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всего психофизического состава человека (Киприан (Керн). 1996, с.152). Такое же, одухотворяющее, отношение аскетики и к этому грешному миру. Он должен быть очищен и просвещен благодатью Божией. По словам афонского старца находящиеся в миру имеют большую благодать, ибо, где умножилось беззаконие, преизобилует благодать. "Господь изливает на вас большую милость, чтобы удержать вас в своей любви" (Иерофей (Влахос). 1993, с.64).

     

    БЛАГОДАТЬ И СВОБОДА ВОЛИ

    Благодать Божия не отнимает у человека его воли, которая просто необходима для соучастия самого человека в деле его очищения и воссоздания. Без истинного понимания этого важнейшего положения невозможно правильное духовное развитие, что в конечном итоге может привести к ереси. Так, например, у пелагиан вместо двух сил, содевающих наше спасение, Божией и человеческой, осталась одна человеческая сила, которая вместе с объективными дарами Божиими (gratia legis, gratia Christi) и заняла место благодати, как силы Божией, вспомоществующей нам в содевании нашего спасения во Христе (Катанский. 1902, с.327).

    Это злоупотребление прежде всего заметил и обличил блаж. Августин. Вместе с тем он был поставлен в необходимость сузить понятие о благодати и, не отрицая ее "многообразия", должен был выдвинуть на особенно видное место идею благодати, как особой силы Божией, а именно благодати Св. Духа. Но преувеличив степень ничтожества и повреждения первородным грехом человеческих сил и ничего им не предоставив, кроме полной греховности, он все дело человеческого спасения отнес к действию единой вседейственной благодати Божией. И опять осталась одна содевающая наше спасение сила, но только не человеческая, как у пелагиан, а Божия. Гармонического сочетания той и другой не оказалось и у бл. Августина (там же, с.329).

    Для того, чтобы проследить различные точки зрения на благодать в христианстве, сделаем небольшой исторический обзор этой проблемы, воспользовавшись содержательной и подробной работой А. Л. Катанского "Учение о благодати Божией в творениях св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина" (СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902).

    Св. Ириней Лионский, первый из отцов много рассуждавший о домостроительстве человеческого спасения во всей его широте, сразу же наметил тот путь, по которому шло раскрытие учения о благодати Божией в течение всего древнейшего святоотеческого периода до бл. Августина (Катанский. 1902, с.62).

    Ириней Лионский: 1) представил замечательное выяснение относительного порядка богооткровения и действий лиц Св. Троицы для спасения человека; 2) первый раскрыл учение о завершительном действии Третьей Ипостаси Св. Троицы, Духа Св. на всем пространстве истории мира и в частности в деле усвоения человеку спасения Христова; 3) выдвинул и широко развил идею воссоздания воплотившимся Сыном Божиим всего, падшего в Адаме, рода человеческого и Духом Божиим – каждого отдельного человека, спасаемого во Христе; 4) в соответствии с широким созерцанием всего домостроительства Божия о человеке, понятие о благодати соотносится у него с широким библейским контекстом; 5) не собственно человеческим силам приписывается воссоздание человека, но воссозидание его "творит Бог", Высочайший Художник, а человек не более как глина в руках Его; 6) намечается процесс усовершенствования христианина после принятия крещения, впрочем, в довольно общих чертах (там же, с.74-75).

    Тертуллиан: 1) подобно св. Иринею, он много размышлял о совокупном действии Сына-Слова и Духа Божия в творении и промышлении вообще и спасении человека в частности; 2) совместное действие Сына-Слова и Духа Св. до искупления переходит в более раздельное представление о совершении нашего спасения Сыном Божиим, не без Духа Св. и об усвоении человеку искупительного дела Христова Духом Святым; 3) дается полное и весьма ясное понятие о состоянии человека падшего и о степени его падения; 4) действие Духа Св. освятителя изображается как "сочетание" Его с нашим духом для укрепления и восстановления последнего (там же, 1902, с.90).

    Киприан Карфагенский: 1) выясняется отношение между благодатию Христовою и благодатию Св. Духа; 2) освящающее действие Духа Св. вводится в общее понятие благодати, при широком, однако, объеме этого понятия; 3) хотя прямое выражение "благодать Св. Духа" не используется, но то же самое понятие обозначается наименованиями: "благодать духовная, небесная" или просто "Дух Св., небесный" и т. п.; 4) приписывал в деле спасения несравненно большую роль благодати, чем человеческим силам, настаивая, впрочем, на совместной их деятельности в охранении полученного дара Божия (там же, с.103).

    Климент Александрийский: 1) заметно разграничение благодати: предначинающей (влечение Отца), продолжающей или совершающей (Сына, воплотившегося Слова) и завершающей (Св. Духа, "однако не без Спасителя нашего"); 2) есть некоторое стремление усвоить последней наименование благодати в тесном смысле этого слова; 3) весьма ясно и решительно выражена мысль о неприкосновенности нашей свободной воли и о необходимости содействия наших сил вспомоществующей нам благодати; 4) не до конца ясны его представления относительно взаимодействия благодати и воли в начале процесса спасения (там же, с.112).

    Ориген: 1) разграничены, насколько возможно, сферы действия Лиц Св. Троицы в процессе спасения человека; 2) определены сравнительно точно начало и значение деятельности сил человеческих в деле спасения; 3) вместе с утверждением совокупного действия силы Божией и сил человеческих указаны сравнительная их ценность и значение в созидании и охранении спасения; 4) сделан важный шаг к раскрытию учения о благодати, как силе по преимуществу (хотя не исключительно) Духа Святого "освятителя" (там же, с.135).

    Василий Великий: начатое в трудах предыдущих отцов раскрытие учения о Духе Св., как нашем освятителе, завершено в трудах св. Василия Великого, в его формулах, что в благодати Св. Духа нам даруется благодать Сына и Отца, что Христа мы воспринимаем только в Духе, что только в Духе мы приводимся Христом к Отцу, что Дух есть преимущественный, хотя и не исключительный, освятитель наш, что благодать Духа Св. есть сила освящающая и что следовательно можно называть ее благодатью в тесном смысле слова (там же, с.169).

    Григорий Богослов: 1) особенно останавливается на учении о первородном грехе; 2) подробно обращается к выяснению учение о предваряющей благодати; 3) подводит итог совместным действиям благодати и человеческих сил в деле спасения (там же, с.184).

    Григорий Нисский проливает обильнейший свет на святоотеческие представления о таинственном акте возрождения человека в крещении и последующего преуспения и развития по образу Христа Спасителя, в Духе Христовом (там же, с.207).

    Пр. Макарий Египетский пошел еще далее Григория Нисского (в полном, впрочем, с ним согласии) в изъяснении таинственных действий благодати Божией в душе человеческой, уже возрожденной св. крещением. Великий египетский подвижник не оставил, можно сказать, ни одного вопроса не разъясненным относительно остатков греха в человеческой душе, действия в ней благодати, содействия человеческой воли и взаимоотношения этих трех двигателей души в процессе содевания христианином спасения (там же, с.208). Макарием Египетским завершился в сущности круг древнего святоотеческого раскрытия учения о благодати в до-августиновский период.

     

    На основании всех вышеизложенных древнеотеческих изъяснений можно привести формулу догматического учения о благодати Божией, составленную и изложенную по возможности буквально словами самих св. отцов и учителей:

    1) Благодать Божия, в сущности единая, разделяется, по образу ее действия на человека на благодать Бога Отца и Сына и на благодать Духа Св. Первая – влечение Отца и руководство, просвещение Сына – действует на всех достойных и недостойных; вторая – содействие, вспомоществование Духа Св., как благодать высшая – только на достойных;

    2) Первая благодать – Отца и Сына, основываясь на предварительном отпущении Богом Отцом грехов всех людей, во Христе Искупителе, и потому действуя на всех, призывает всех без различия и может быть названа призывающей;

    3) Человек, как предмет действия благодати, есть существо глубоко поврежденное и в теле и в душе грехом прародительским. Дело благодати Божией очистить, возродить и воссоздать всю человеческую природу и в частности человеческую волю, без уничтожения, однако, ее свободы и потому – при соучастии самого человека в деле воссоздания;

    4) Влекущая ко спасению во Христе благодать действует на человека сначала отвне различным образом: через знакомство с Св. Писанием, через окружающую христианскую среду и другими способами;

    5) Но действуя на хотение человека, призывающая благодать не принуждает волю, испытует произволение и ждет склонения его. Когда последует это склонение, начинает действовать особенная благодать, – благодать Св. Духа. Однако для полного озарения Духом, для полноты веры, нужно особое действие благодати в крещении и миропомазании;

    6) В крещении водою и Духом (крещении и миропомазании) совершается благодатию очищение человека от грехов, возрождение (в крещении водою), воссоздание, усыновление, укрепление в вере и доброй воле (в крещении Духом);

    7) Корень зла крещением не совершенно уничтожается. Зло в виде навыков остается в воле, отсюда является необходимым дальнейшее действие благодати на человека, дальнейшая ее помощь и содействие;

    8) Окончательное воссоздание, претворение души человека, при деятельном соучастии его воли, совершается благодатию в течение всей последующей жизни после крещения (там же, с.320-324).

    Таким образом, вся жизнь христианина есть его постепенное и непрерывное возрождение (см. отдельно).

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

    Алексий (Дородницын) еп. Полное собрание сочинений. – Саратов, 1913.

    Аммон авва. Послание второе. О возделывании благодати // Богословские труды. Сб. 33. М., 1997, с. 264-265. – Текст в формате pdf.

    /Варсонофий Великий, Иоанн/. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. – М.: Правило веры, 1995 (репр. переизд.: СПб., 1905).

    Введенский А. /П./ свящ. Немощи пастыря и благодать Божия. (К вопросу о том, действует ли благодать Божия чрез недостойных пастырей). – СПб.: Издание В. М. Скворцова, 1912. – 16 с. – Текст целиком в формате pdf.

    Георгий (Тертышников) архим. Божественная благодать и свобода человека. (По творениям святителя Феофана Затворника) // Богословские труды. Сб. 32. М., 1996, с. 15-23. – Текст в формате pdf.

    Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 180-216.

    Диадох блаж. Подвижническое слово // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с. 8-74.

    Евфрасия игумения. Жизнь во всей ее полноте: монашеский опыт // Журнал Московской патриархии. 1984, № 2, с.68-71.

    Ефрем Сирин. Творения. – М.: Изд. отд. Моск. Патриархата, 1993-1995 (репр. переизд.: Серг. Посад, 1907-1914).

    Иерофей (Влахос) архим. Одна ночь в пустыне Святой Горы: беседа с пустынником об Иисусовой молитве: Пер. с новогреч. – Сергиев Посад, 1993.

    Иоанн Златоуст св. Беседа в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 3. Кн. 1. – М., 1994, с. 62-73. – Текст в нашем формате.

    Иоанн Златоуст св. Беседа в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений (интернет-издание). – Текст в адаптированном варианте.

    Иоанн Кассиан. О божественной благодати и свободном произволении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1895, с. 125-130. – Текст в нашем формате.

    Исаия авва. Митерикон. – СПб.: Воскресение, 1996 (М., 1891).

    Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с. 305-424. – Текст в нашем формате.

    Катанский А. Л. Свод данных для учения о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина // Христианское чтение. 1902, № 1, с. 3-38. – Текст в формате pdf.

    Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях св. отцов и учителей Церкви до бл. Августина. – СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902 (Христианское чтение. 1900-1902).

    Катанский А. Л. Учение о благодати Божией // Христианское чтение. 1900, № 7, с. 3-47; № 8, с. 169-196; № 9, с. 321-349; № 10, с. 467-500; № 11, с. 657-690; № 12, с. 849-886; 1901, № 2, с. 137-171; № 5, с. 760-791; № 6, с. 880-901. – Текст в формате pdf по номерам: 1900, № 7, № 8, № 9, № 10, № 11, № 12; 1901, № 2, № 5, № 6.

    Киприан Карфагенский. Письмо к Донату о благодати Божией // Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1891, с.88-102.

    Коломейцев Петр свящ. Благодать и наваждение (интернет-издание)..

    Лепорский П. И. Благодать // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1995, с.332-337.

    Макарий (Булгаков) митроп. Православное догматическое богословие. В 2-х т. – М.: Св.-Троиц. Ново-Голутвин. мон., 1993 (репр. переизд.: СПб., 1857-1868).

    Макарий Египетский преп. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998 (репр. переизд.: 4-е изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1904).

    Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. – Серг. Посад, 1911 (М.: Универс. тип., 1858).

    Петр Дамаскин преп. Об общих и особенных благодеяниях Божиих // Его же. Творения. М., 1993, с. 162-164. – Текст в нашем формате.

    Рождественский Ал. /П./ Из области сравнительного богословия. Учение западных вероисповеданий об отношении благодати к естественным силам человека // Труды Киевской духовной академии. 1909, № 7, с. 534-545. – Текст в формате pdf.

    /Тихомиров Ф. А./ Дух отношения между благодатию и свободою в возрожденном человеке по руководству символических книг православной церкви // Христианское чтение. 1894, № 3-4, с. 293-310. – Текст в формате pdf.

    Триодин И. Нравственное возрождение человека с психологической точки зрения // Душеполезное чтение. 1911, февр., с.212-220, март, с.289-299.

    Симеон Новый Богослов. Творения. В 3-х т. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1993.

    Феофан Затворник свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М.: Изд. Св.-Тр. Серг. Лавры, 1995 (репр.: М., 1892).

    Янышев И. Л. Православно-христианское учение о нравственности. 2-е изд. – М.: Универс. тип., 1906 (М., 1887; Православное обозрение. 1886, №№ 2-6,9-12).

     

     

    Страница добавлена 10.05.2011.
    Последнее обновление 01.01.2019.

    © Словарь христианской антропологии и психологии.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .