Сущий прежде всего пришедшего в бытие и Сотворивший, по благости, все сущее из несущего, находится во всем, хотя – и выше всего. Следовательно, Он был в мире прежде чем явился во плоти, но мир Его не познал, потому что не хотел познать; потому что те, кто пожелали, те и познали. Посему, вот, познавшие Бога – и присоединились к Нему; а не познавшие – отпали; как и Павел, который хотел и сильно желал и тщался узнать: по какой причине они осуждены Христом Господом нашим, говоря об Еллинах, пишет: "Якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум" (Рим.1, 28). Итак, таковы были не желавшие и не познавшие Бога, как и все – подобные им. Кто же были те, кто прежде Божественного Воплощения познали Его? – Их было много и, возможно, прежде всех и выше всех были Авраам, Исаак и Иаков, почему справедливо и приял их Бог. И не только их, но и весь род, происходящий от них, так что они стали именоваться "народом Божиим", и затем, – о неизреченное величие дара! – даже родом (семейством) Его стали: потому что Ему долженствовало во плоти явить Себя миру; и Он не только от них, ее восприял, но и преимущественно ради них пришел, как Сам Господь говорит в Евангелиях:
_______
*) Homilia XXXVIII. In primum Matutinum. Quod non sufficit Divinum Baptisma ad salvandam homnem, nist studaet divina servare mandata. Col. 473-85.
1) Мф. 28, 16-20.
– 123 –
"Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева" (Мф. 15, 24); потому что видя, что они отпали от оного отеческого благочестия и добродетели, и отпали от познания Его, Он не допустил, ради благочестивых их отцов, презреть их, но, преклонив небеса, сошел, в подобии человеческом быв, живя среди людей и говоря и действуя божественное. И не только говоря и действуя, но и свойственными Богу благодеяниями щедро одаряя их: очищая прокаженных в их среде; просвещая слепых среди них; стягивая расслабленных; исправляя сляченных (калек), изгоняя бесов из одержимых ими; и, одним словом сказать, – всякую болезнь, и всякую немощь и безумие врачуя, и единым повелением возвращая мертвых к жизни.
Но поскольку они не только отвергли Его, – Свои своего Благодетеля, – пришедшего к ним, но и, – чтобы выразить это в сумме, – смерти предали Его, и то – смерти крестной, – увы, какие безумие! – как нечестивца, – ради них к ним пришедшего во плоти БОГА, то и справедливо были оставлены и отвергнуты Сказавшим им: "Се оставляется дом ваш пуст" (Мф. 23, 38); и отвергнутость их стала примирением мира, и благодаря противлению их мы были помилованы; кроме того, – о, глубина богатства и премудрости и разума Божия, – сказать опять словами Апостола: "Затвори Бог всех в противление, да всех помилует" (Рим. 11, 32, 33). Так, только что мы слышали как благовествовал Евангелист Матфей, говоря: "Единии надесяте ученицы идоша в Галилею в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася", но когда Господь приступил и беседовал с ними, то тогда и те утвердились (в вере); ибо говорится (далее): "Приступль Иисус, рече им глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли. Шедше убо научите вся языки" (Мф. 28, 16 сл.). Вот именно по этой причине мы, немного ранее, привели оные апостольские слова, что – отвергнутость Иудеев стала примирением мира и что мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: "На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева" (Мф. 10, 5, 6), ныне Он же говорит: "Шедше научите вся языки"; ибо когда и мы ранее были неверными,
– 124 –
и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его
2); ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: "Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли", так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).
Ныне же, поскольку и бывшие ранее и бывшие позднее, к те и другие и все обрекли себя на неверие, Бог, по Своей власти, данной Его праведным судом, тех, которых пожелал помиловал. Пожелал же и помиловал нас, сущих из язычников, лучше же сказать – всех, поелику Он – Бог всех; потому что Бог пожелал с нас начало положить Своей милости, а не с тех, которые до ныне упорствуют; но и не от тех совершенно отвратился; потому что чрез нас и для них, если они пожелали бы, отверста дверь спасения, и тех из них, которые приходят к нашей Церкви, с радостью приемлет; потому что они споткнулись не для того, чтобы упасть, но чтобы вследствие их ошибки пришло спасение для нас, прежде пребывающих в неверии, что воспалило бы их ревность и привлекло к подобному же спасению, если только они умышленно не смежат очи, и не заткнут уши, чтобы, если, увидят, услышат и уверуют, не случилось им спастись. И случилось нечто подобное тому, как если бы кто имея сосуд, заключающий в себе источник масла, устроил так, чтобы он склонялся над другими сосудами: тогда обильная струя, истекая, не только тот сосуд, к которому прилажен, но и иной сосуд, в свою очередь, наполнит до краев. Потому что бездна божественных щедрот, заключающаяся в поклоняемом (Божественном) Теле, склоняясь по отношению к язычникам, в то время как Иудеи как бы отвергли их, охватила в свои объятия уверовавших не только из числа язычников, но – и из
_______
2) Т. е. – иудейскому народу.
– 125 –
числа Иудеев. "Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли". – Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет. Этим Он говорит: Мне, восставшему из мертвых, дана всякая власть на небе и на земле. Уже не царствует смерть над телом: потому что его смертность поглощена жизнью, которая – во Мне. Уже смерть не является последней и окончательной судьбой человека: потому что ее сменила бессмертная жизнь во Мне, и чрез Меня все смертные перейдут в жизнь. Смерть уже не удержит в земле тела смертных: потому что Я Мое земное Тело посажу на престоле на небесах, и с ним царствуя небесами, приду снова и буду судить всю землю, как Царь вселенной, и достойных земли, оставлю в ней; а, найденных праведными – вместе с их телами вознесу на небеса и дарую им царство небесное. Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: "уча" только, но и – "научая
3) все народы". "Учить" только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: "Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех" *). "Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.
Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство
_______
3) "Μαθητεύσατε" т. е. – как бы учениками делая все народы. Далее у Св. Григория Паламы так и находим дословно выраженным этот глагол.
*) Точной такой цитаты не находим; она частично составлена из Еф. 3, 8 и Рим. 1, 5.
– 126 –
Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию. Не только же крестя, но и – "учаще их блюсти вся елика заповедах вам"; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то – всех заповедей; потому что (Христос) говорит: "Учаще блюсти", не некоторые заповеди, но – "
вся елика заповедах вам". Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: "Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен" (Иак. 2, 10); потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, "тако глаголите", говорит, "и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти" (ст. 12); потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти. Так что если мы не потщимся сохранить до конца данную нам свободу, делая это путем безупречных дел и слов, или если она потеряна (по причине греха) – восстановить ее путем покаяния, мы будем осуждены тем же законом, который нас освободил, как не сохранившие данную нам свободу. Посему божественный Павел так говорить о самом себе: "Тако теку, не яко безвестно: тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду" (1 Кор. 9, 26, 27). И нас он побуждает к подобной же ревности: "Не весте ли", говорит, "яко текущии в позорищи, вси убо текут; един же приемлет почесть?" (ст. 24). Не сказал это он в том смысле будто бы один приемлет победную пальму спасения, но в том смысле, что лишь проявляющие большую старательность принимают награду, будь то один человек, или – много. Потому что сия победная награда высшего призвания – неистощима и довлеет для всех неуменьшаемо уделяемая. Посему снова он же, говоря всем, присовокупляет: "Тако тецыте, да постигнете" (ст. 24). Но и показывая способ бега, говорит: "Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится": отнюдь не предаваясь когда какому-либо из запрещенных удовольствий. Затем, как если бы
– 127 –
крестившиеся посчитали и утверждали, что на основании самого лишь крещения, и без наличия дел, могут быть угодными Богу, он на основании образов, взятых из Ветхого Завета, показывает и убеждает, что никто не может угодить Богу, как если только при наличии твердой веры не будет при этом воздерживаться от дурных страстей, слов и дел. Ибо он говорит: "Не хощу вас не ведети, братия, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша. И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша: И вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос. Но не во множайших их благоволи Бог" (1 Кор. 10, 1-5).
Это же все были образы священных Таинств, которые совершаются у нас: море – воды крещения; облак – таинственно свыше осеняющего крещаемых Божественного Духа; пища и питие – Христова Тела и Крови, которых мы ежедневно, можно сказать, причащаемся: посему и бездушную и бесчувственную материю, – оный камень, – Павел назвал "духовным". Потому что как "одушевленным" называется такое тело, которое обладает силою и движется на основании души, так "духовным" называется то тело, которое сверхъестественно находится под действием Божественного Духа. Итак, поскольку оный камень чудесным образом находясь под действием Духа, заключал носимый в себе источник воды и обильно источил его из себя, то справедливо – "духовным" был назван Павлом и к тому же был взят как образ Тела Христова; потому что и оно имеет действие от обитающей в нем полноты Божества и обильно предоставляет источник вечной жизни для с верою приходящих. Но вернемся к сегодняшней нашей теме. – Божественный Павел, говоря, что бывшие прежде нас оные люди были причастниками всех в образе представленных Таинств, при этом прибавил: "Но не во множайших их благоволи Бог; поражени бо быша в пустыни. Сия же образы нам быша, яко не быти нам похотником злых, яко и они похотеша" (1 Кор. 10, 5, 6); этим ясно говоря, что как тем, имевшим склонность к дурным вожделениям, ничем не помогли предоставленные образы Таинств, и они не избежали оставления их Богом, почему и погибнув вне, не спаслись в обетованную землю, – так и нас, если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное
– 128 –
крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения; но, как те лишились обетованной земли, так и мы, живя без покаяния и не покоряясь Божиим заповедям, лишимся небесного наследия. Посему Апостол опять говоря нам, присовокупляет: не будем сопротивляться, братия, и да не ожесточим сердец наших, как это было с теми в день искушения в пустыне. – Ибо так (дословно) говорит Апостол: "Коих же негодова? – не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? и видим, яко не возмогоша внити" (Евр. 3, 17-19). "Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящи. Ни да искушаем Христа", – неверием в Его обетования к нам и противлением Его заповедям и повелениям, – "якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша. Ни ропщим, якоже нецыи от них ропташа, и погибоша от всегубителя" (1Кор.10, 8-10). Потому что и в нашей среде можем видеть те же дурные дела и те же ужасающие бедствия, и можем вывести заключение, что за наши грехи мы тяжко страдаем и теми же, что и они, испытываемся опасностями. Потому что кто ли не видит, что огонь алчности (любви к деньгам) пылает среди нас, и пламя его высоко поднимается, и, пожалуй, все захватило: и общественные форумы и народные собрания, и крестьянские дела, и деловые соглашения и торговлю? Уже проникло и в священные учреждения, и посягнуло даже на праздничные дни, и своим обостренным и в большинстве случаев связанным с обманом, бешенством к наживе и суетой, делает для нас праздники – не праздниками. Чем отличаются от нашептывавшего некогда Еве змия и от оных жалящих в пустыне змей те люди, которые нашептываниями и коварствами возбуждают гражданские междоусобные раздоры? Сколько из наших граждан совершенно пренебрегают целомудрием, недовольствуясь законным браком, но прибегают к блуду и незаконным сожительствам?
За это и за подобное многие из наших граждан одни уже стали пищей меча или же жертвами разбоя, а иные еще станут, если только не покаются; и хотя бы кто здесь избежал грядущего оного гнева, однако после смерти не избежит неминуемого гнева на живших без покаяния. Ибо говорит Апостол: "Сих бо ради грядет гнев Божий на
– 129 –
сыны непокоривыя" (Еф. 5, 6): гнев нынешний и гнев грядущий Посему, братие, каждый из нас обратимся от наших дурных дел; не станем делать зла, и не постигнет нас зло; но научимся делать добро. А те грехи, которые мы совершили, исповедью и соответствующим покаянием сбросим с себя; если же не возможем до конца удержаться в добродетелях, то нашим смирением пред Богом и общением с бедными в тех благах, которыми изобилуем, и незлобивым отношением к оскорбившим нас, привлечем прощение Свыше и этим, по Божиему человеколюбию, пополним наш недостаток в добрых делах, дабы Господь, согласно Своему обещанию, непрестанно пребыл с нами; потому что, заповедав Ученикам крещать и учить, прибавил: "Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века". Итак, слышавшие эта своими ушами, повиновением Божией воле в своем веке, ушли из этого мира; так что теперь это обещание Христово принадлежит
нам, верующим в Него от рождения до скончания века, и являющим чрез дела сию веру; так чтобы на основании здешней нашей жизни уже имея Господа с нами, в Нем улучить и здешние и будущие блага, во славу Его, и Безначальнаго Его Отца, и Соприсносущнаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
– 130 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1974).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.04.2013.