Часть первая. ИСТОРИЧЕСКАЯ.
Глава III. Святоотеческое учение о человеке. (Антропология великих догматических споров) 138
Глава IV. Святоотеческое учение о человеке. (Антропология Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов) 219
Часть вторая. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ.
Изучение жизни, творчества и учения отцов и учителей Церкви, т.е. патрология ("наука об отцах") или история древне-церковной письменности – отрасль богословия, сравнительно молодая в нашем Отечестве. Первые весьма робкие, шаги свои она начала делать лишь в первой половине XIX в., твёрдо встала на ноги во второй половине того же века и достигла расцвета в начале XX в., пока исторический катаклизм 1917 г. внезапно и жестоко не прервал её пышное цветение.
В 1841 г. в Духовных Академиях создаются самостоятельные кафедры патрологии (или "патристики", как часто называли эту науку в XIX в.), которые стали готовить православных ученых – знатоков истории древнецерковной письменности. Русская богословская наука и здесь, как в ряде других своих отраслей, отставала от Запада примерно на два века, но за очень короткий срок быстро сумела наверстать упущенное. Примечательно, что образование патрологических кафедр по времени практически совпадает с началом издания серии Творения святых отцов в русском переводе. Факт этот совсем не случаен, ибо труд по переводу святоотеческих творений требовал научного изучения наследия святых отцов, без которого и сама переводческая деятельность была немыслима. Такое тесное содружество (своего рода "синэргия") "перевода" и "исследования" вскоре принесло добрые плоды, которые приумножились тесным союзом патрологии с историей древней Церкви, классической филологией и библиологией.
Одним из родоначальников русской патрологической науки был архиепископ Филарет Гумилевский, чей трёхтомный труд Историческое учение об отцах Церкви (первое издание – 1859 г., второе – 1882, сокращенное – 1864) до сих пор является наиболее полным обзором древнецерковной письменности на русском языке, хотя он, естественно, во многом уже устарел. Данный труд послужил исходной точкой патрологических исследований в России: во второй половине XIX – начале XX вв. здесь появляется многочисленный сонм преподавателей и выпускников духовных школ, издавших большое количество работ, посвященных изучению святоотеческого наследия. Многие из этих работ до сих пор поражают глубиной проникновения в суть Богомыслия отцов Церкви, взвешенностью своих оценок и суждений и подлинно православным трезвением мысли. Некоторые из них, например, книга С.Л.Епифановича о богословии преп. Максима Исповедника и солидный труд Н.Н. Глубоковского о блаж. Феодорите Кирском, и
– V –
поныне остаются непревзойдёнными. Поражает еще широта и масштабность исследований, которые хронологически простираются от послеапостольского времени (конец I – начало II вв.) до гибели Византии (середина XV в.): здесь и серьёзный труд профессора Казанской Духовной Академии Л.Писарева о богословии мужей апостольских, и книга ректора той же Академии епископа Алексия (Дородницына) о миросозерцании поздневизантийских исихастов (преп.Григория Синаита, Николая Кавасилы, св.Григория Паламы); известный церковный историк В.В.Болотов пишет фундаментальную диссертацию о триадологии Оригена, В.И.Барвинок исследует жизнь и творчество малоизвестного, но серьёзного византийского богослова XIII в. Никифора Влеммида.
Привлекает внимание многогранность изысканий русских патрологов: здесь встречаются и работы, освещающие лишь жизнь и церковную деятельность того или иного отца Церкви (например, труды С.Федченкова о св.Иринее Лионском и Т.Лященко о св.Кирилле Александрийском), и книги, анализирующие какую-либо одну грань богословия отдельного святого мужа (например, работа А.Орлова о тринитарном учении св.Илария Пиктавийского и аналогичная монография о св.Афанасии Александрийском К.Лопатина, исследование М.Оксиюка об эсхатологии св.Григория Нисского), или отдельное произведение древнецерковной письменности (например, исследование сочинения Оригена Против Кельса Н.Лебедева и О Граде Божием Августина – М.Красина), и труды, представляющие как бы цельный "лик" жизни, творчества и богословия какого-нибудь отца Церкви (например, очерк П.С.Лобачевского о преп. Антонии Великом, диссертация В.Несмелова о св. Григории Нисском, монография Н.Сагарды о св. Григории Чудотворце). Невольное изумление вызывает обширнейшая эрудиция ряда русских патрологов. В частности, профессор Московской Духовной Академии И.В.Попов являет себя подлинным мастером, владеющим самыми разнообразными научными жанрами: из-под его пера выходит и объёмная богословская диссертация Естественный закон (психологические основы нравственности), и фундаментальный труд (к сожалению, незаконченный) Личность и учение блаженного Августина, и такие блестящие богословские эссе, как Идея обожения в древневосточной Церкви или Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского, и насыщенные патрологические статьи-монографии о св.Иларии Пиктавийском, св.Амфилохии Иконийском, преп.Макарии Египетском и св.Иоанне Златоусте.
Следует отметить, что, при указанной масштабности и многосторонности патрологических изысканий в России, распределялись они не всегда равномерно. Если жизни, творчеству и
– VI –
миросозерцанию одних отцов и учителей Церкви посвящались несколько работ, то многие важные грани богословия других порой оставались в тени. В качестве примера подобных "белых пятен" можно указать на личность преп. Анастасия Синаита – выдающегося православного богослова VII в.; адекватно не осмыслена богословская значимость творений св.Кирилла Александрийского; в полной мере не оценено значение такого столпа православного монашества, как преп.Пахомий Великий, ибо богатейший житийный материал, касающийся его жизни и деятельности, еще ждёт своего исследователя, и т.д.
Некоторые "лакуны" в православной патрологической науке заполнили ученые – представители "русского Зарубежья". Трагическая смута 1917 г. и последующие события, хотя и прервали живую нить традиции православной патрологической науки, но не уничтожили её окончательно. Русская православная диаспора в неимоверно тяжких условиях сумела сохранить божественный огонь этой традиции, неопаляющие языки пламени которого достигли и нашего поколения. Труды В.Н.Лосского, протоиерея Георгия Флоровского, архимандрита Киприана Керна, протопресвитера Иоанна Мейендорфа, архимандрита Амвросия Погодина, архиепископа Василия Кривошеина и др. являются органичным продолжением и развитием предшествующей русской патрологии.
В настоящее время, когда русское православное "рассеяние" на Западе начинает растворяться в "инобытии" западной культуры и традиция православной учености обретает там иное содержание и форму, в России с новой силой возрождается живой интерес к святоотеческому Преданию. Сегодня подлинное понимание этого Предания возможно лишь на основе опыта осмысления его предшествующими поколениями православных ученых. Именно с этой целью и предпринимается издание серии Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых. Работы православных патрологов, которые предполагается опубликовать в ней, либо давно стали библиографической редкостью, либо вообще неизвестны русскому читателю, за исключением узкого круга специалистов. Мы надеемся, что публикация этих работ послужит благородному делу возрождения православной культуры в России и принесёт немалую духовную пользу читателям.
А.И.Сидоров.
– VII –
Издание:
Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950)
Первоначальный файл с сайта www.agnuz.info.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.04.2013.