"Слово, еже глаголах, то судит ему", говорит Господь в Евангелиях (Ин. 12, 48). Это слово и мы вам возвещаем, братие. Поэтому пусть никто не принимает его в слух так, как если бы это было нечто тающее в воздухе, но да приемлет его, как что-то пребывающее и имеющее даровать спасение тем, которые своими делами свидетельствуют о своей вере; для отвергающих же (сие слово) и своими поступками являющих противное сему, оно послужит в обличение их на оном будущем судище. Итак, как каждый из нас обладаете домом и родственниками, а, возможно, и виноградом, еще же и стадом, а также деньгами и различным имуществом, так Бог, по Своему человеколюбию, считает нас в отношении Себя за все вышепомянутое 1). – "Божий дом есмы", говорит Апостол, "аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим" (Евр. 3, 6); "дерзновением" обозначив благочестие, а "похвалой упования" – богоугодную жизнь, как и Бог сказал чрез Пророка: "Будите святи, яко свят есмь Аз" (Лев. 11, 44). И Иоанн возлюбленный Христу являет, говоря: "Не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобны Ему будем; и всяк имеяй надежду сию, очищает
_______
*) Homilia XXVII. Dicta etiam tempore messis; ubi et de futura nobis messe spirituali. Col. 341-353.
1) Т. е. – Бог считает нас Своим достоянием, Своими родными.
– 21 –
себе, якоже Он чист есть" (1 Ин. 3, 2,3). Итак, мы являемся и пребываем быть
домом Говорящего: "Вселюся в них, и буду им Бог" (2Кор.6, 16), – если при благочестии будем иметь чистую жизнь. Если же будем жить греховно и без покаяния, то услышим от Него: "Се оставляется
дом ваш пуст" (Мф. 23, 38); и мы будем оставлены, – скажу опять словами Писания, – "яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде" (Ис. 1, 8), которые, когда пройдет время нужды в них, не имеют в себе ничего ценного.
А то, что Господь считает нас Своими родными, это Он Сам говорит: "Иже аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, сей брат Мой и сестра моя и мати ми есть" (Мф. 12, 49). Видите ли, чем приобретается это высочайшее родство? – Богоугодным образом жизни, жизнью в добродетелях, поведением отвечающим Божественным заповедям; потому что это-то и является волею Высочайшего Отца. Не творящий же волю Высочайшего и Небесного Отца настолько отстоит от родственности с Ним, что даже с противником Божиим приобретает родственную связь; посему Господь и сказал Иудеям: "Вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити". Когда же те возразили Ему, что они – чада Авраама, Он им опять сказал: "Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили" (Ин. 8, 44, 39). Виноградом же Господа Саваофа является "Дом Израилев", как говорит Исаия (5, 7), т. е. все знающие благочестие. Но виноград этот тогда пользуется заботой и попечением, когда приносит богоугодный плод; если же вместо виноградных гроздьев приносит тернии, т. е. – жала смерти, чем являются грехи, то оставляется вне заботы и предоставляется в попрание, воистину, зверям и злым бесам, и предается огню на сожжение; почему и Господь, говоря Своим Ученикам: "Аз есмь Лоза, вы рождие, Отец Мой Делатель есть", присовокупил: "Всяку розгу о Мне творящую плод, потребит ю, да и множайший плод принесет; не творящая же плода извержется вон, якоже розга, и изсышет и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает" (Ин. 15, 1-6). А то, что Он, Сотворивши нас, считает нас за паству Свою, это Он сказал Корифею Корифеев Апостольского лика: "Петре, любишя ли Мя? – Паси агнцы Моя, паси овцы Моя" (Ин. 21, 15-18);
– 22 –
потому что все мы, как овцы заблудились, и как
драхма затерялись, выпав из Владычни руки. Но пришел Добрый Пастырь, Владыка природы; взыскал, нашел, спас, неизреченным образом соединил с Собою.
Последуем же, братие, за Добрым Пастырем Христом, вводящим в пастбища и ограды вечной жизни. Сохраним, чрез добродетели, образ и подобие в отношении Его, чтобы нам не отпасть от жизненосной руки. Принесем плод Ему в добрых делах, чтобы нам быть виноградом Господа Саваофа и новосаждением возлюбленным Ему. Сотворим волю Божию благую, приятную и совершенную, чтобы нам обогатиться имением Его Отцом нашим. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы нам устроить себя домом Божиим, Который не только как виноград и дом, но и как ниву и засеянную пашню имея род наш, "уподобися", говорит, "царство небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем; спящим же человеком, прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде" (Мф. 13, 25). Не несвоевременно слово привело на середину сию притчу: потому что, благодаря ей, мы можем отдать долг и исполнить обещание, которое мы дали вашей любви в предшествующей беседе. Потому что уча вас об умственной и духовной жатве, я сказал и показал, что жателями оной духовной жатвы, которая выражается в переносе из безверия в веру, являются священные Апостолы и их преемники и сущие даже до нашего времени в поколениях учители благочестия; и – о умственной жатве, которая выражается в преставлении каждого из нас из здешнего мира в будущую жизнь, жателями которой являются святые Божии Ангелы, имеющие большие прерогативы, чем Апостолы, потому что после жатвы, они отбирают и отделяют, с одной стороны – добрых, с другой стороны – дурных; и благих посылают в царство Божие, а дурных отбрасывают в геенну огненную. Итак, хотя и об этом я также говорил, но не доказал, но я обещал, когда Бог предоставит время и повод, представить аргументацию, которая довлеюще была бы представлена на основании этой Господней притчи; ибо Он сказал (в продолжение притчи): "Видевши раби Господина плевелы на селе, реша Ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Он же рече: ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгаете купно с ними и пшеницу; во время жатвы реку жателем: соберите
– 23 –
первее плевелы, и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу Мою" (Мф. 13, 27-30).
Плевелами, как Господь и сказал, являются сыны лукавого; потому что на основании подобия дел нося характерные черты его, они становятся семенем его и усыновленными ему. Время жатвы это – кончина века сего; ибо хотя она и раньше началась и ныне совершается путем (индивидуальной) смерти, но тогда все придет к концу. Жатели же это – Ангелы; потому что они являются, и особенно тогда будут явлены, служителями Небесного Царя. "Якоже убо", говорит Он, "собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего. Послет Сын Человеческий", – Он же является и Сыном Высочайшего Отца, – "послет убо Он Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны" (ст. 40, 41). Потому что Господь наш Иисус Христос, как Бог является Владыкою всего и Царем неба и земли и тех, которые – на небе; а как человек, ставший им ради нас, чрез крест низложивший поработившего, путем обмана, наш род, искупив же нас Собою (δι' εαυτου), и приведя Своему Родителю, Своим царством имеет человеческий род, особенно же – собранную из всех народов – Священную Церковь. Итак, пошлет Он Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, т.е. еретиков и тех, которые не отступили от грехов и не покаялись; потому что всякий грех является беззаконием; итак, собрав их, ввергнут их в пещь огненную, идеже будет плач и скрежет зубов. Видите ли, братие, жатву и отделение воистину весьма, весьма страшное и ужасное?! Истину же мы сказали, говоря, что Ангелы являются жателями оной жатвы и обладают большими прерогативами, чем Апостолы. Итак, видя рабы Господина, т.е. Ангелы Божии, плевелы на поле, т.е. нечестивых и дурных людей проживающих среди добрых и среди Церкви Христовой, и живущих вместе с ними, сказали Господу: "Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" т.е. смертью восхитим их с земли? Господин же сказал им: "Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы".
Но каким образом могло бы им приключиться, что выбирая плевелы и исторгая путем смерти дурных и отделяя от праведных, они могли бы выдернуть и пшеницу, т. е.
– 24 –
добрых из числа людей? – Многие из нечестивых и грешников, живя вместе с живущими благочестиво и праведно, иногда со временем обращаются к покаянию и научаются благочестию и добродетели, и вместо плевелов становятся пшеницей; и таким образом случается, что в выбирании плевелов вместе с ними выдернут и пшеницу, если они будут исторгнуты Ангелами прежде, чем успеют покаяться. И с другой стороны, многие, будучи дурными, рождали детей или внуков доброго душевного устроения; посему Знающий все прежде сбытия не допустил прежде времени исторгнуть плевелы. "Во время же жатвы", говорит, "скажу жнецам: соберите прежде плевелы, и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою". Но это совершенно гармонирует с тем, что Господь говорит в иной притче; именно: "Вшед царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена в одеяние брачное: и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяние брачное? – он же умолча. Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом" (Мф. 22, 11-13). Ибо как там вместе с добрыми семенами были и плевелы, так здесь вместе с одеянными в добрые дела, как бы в брачную одежду, совозлежал несший на себе запятненную и позорную одежду греха; и как там Господь заповедует сначала собрать плевелы, и потом бросить их в оный огонь, так и здесь, говоря сначала: "связавше ему руки и ноги", затем говорит: "бросьте во тьму внешнюю"; и присовокупил то, что и там сказал, именно, что: "там будет плач и скрежет зубов", – потому что тьма внешняя является тем же самым, что и геенна огненная. Но почему это мрачное место называется местом не внутренней, но
внешней тьмы? – Светом невечерним и истинным и присносущным, в котором ныне находятся духи праведных, а тогда Святые будут находиться и вместе со своими телами, – является Бог: потому что Он – Солнце Правды; но и теперь живущие в нечистоте и неправде находятся
вне Этого Солнца и испускаемого Им света, но здесь они имеют надежду на покаяние, и живут, наслаждаясь ныне чувственным светом и имеют утешение, которое доставляют иные творения Божии, как это человеколюбиво допускает Бог и великодушно ожидает их исправления. Но те, кто не покаялись здесь, тогда лишившись Божиего
– 25 –
терпения и милосердия Его к ним и того наслаждения, которое имели от чувственных творений Божиих, и таким образом еще более став далекими от Бога и самой надежды лишившись, будут преданы вечной муке.
Итак, сущие ныне вне оного истинного Света, еще более вне его, как мы сказали, будут тогда, и будут преданы тьме, находящейся вне оного Света, и безутешной скорби и тесноте, как и Апостол говорит: "Благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия" (Рим. 2, 4-5). Пред гневом же Божиим кто постоит? Кто выдержит тогда испытание и оный стыд, который Господь нам показал в Евангелии чрез притчу, говоря оному, который как бы был облечен в безобразную одежду греха: "Как ты вошел сюда не в брачной одежде, не в благодатном наряде добродетели?" Но тот молчал, не смея раскрыть рта. Кто выдержит вынесенный с гневом Божий приговор и ревностный порыв Ангелов привести его в исполнение, схватывающих осужденного из среды праведников и отделяющих его, как плевелы от пшеницы, и немилосердно связывающих и бросающих, увы, в геенну! Кто вынесет кромешный и на веки безпросветный оный мрак, непрестанное и безутешное, вследствие весьма сильного плача, смятение, и скрежет и щелкание зубов? непрестанное и невыносимое страдание от жжения неугасающего огня? какой же это оный огонь, который касается и тел и душ, как находящихся в телах, так и сущих без тела, терзая их и вместе с тем удерживая их в бессмертии? огонь, которым и наш (земной) огонь разрушится, как написано: "Стихии же сжигаеми разорятся" (2 Пет. 3, 10). Какое же великое прибавление к страданию заключается в том, что оно не предвидит освобождения? Что сказать о том, чтоб даже не видеть той бездны зла, в которую повержены, потому что тот огонь не светит! Эта же жатва является тем же, что и оное гумно, которое Христос очистит, имея в руках лопату для веяния, как явил Предтеча Его и Креститель, – и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12): ибо лопатой, сущей в руках Христовых, Креститель назвал Ангельские Силы; лопата же это – веялка (для очищения зерна).
– 26 –
Итак, как она, будучи в руках земледельца, движется туда и как бы пожелал это земледелец, так и Ангелы, будучи в руках и во власти Господа нашего Иисуса Христа, движутся куда бы и как Он пожелал бы это и исполняют Его волю. Но то, что в оной жатве Он назвал "полем", здесь Предтеча назвал "гумном": потому что на гумне происходит распределение всего собранного на поле. То что там Он представил как выбирание плевелов, здесь (Предтеча) назвал очищением гумна. Здесь плевелы он назвал "соломой", ибо и плевелы, как легкие и не заключающие в себе плода, ветер уносит вместе с соломой. Но возможно, что здесь под выражением "солома" имеется ввиду и нечто большее, потому что не только те, которые являются вредными для добрых соседей, как плевелы для тех колосьев пшеницы, с которыми смешались корнями, но – и те, которые хотя и не вредны для других, но не устойчивы и вследствие своего безплодия сами по себе безплодны, – также достойны суть огня. Там, вот, – "пещь огненная", а здесь – "огнем неугасаемым" он назвал, показывая, что нескончаемым является оное будущее и пребывающее мучение (или "наказание") для тех, которые, вследствие бездеятельности в совершении добродетели и вследствие страстной и греховной жизни уподобились соломе и плевелам. И то, что Предтеча здесь назвал "житницей", то там Христос обозначил как "царство Божие"; ибо говорит: "Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их". Почему же Он не сказал: "в царстве Божием", но – "в царстве Отца их" ? – Для того, чтобы показать, что сначала человек должен стать сыном Божиим и достойным назвать Бога Отцом, и тогда справедливо становится затем наследником царства Его. Каким же образом человек становится сыном Божиим? – Уподоблением в делах; почему и Господь говорит в ответ Иудеям, говорящим, что "мы дети Авраама": – "Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили". И когда те в ответ сказали: "Мы единаго Отца имамы – Бога", то Он сказал им: "Аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох, и приидох; вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити" (Ин. 8, 39, 42, 44).
Видите, каким образом человек, вследствие дурных вожделений и дел, становится сыном диавола, и таким
– 27 –
образом бывает наследником вечного огня? Так и (напротив), чрез добрые побуждения и дела, человек уподобляется Богу и становится сыном Его и бывает наследником царства Его. И являя, что уподобление Богу состоит в добродетели, Господь говорит: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга; аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите" (Ин.13, 34,14). И: – "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим" (Мф.11, 29). И: – "Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть" (Лк.6, 36). И: – "Любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на неблагодарныя и злыя" (ст.35). Итак, тот кто имеет подобие в отношении Бога, вследствие любви и прочих добродетелей, тот, чрез дела, обогатившись тем, что Бога возъимел
Отцом, станет
наследником Отеческого царства; а тот, кто лишится его, не просто потеряет его, но и предается беспросветной тьме и огню
1), невыносимо и нескончаемо палящему. Следовательно, тот, кто желает избавиться от этой бесконечной муки, и стать наследником присносущного Божиего Царства, пусть не будет плевелами, дурным и вредным семенем, так чтобы приносить общий вред для тел и душ ближних, ненавистным Богу, представленным как пример дурных дел и мыслей; пусть он не будет тростником и соломой, таким легким, чтобы быть легко носиму туда и сюда веяниями и приложениями злого духа, до такой степени непригодным, чтобы быть отданным в пищу бессловесных страстей и демонов; но пусть он будет пшеницей, удерживаясь от всяких непотребных дел и слов, и соделывая противоположное сему – добродетели и принося плоды покаяния: ибо таким образом он будет достойным небесной житницы и наречется сыном небесного Высочайшего Отца, и, как наследник, радуясь внидет в царство Его, осияваемый Божественной славой, которую да будет всем нам получить благодатию и
_______
*) Слово "огню" почерпнуто нами из латинского перевода; несомненно оно случайно пропущено в греческом оригинале.
– 28 –
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христу Которому подобает слава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
– 29 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1974).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.04.2013.