"Кто от Бога, тот слушает слова Божии" (Ин. 8, 47), говорит Господь; то есть, тот повинуется заповедям Божиим, проводя слова в дела, живя и действуя по учению Христову, и творя волю Отца небесного, и соделываясь наследником Божиим и сонаследником Христу (Рим. 8, 17). А кто не слушает Бога и делает грех, и не озираясь привязывается к нему, тот раб греха (Ин. 8, 34), не есть от Бога (1 Ин. 3, 10), а от лукавого (Мф. 5, 37), худым произволением извращая природу, полученную от Бога, и делая ее похожею на отца погибели. Посему и сказал Господь Иудеям: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти его" (Ин. 8, 44). А таковые несчастнее даже явно бесноватых, хотя ускользают от внимания многих. Потому что одержимые бесами терзают тела свои и телесно же иногда вредят встречающимся с ними; а уподобляющиеся началозлобному врагу лукавыми похотями и делами губят собственные души и души неосторожно приближающихся к ним. И те в час смерти вместе с телом сбрасывают и озлобление демонское, а нераскаянно грешащие имеют бессмертную язву и неизлечимую. И одержимого явно демоном по телу все жалеем, а убийцу и сребролюбца, гордеца, бесстыдника и непокорного, и всех таковых не только не жалеем, но и ненавидим. Ибо тот непроизвольно
– 193 –
подвергается страданию, а любящий грешить навлекает на себя собою самим избранное бедствие, иногда страдая и внутреннею болезненною испорченностью и злонравием.
Поелику же многие из людей ярости диавола против нас не могут примечать из нападений его на душу и содействие ко греху, то попустил Бог бывать одержимым демонами и по телу, чтобы все мы из их примера познавали, сколь ужасно состояние души, лукавыми своими делами сделавшей его всельником в себе. Когда, же сошел (Пс. 17, 10) на землю, чтобы нас избавить от насилия диавольского по душе, то прогонял демонов и от явно по телу одержимых бесами, явно производимою сею свободою и цельбою выставляя и удостоверяя производимое в сокровенности освобождение и исцеление душевное. Потому что и когда даровал расслабленному исцеление душевное, то не только не прославляли Его видевшие, а и злословили (Мк. 2, 1-7). Посему уврачевал и расслабление тела, чтобы они знали, как Сам сказал присутствовавшим, что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (ст. 10). Посему-то особенно и прогоняет демонов от одержимых ими, чтоб мы знали, что Он же прогоняет их и от наших душ и дарует нам свободу вечную (Ин. 8, 36).
Ибо "когда Он вышел на берег", по рассказу ныне прочитанного Евангелия, "встретил Его один человек из города, одержимый бесами, с давняго времени, и в одежду не одевавшийся, и в доме не живший, а в гробах".
Вышел, говорит, а не пришел на берег, чтобы показать, что достиг сюда после переправы, когда в промежутке и укротил бурный ветер и унял море запрещением Своим. Ибо из Галилеи войдя с Своими Учениками в лодку, сказал им, как выше говорит Евангелист: "Переправимся на ту сторону" (Лк. 8, 22). Отсюда открывается, что и по предведению и по великой милости Своей по собственному побуждению пришел Он на помощь люто так и с давнего времени страждущему от демонов. Лука говорит, что это был один, одержимый многими бесами, и Марк тоже говорит об одном, во имевшем одного духа нечистого (Мк. 5, 2); а Матфей говорит, что это были два человека, жившие вместе и одержимые многими бесами (Мф. 8, 28). Причину же, почему некоторые Евангелисты говорят об одном, а один о многих, и бесноватых и бесах, означили
– 194 –
и Лука и Марк. Ибо один, о котором говорит Марк, нечистый дух, в след затем допрашиваемый Господом, говорит: "Легион имя мне, потому что нас много". Потому что легион есть отряд и многочисленный сонм ангелов или людей или демонов соединенных и установленных друг с другом, обращающих внимание и устремляющихся на одно дело и на одну цель. Посему и те одержимые бесами, как движимые и направляемые подобным скопищем, и в гробах и в горах непрестанно жили друг подле друга и сходились, и то в единственном числе, то во множественном называются и они, и мучившие их лукавые духи.
Не только же в лице человека того встретил Иисуса легион духов нечистых, но и "пал пред Ним и громким голосом вскричал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышняго! умоляю Тебя, не мучь меня". Потому что, говорится, Господь "повелел нечистому духу выйти из сего человека". По милосердию Господь, намеренно высадившись на тот берег, где жил сей одержимый демонами, повелел легиону бесовскому выйти из человека, а куда уйти не указал. Посему скверный оный сонм лукавых духов, объятый недоумением и боясь, чтобы Господом ныне же не преданы были будущему наказанию, уготованной им геенне огненной, где будут находиться в совершенной неподвижности, так как всякая деятельность для них прекратится, вынужден был и приступить и пасть пред Ним и обратиться к Господу с смиренною и истинною речью, свидетельствуя, что Он есть Сын Бога Всевышняго, а вместе и лукаво предполагая сим свидетельством, как бы некоею лестью, переубедить Господа всех. Господь же попустил сие свидетельство для поучения находившихся в корабле. Потому что они, видя произведенные Им тогда чудные дела на море, в недоумении говорили друг другу: "Кто же это, что и ветры и море повинуются Ему?" Теперь же узнали, Кто Он, именно, что Он Сын Бога Всевышняго. Потому что и диавол всегда содействует намерению Божию, впрочем не его предпочитая и не его имея в виду. Посему и некто из богоносных мужей говорит, что зло содействует добру не по доброму соизволению. Господь же, желая показать присутствующим, что этот страшный демон не один, а большое скопище, опросил его: "Как тебе имя?" Он сказал: "Легион имя мне, потому что нас много бесов" (Мк. 5, 9). А ополчение легионное составляется, говорят, из шести тысяч.
– 195 –
"И они просили Иисуса", говорит Евангелист, "чтобы не повелел им идти в бездну". Видишь, что, по сказанному выше, страх заставил их и приступить и пасть пред Ним, и в поведении и в речах поступать правдиво и смиренно?
Примечай же и вседержительную власть Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо демон невольно признал Его Господом и бездны. А кто прозирает в бездны (Дан. 3, 54)? – Конечно, Сидящий на высоте (Иов. 22, 12), превосходящий все и все имеющий в Своей власти (Иер. 23, 24). Обрати внимание и на то, что полчище демонов нигде не властно быть, если ему не попущено или не позволено. Посему и когда Господь повелел ему выйти, а не приказывал куда уйти, оно одержимо было великим страхом и придумало себе убежище в пасомых на горе свиньях, чтобы через них уйти. Но и над ними они сами по себе не имели власти, и тем более над людьми или чем иным из того, что существует. Ибо говорится: "Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. И Он позволил им. Бесы же выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло".
Итак, демоны, ища места для своего бегства и имея худое намерение, просили дозволения войти в свиней, так как от людей изгонялись Спасителем, и сознавали, что не из одного или двух, но чрез одного они изгоняются и из всякого человека. Господь же дозволил им, чтобы мы из приключившегося с свиньями познали, что они пожелали бы и человека предать конечной гибели, если бы и прежде не были невидимо сдерживаемы Его силою.
"Пастухи же, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и селениях".
Теперь припомните упоминаемого в Евангелии распутного сына, спасшегося бегством от свиней, чтобы понять, кто это пасущие свиней, а лучше сказать, кто походит на них. Ибо свинская жизнь, по причине нечистоты, указывает на всякую лукавую страсть, а свиньи суть вполне те, что носят одежду, запачканную сквернами плотскими, и впереди их стоят, как бы какие пастухи, отличающиеся между ними сладострастием, и попечение о плоти и содержание себя превращающие в удовлетворение похоти (Рим. 13, 14).
– 196 –
Но ни время, ни, как видите, шум толпы не позволяют нам войти засим в подробное изъяснение, какое это от греха приключается обнажение души, на которое указывается примером от бесноватого, и что это за обитание в гробах (Мк. 5, 5). Ибо говорится, "в одежду не облачался, и жил не в доме, а в гробах". И какие это оковы и цепи и узы, которые он разбивал и бегал.
Но и мы, особенно монахи, станем избегать пребывания и совместного жительства со свиньями на полях, потому что "худыя сообщества", по выражению Соломона 1), – "развращают добрые нравы", и в большинстве случаев каждый или уже подобен, или становится подобным, своим соучастникам. Что пользы один раз устраниться от мира и избрать убежищем посвященные Богу жилища, но ежедневно выходить из них и опять смешиваться с миром? Скажи мне, как бродя по площадям избежишь страстных воспалений, которыми навлекается смерть души, отлучающая человека от Бога? Это – смерть, входящая к нам сквозь окна (Иер. 9, 21) наши, то есть чувства, посредством коих и праотцы оные лишились бессмертия. Все будем избегать, одни – председательства между злыми, хотя бы невидимому превосходили многих породою, славою, крепостью тела и избытком средств для жизни, а другие – уподобления свиньям, приемля в ум то будущее озеро огня неугасимого (Апок. 20, 15), в которое попадут, увы! невозвратно повинующиеся водительству демонов, и видя пропасть, в которую низвергаются умирающие, до конца в житии своем уподоблявшиеся свиньям (Лк. 16, 23). И избежавши невозвратно действительно зловонной жизни греха, тогда хорошо и по надлежащему приступим к источнику благовоний, по благости Христовой изливающемуся, как видите, чрез гроб из места упокоения нашего туземного мученика Христова, и помазанием их освятившись и укрепившись станем и мы проповедывать и в селах и в городах, где ни будем, священнейшую силу и действие сего священного мира. Проповедывать же, разумею, не языком и словами; потому что чье ж ухо не слышало о множестве чудесных от него действий? – а переменою жизни на лучшею. Так чтобы все видя нас говорили: "Это изменение десницы Всевышняго" (Пс.
_______
1) Очевидная обмолвка или описка; слова эти приведены Апостолом Павлом в 1 Кор. 15, 33 – но заимствованы у греч. поэта Менандра.
– 197 –
76, 11), которою в книге живых написан великий Димитрий и которою приближающихся к нему преобразует в состояние священнейшее. Его предстательством да сбудется сие, и все мы да сподобимся обещанных небесных обителей (Ин.14, 2) и жительствование в них со святыми, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки, аминь
2.
_______
2) Обе омилии в рус. пер. заимствованы из вышеприведенной книги Епископа Арсения (Иващенко) стр. 28-44 и 45-55.
– 198 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1974).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.04.2013.