Исследователи современного "посмертного" опыта почти неизменно обращаются за пояснением этих случаев к той форме литературы, которая утверждает, что основана на опыте "выхода из тела" – оккультной литературе с древнейших времен от египтян и тибетской "Книги мертвых" и вплоть до оккультных учителей и экспериментаторов наших дней. С другой стороны, едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские и святоотеческие источники, на которых оно основано. Почему же так?
Причина очень проста: христианское учение идет от Божьего откровения к человеку о судьбе души после смерти и делает упор, главным образом, на конечное состояние души на Небе или в аду. Хотя и существует обширная христианская литература, описывающая, что происходит с душой после смерти, и основывающаяся на полученной из первых рук информации о посмертном опыте или выходе из тела (как показано в предыдущей главе о мытарствах, эта литература определенно занимает вторичное место в сравнении с основным христианским учением о конечном состоянии души). Литература, основанная на христианском опыте, полезна, главным образом, для уяснения и более наглядного представления важнейших моментов христианского учения.
В оккультной же литературе положение как раз противоположное – основной упор делается на "внетелесный" опыт души, а конечное ее состояние оставляется обычно в неопределенности или представляется личными мнениями и догадками, предположительно основанными на этом опыте. Современные исследователи намного более склонны к этому опыту оккультных писателей, который представляется хоть в какой-то степени пригодным для "научного" исследования, чем к учению христианства, которое требует участия веры и доверия, а также ведения духовной жизни в соответствии с этим учением.
В настоящей главе мы попытаемся указать на некоторые из ловушек, имеющихся в этом подходе, который ни в коей мере не является таким уж "объективным", как это кажется некоторым, и дать оценку оккультного "внетелесного" опыта с точки зрения православного христианства. Для этого мы должны немного познакомиться с оккультной литературой, используемой современными исследователями для уяснения "посмертного" опыта.
Тибетская "Книга мертвых"
Тибетская "Книга мертвых" – это буддистская книга VIII века, которая, возможно, содержит добуддистское предание куда более раннего времени. Ее тибетское название "Освобождение путем слышания на посмертной плоскости", а ее английский издатель описывает ее как "мистическое наставление для руководства в потустороннем мире многих иллюзий и сфер". Ее читают у тела усопшего для пользы его души, потому что, как говорит сам текст, "в момент смерти происходят различные обманчивые иллюзии". Это, как замечает издатель, "не видения реальности, но и не что иное, как... (собственные) интеллектуальные импульсы, которые приняли персонифицированную форму". На последующих стадиях 19-дневных "посмертных" испытаний, описанных в книге, имеются видения как "мирных", так и "злобных" божеств, все из которых, согласно буддийскому учению, рассматриваются как иллюзорные. (Ниже при рассмотрении природы этой сферы мы обсудим, почему эти видения, действительно, большей частью иллюзорны). Конец всего этого процесса – окончательное падение души и "перевоплощение" (также будет рассмотрено ниже), рассматриваемое буддийским учением как зло, которого можно избежать с помощью буддийской подготовки. К. Юнг в своем Психологическом комментарии к книге находит, что эти видения очень похожи на описания загробного мира в спиритической литературе современного Запада-и те, и другие оставляют неприятное впечатление из-за крайней пустоты и банальности сообщений из "мира духов",
Между тибетской "Книгой мертвых" и современными опытами в двух отношениях имеется удивительное сходство, что и объясняет интерес к ней д-ра Муди и других исследователей. Первое, описанные там впечатления от нахождения "вне тела" в первые моменты смерти, в сущности, то же, что и в современных случаях (а также в православной литературе): душа умершего является как "сияющее иллюзорное тело", которое видимо другим существам той же породы, но не людям во плоти; поначалу она не знает, жива ли или мертва; она видит людей вокруг тела, слышит стенания скорбящих и имеет все способности чувственного восприятия; движения ее ничем не стеснены и она может проходить через твердые тела. Второе, "в момент смерти видим первичный свет", который немало исследователей отождествляет со "светящимся существом", описываемом в настоящее время.
Нет оснований сомневаться, что описываемое в тибетской "Книге мертвых" основано на "внетелесном" опыте; но ниже мы увидим, что настоящее посмертное состояние является только одним из этих случаев, и мы должны предупредить, что нельзя принимать любой "внетелесный" опыт как откровение о том, что действительно происходит после смерти. Опыт западных медиумов также может быть подлинным, но они, несомненно, не передают настоящих сообщений об умерших, как они это утверждают.
Есть некоторое сходство между тибетской "Книгой мертвых" и куда более древней египетской "Книгой мертвых". Последняя описывает, как после смерти душа проходит многие изменения и встречается со многими "богами". Однако живая традиция толкования этой книги отсутствует, а без этого современный читатель может лишь догадываться о значении некоторых из этих символов. Согласно этой книге, умерший поочередно принимает вид ласточки, золотого сокола, змеи с человеческими ногами, крокодила, цапли, цветка лотоса и т-д. и встречается с разными "богами" и потусторонними существами ("четыре священные обезьяны", богиня-бегемот, разные боги с головами собак, шакалов, обезьян, птиц и т.д.).
Описываемый в этой книге изощренный и путаный опыт "загробного" царства резко отличается от ясности и простоты христианского опыта. Хотя эта книга, возможно, тоже основывается на подлинном опыте выхода из тела, она подобно тибетской "Книге мертвых" полна иллюзорных видений и, несомненно, не может быть использована как действительное описание состояния души после смерти.
Писания Эммануила Сведенборга
Другой из оккультных текстов, который изучается современными исследователями, дает больше надежд на то, чтобы быть понятым, ибо он относится к новому времени, является чисто западным по образу мышления и претендует на то, чтобы быть христианским. Писания шведского мистика Эммануила Сведенборга (1688-1772) описывают потусторонние видения, которые стали являться ему в середине жизни. До того, как начались эти видения, он был типичным европейским интеллектуалом XVIII века: свободно владеющий многими языками, ученый, исследователь, изобретатель, человек, принимающий активное участие в общественной жизни в качестве асессора Шведской горной коллегии и члена высшей Палаты парламента – короче, "универсальный человек" раннего периода развития науки, когда одному человеку было еще под силу овладеть почти всеми современными знаниями. Он написал около 150 научных трудов, некоторые из них (например, четырехтомный анатомический трактат "Мозг") намного опередили свое время.
Затем на 56-м году жизни он обратил свое внимание на невидимый мир и за последние 25 лет жизни создал огромное количество религизных произведений, описывающих Небо, ад, ангелов и духов – и все это на основании своего собственного опыта.
Его описания невидимых сфер разочаровывающе приземлены; в общем же они согласуются с описаниями, которые можно найти в большей части оккультной литературы. Когда человек умирает, то, согласно рассказу Сведенборга, он входит в "мир духов", находящийся на полпути между Небесами и адом. Этот мир, хотя он духовный и нематериальный, настолько похож на материальную реальность, что сначала человек не осознает, что он умер; его "тело" и чувства такого же типа, как и на земле. В момент смерти наблюдается видение света – чего-то яркого и туманного,– и имеет место "пересмотр" собственной жизни, ее добрых и дурных дел. Он встречается с друзьями и знакомыми из этого типа и некоторое время продолжает существование, очень сходное с земным за тем лишь исключением, что все намного больше "обращено внутрь"; человека привлекают те вещи и люди, которые он любил, а реальность определяется мыслью – стоит только подумать о любимом, и это лицо появляется как по вызову. Как только человек привыкает к пребыванию в мире духов, его друзья рассказывают ему о Небесах и аде, и его отводят в различные города, сады и парки. В этом промежуточном "мире духов" человек в ходе обучения, длящегося где-то от нескольких дней до года, "приготовляется" для Неба. Но и само "Небо", как его описывает Сведенборг, не слишком отличается от "мира духов", и оба очень схожи с землей. Там есть внутренние дворы и залы, как на земле, парки и сады, дома и спальни "ангелов", и масса перемен платья для них. Там есть правительства и законы, и суды – все, конечно, более "духовное", чем на земле. Там есть церковные здания и службы, и духовенство там говорит проповеди, и смущается, если кто-то из прихожан не согласен с ними. Там есть браки, школы, обучение и воспитание детей, общественная жизнь,– короче, почти все то из встречающегося на земле, что может стать "духовным". Сам Сведенборг говорил на небе со многими "ангелами" (все они, как он считал, были души умерших), а также со странными обитателями Меркурия, Юпитера и других планет; он спорил на "небе" с Мартином Лютером и обратил его в свою веру, но не смог разубедить Кальвина в его вере в "предопределение". Описание "ада" также напоминает какое-то место на земле, его обитатели характеризуются эгоизмом и дурными поступками.
Можно легко понять, почему большинством своих современников Сведенборг был отвергнут как сумасшедший и почему почти вплоть до наших дней его видения редко воспринимали всерьез. Тем не менее всегда находились люди, которые признавали, что несмотря на всю странность его видений, он действительно был в контакте с невидимой реальностью; его младший современник немецкий философ Эммануил Кант, один из основателей современной философии, относился к нему очень серьезно и верил в несколько примеров сведенборгова "ясновидения", которые были известны по всей Европе; а американский философ Р. Эмерсон в своем длинном очерке о нем в книге "Избранники человечества" назвал его "одним из гигантов литературы, которого не измерят целые колледжи заурядных ученых". Оживление интереса к оккультизму в наше время выдвинуло, конечно, его вперед как "мистика" и "ясновидца", не ограниченного доктриальным христианством; в особенности же исследователи "посмертных" опытов находят интересные параллели между своими открытиями и его описанием первых моментов после смерти.
Мало может быть сомнений относительно того, что Сведенборг был действительно в контакте с духами, и что он получил от них свое "откровение" Изучение того, КАК он получил эти "откровения", покажет нам, в какой же сфере обитают эти духи на самом деле.
История контактов Сведенборга с невидимыми духами, подробно описанная в его объемистых "Дневнике сновидений" и "Духовном дневнике" (2300 страниц), в точности раскрывает характеристики вступления в общение с воздушными демонами, как это описывает епископ Игнатий. Сведенборг с детства практиковал одну форму медитации, включающую расслабление и полное сосредоточение, со временем он начал видеть во время медитации пламя, которое он доверчиво принимал и объяснял как знамение "одобрения" его мыслей. Это подготовило его к началу общения с миром духов. Позднее он начал видеть во сне Христа и то, как его принимают в обществе "бессмертных", и постепенно начал чувствовать вокруг себя присутствие духов. Наконец, духи стали являться ему в состоянии бодрствования. Впервые это произошло во время его поездки в Лондон; переев однажды вечером, он вдруг увидел черноту и ползающих по телу пресмыкающихся, а затем человека, сидящего в углу комнаты, который сказал лишь: "Не ешь столько",-и исчез в темноте. Хотя это явление и испугало его, он считал его чем-то "хорошим", потому что ему был дан моральный "совет". Затем, как он сам рассказывал, "в ту же ночь тот же человек явился мне снова, но теперь я уже не был испуган. Потом он сказал, что он – Господь Бог, создатель мира и Искупитель, и что он избрал меня, чтобы объяснить мне, что я должен написать по этому вопросу; в ту же ночь мне были открыты – так что я полностью убедился в их реальности -миры духов. Небо и ад... После этого Господь открывал, очень часто днем, мои телесные очи, так что среди дня я мог смотреть в другой мир, и в состоянии полного бодрствования общаться с ангелами и духами".
Из этого описания совершенно ясно, что Сведенборг был открыт общению с ВОЗДУШНЫМ ЦАРСТВОМ ПАДШИХ ДУХОВ и что все его последующие откровения происходили из того же источника. "Небо и ад", которые он видел, также были частями воздушного царства, а записанные им "откровения" – это описание его иллюзий, которые падшие духи в своих собственных целях часто производят для легковерных. Взгляд на некоторые другие произведения оккультной литературы покажет нам и другие стороны этого царства.
"Астральная плоскость" теософии
Теософия XIX и XX веков, которая представляет собой смешение восточных и западных оккультных идей, подробно учит о воздушном царстве, которое ей представляется состоящим из ряда "астральных плоскостей" ("астральный" означает "звездный",– это причудливый термин, относящийся к "надземной" реальности). Согласно одному изложению этого учения, "астральные" плоскости coставляют место обитания всех сверхъественных существ, место пребывания богов и демонов, пустоту, где обитают мыслеформы, область, обитаемую духами воздуха и других стихий, и различные небеса и ады с ангельскими и демонскими сонмами... Подготовленные люди считают, что они могут с помощью обрядов "подниматься на плоскости" и полностью знакомиться с этими областями.
Согласно этому учению, в "астральную плоскость" (или "плоскости" в зависимости от того, как рассматривать это царство – как целое или по отдельным "слоям") входят после смерти и, как в учении Сведенборга, нет внезапного изменения состояния и нет суда; человек продолжает жить, как и прежде, но только вне тела, и начинает "проходить через все подплоскости астральной плоскости на своем пути к небесному миру". Каждая подплоскость все более утонченная и "обращенная внутрь", и прохождение через них, в отличие от страха и неуверенности, вызываемых христианскими мытарствами, является временем удовольствия и радости: "Радость бытия на астральной плоскости так велика, что физическая жизнь в сравнении с ней вообще не кажется жизнью... Девять из десяти возвращаются в тело с большим нежеланием" (А. Пауэлл, "Астральное тело", 1972).
Изобретенная русской медиумисткой Еленой Блаватской теософия в конце XIX века была попыткой дать и систематическое объяснение медиумическим контактам с "мертвыми", которые множились в западном мире со времени вспышки спиритических явлений в Америке в 1948 году. До сих пор ее учение об "астральной плоскости" (хотя часто и называемое по имени) является стандартом, используемым медиумами и другими любителями оккультного для объяснения явлений из мира духов. Хотя теософские книги об "астральной плоскости и полны той же неприятной пустотой и банальностью", какие, по мнению Юнга, характеризуют всю спиритическую литературу, все же за этой тривиальностью стоит философия реальности потустороннего мира, которая находит отклик в современных исследованиях. Современное гуманистическое мировоззрение весьма благоприятно относится к такому потустороннему миру, который приятен, а не мучителен, который допускает мягкий "рост" или "эволюцию", а не окончательность суда, который дает еще "один шанс", чтобы подготовиться к высшей реальности, а не определяет вечный удел по поведению в земной жизни. Учение теософии дает как раз то, что требуется современной душе, и утверждает, что оно основано на опыте.
Чтобы дать провославный христианский ответ на это учение, мы должны внимательно посмотреть, что же конкретно бывает на "астральной плоскости"? Но куда мы будем смотреть? Сообщения медиумов печально известны своей ненадежностью и расплывчатостью; и в любом случае контакт с "миром духов" через медиумов слишком сомнительный и косвенный, чтобы быть убедительным доказательтвом природы того мира. С другой стороны, современный "посмертный" опыт слишком краток и неубедителен, чтобы он мог послужить доказательством действительной природы другого мира.
Но все же имеется опыт "астральной плоскости", который можно изучить подробнее. На теософском языке это называется "астральной проекцией" или "проекцией астрального тела". Культивируя определенные медиумические методы, можно не только войти в контакт с бесплотными духами, как делают обычные медиумы (когда их сеансы подлинны), но и действительно войти в их область существования и "путешествовать" среди них. Можно быть весьма скептически настроенным, слушая о таких случаях в древности, но так получилось, что этот опыт стал относительно обычным явлением в наше время – и не только среди оккультистов, и уже имеется обширная литература, из первых рук повествующая об опыте общения с этой сферой.
"Астральная проекция"
Православным христианам хорошо известно, что человек действительно может быть поднят выше пределов его телесной природы и посетить невидимые миры. Сам апостол Павел не знал, был ли он "в теле... или вне тела", когда он был восхищен на третье небо (2 Кор. 12, 2), а нам нет нужды размышлять о том, каким образом тело может утончиться настолько, чтобы войти на небо (если его переживание действительно было в "теле") или в какое "тонкое тело" могла быть облечена душа во время пребывания "вне тела". Для нас достаточно знать, что душа (в каком-то "теле") по Божией милости может быть действительно вознесена и созерцать рай, а также воздушное царство духов поднебесных.
В православной литературе такое состояние часто описывается, как нахождение вне "тела", как было со св. Антонием, который, как описывалось выше, видел "мытарства", стоя на молитве. Епископ Игнатий Брянчанинов упоминает о двух подвижниках XIX столетия, чьи души также покидали тела во время молитвы – старца Сибирского Василиска, чьим учеником был знаменитый Зосима, и старца схимника Игнатия (Исаию), личного друга епископа Игнатия (т. 3 стр. 75). Самым замечательным случаем выхода "из тела" в православных житиях является, вероятно, случай со св. Андреем, Христа ради юродивым Константинопольским (X век), который в то время, когда тело его явно лежало на снегу городской улицы, был вознесен в духе и созерцал рай и третье небо, а затем часть увиденного поведал своему ученику, который и записал случившееся ("Жития святых", 2 окт.).
Такое дается по Божией милости и совершенно независимо от человеческого желания или воли. Но "астральная проекция" – "это внетелесный опыт", которого можно добиваться и вызывать с помощью определенных методов. Он является особой формой того, что Владыка Игнатий описывает как "открытие чувств", и ясно, что поскольку контакт с духами, кроме непосредственного действия Божия, людям запрещен, то достигаемое этими средствами царство не есть небо, а всего лишь поднебесное воздушное пространство, обитаемое падшими духами.
Теософские тексты, которые подробно описывают этот опыт, настолько наполнены оккультными мнениями и толкованиями, что из них невозможно понять, что же собой представляет ОПЫТ этого царства. Однако, в XX веке была литература иного рода, посвященная этому вопросу: параллельно с расширением исследований и экспериментов в области "парапсихологии" некоторые люди обнаружили по случаю или же экспериментально, что они способны к "астральной проекции", и написали книги, описывающие их опыт, на неоккультном языке; а некоторые исследователи собрали и изучили рассказы об опыте пребывания "вне тела" и написали на научном, а не на оккультном языке. Рассмотрим здесь некоторые из этих книг.
"Земная" сторона "выхода из тела" хорошо описана в книге директора Института психофизических исследований в Оксфорде (Англия) Салии" Грин "Выход из тела" (Нью-Йорк, 1975). В ответ на обращение, сделанное в октябре 1966 года через британскую прессу и радио. Институт получил около 400 ответов от людей, утверждавших, что они лично выходили из тела. Такая реакция говорит о том, что подобный опыт в наше время совсем не редкость и что кто имел его, теперь с большой готовностью, чем ранее, говорит об этом, не боясь прослыть "тронутыми". В отношении "посмертного" опыта то же самое отмечают д-р Муди и другие исследователи. Упомянутые 400 человек получили по два вопросника, а книга явилась результатом сравнения и анализов ответов.
Описанные в этой книге опыты почти все были невольными, вызванными различными физическими условиями: стрессом, усталостью, болезнью, несчастным случаем, анестезией, сном. Почти все они происходили вблизи от тела (а не в "царстве духов"), и сделанные наблюдения очень сходны с рассказами людей, имевших посмертный опыт: человек видит свое собственное тело "снаружи", обладает всеми чувствами (хотя в теле мог быть глухим и слепым), не способен дотрагиваться до своего окружения или взаимодействовать с ним, "плавает" в воздухе, испытывая огромное удовольствие и легкость, ум действует яснее, чем обычно. Некоторые описывали встречу с умершими родственниками или же путешествия в места, которые, казалось, не принадлежали обычной реальности.
Один "исследователь внетелесного" опыта, английский геолог Роберт Крукол собрал огромное количество подобных примеров как у оккультистов и медиумов, с одной стороны, так и у обычных людей, с другой. Он следующим образом суммирует этот опыт: "Тело – копия или "двойник" был "рожден" из физического тела и расположился над ним. Когда "двойник" отделился от тела, имело место "затемненное" сознание. (Во многом подобное тому, как переключение скоростей в автомобиле вызывает краткий перерыв в передаче мощности)... Часто бывал панорамный просмотр прошлой жизни, а опустевшее "физическое" тело обычно было видно со стороны освобожденного "двойника"...
Вопреки тому, что можно было бы ожидать, никто не говорил о том, чтобы при выходе из тела испытывались боль или страх – все казалось совершенно естественным... Сознание, работавшее через этого отдельного "двойника", было более широким, чем в обычной жизни... Иногда появлялись телепатия, ясновидение и предвидение. Часто являлись "умершие" друзья. Многие из дававших сведения выражали большой нежелание вновь входить в тело и возвращаться к земной жизни... Этот бывший до сих пор неизвестным общий ход событий при выходе из тела нельзя достаточно объяснить, исходя из гипотезы, что все такие случаи были с нами и что все описанные "двойники" были просто галлюцинациями. Но, с другой стороны, его можно легко объяснить с помощью гипотезы, что эти случаи были подлинными и что все виденные "двойники" были объективными (хотя и ультрафизическими) телами" (Роберт Крукел, "Выход из тела", 1970).
По существу, это описание тождественно пункт за пунктом "модели" посмертного опыта д-ра Муди ("Жизнь после жизни"). Тождество настолько точно, как может быть лишь тогда, когда описывается один и тот же опыт. Если так, то тогда, наконец, можно определить опыт, который описывают д-р Муди и другие исследователи и который вот уже несколько лет вызывает такой интерес и дискуссии в западном мире. Это не точный "посмертный опыт", а скорее "внетелесный" опыт, который является лишь преддверием другого, намного более широкого опыта, будь то опыт самой смерти или "астрального путешествия" (о чем см. ниже). Хотя "внетелесное" состояние можно было бы назвать "первым моментом" смерти – если смерть действительно наступает,– было бы грубой ошибкой выводить отсюда что-либо о "посмертном" состоянии, разве что только голые (Ьакты, что душа после смерти жива и сохраняет сознание, а это, в любом случае, вряд ли отрицает кто-либо из действительно верящих в бессмертие души. (Лишь несколько далеких от исторического христианства сект учат, что душа после смерти "спит" или не имеет "сознания": Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня и т. д.).
Даже поскольку "внетелесное" состояние не обязательно вообще связано со смертью, мы должны быть очень разборчивы при отборе свидетельств, предоставляемым обширным опытом в этой сфере; в частности, мы должны спросить, имеют ли видения "Неба" (или "ада"), которые сейчас посещают многих, хоть что-то общее с христианским пониманием Неба и ада, или же они являются всего лишь интерпретацией некоторого просто естественного (или бесовского) опыта во "внетелесном" царстве.
Д-р Крукел, который до сих пор был самым дотошным исследователем в этой области, подходящим с той же осторожностью и внимательностью к каждой подробности, какие характеризуют и его прежние книги по ископаемым растениям в Великобритании, собрал большой материал по опыту "рая" и "гадеса". Он считает, что они являются естественными и, по сути, универсальными "внетелесными" опытами и различает их следующим образом: "Те, кто покинул свои тела естественным путем, имели склонность к тому, чтобы видеть нечто яркое и спокойное" ("Рай"), что-то вроде великолепной Земли, а те, кто были исторгнуты силой... имели склонность попадать в относительно мрачные, путаные и похожие на сон условия, что соответствует "гадесу" древних. Первые встречали многочисленных помощников (включая уже упомянутых выше "умерших" друзей и родных), а последние иногда встречались с какими-то бесплотными "препятствиями". Люди, имеющие то, что д-р Крукел называет "медиумической телесной конституцией", неизменно сначала проходят через темную, туманную область "гадеса", а затем входят в область яркого света, которая выглядит подобно Раю. Этот "Рай" описывают по-разному (и медиумы и не медиумы) как "самый прекрасный из когда-либо виденных пейзажей", "вид дивной красоты – большой, наподобие парка, сада, а свет там такой, какого никогда не увидишь на море или на суше", "дивный пейзаж" с "людьми в белом", "свет стал сильным", "вся земля была в сиянии".
Чтобы дать объяснение этим слухам, д-р Крукел выдвигает гипотезу, что существует "тотальная земля", включающая на низшем уровне ту физическую землю, которую мы знаем в повседневной жизни, окруженную всепроникающей нефизической сферой, на нижней и верхней границах которой находятся пояса "гадеса" и "рая". В общих чертах это описание того, что на православном языке называется воздушным поднебесным царством падших духов или "астральной плоскостью" в теософии; однако православные описания этой сферы не проводят различия между "верхним" и "нижним", а делают упор больше на бесовские обманы, которые являются составной частью этого царства. Будучи светским исследователем, д-р Крукел ничего не знает об этом аспекте воздушного царства, но со своей "научной" точки зрения он подтверждает чрезвычайно важный для понимания "посмертных" "внетелесных" явлений факт: "НЕБО" И "АД".
УВИДЕННЫЕ В ЭТИХ СОСТОЯНИЯХ, ЯВЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО ЧАСТЬЮ (ИЛИ ЯВЛЕНИЯМИ) ВОЗДУШНОГО ЦАРСТВА ДУХОВ, НИЧЕГО ОБЩЕГО НЕ ИМЕЮТ С НЕБОМ И АДОМ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕЧНОЙ ОБИТЕЛЬЮ ЛЮДСКИХ ДУШ (И ИХ ВОСКРЕСШИХ ТЕЛ), А ТАКЖЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ДУХОВ. Люди в состоянии "вне тела" не имеют возможности "попасть на настоящее небо или ад, которые открываются душам только по явной воле Божией. Если же некоторые "христиане" во время "смерти" почти сразу же видят "небесный град" с "жемчужными вратами" и "ангелов", то это лишь указывает на то, что увиденное в воздушном царстве зависит в какой-то мере от их собственного прошлого опыта ожиданий, подобно тому, как умирающие индусы видят свои индуистские храмы и "богов". Подлинный христианский опыт неба и ада, как мы увидим в следующей главе, всецело имеет другое измерение.
"Астральное путешествие"
Почти все недавние "посмертные" случаи были чрезвычайно кратки; будь они более длительными, последовала бы настоящая смерть. Но в состоянии "вне тела", которое не связано с близкими к смерти условиями, возможен и более длительный опыт. Если этот опыт имеет достаточную длительность, можно покинуть свое непосредственное окружение и войти в совершенно новый ландшафт – не только чтобы бросить мимолетный взгляд на "сад" или "светлое место", или "небесный град", но и чтобы иметь длительное "приключение" в воздушном царстве. "Астральная плоскость", очевидно, весьма близка каждому, и некоторые критические ситуации (медиумические методы) могут "спровоцировать" на контакт с ней. В одной из своих книг ("Интерпретация природы и психики", 1955) Карл Юнг описывает опыт одного из своих пациентов, женщины, которая "выходила из тела" во время трудных родов. Она видела окружающих ее докторов и сестер, но чувствовала, что позади нее простирается великолепный ландшафт, который казался границей иного измерения; она чувствовала, что если бы она повернулась туда, она покинула бы эту жизнь, но вместо этого она вернулась в свое тело.
Д-р Муди описал ряд подобных состояний, которые он называет "пограничным" или "предельным" опытом ("Жизнь после жизни", стр. 54-57).
Те, кто намеренно вызывает состояние "астральной проекции", часто могут войти в это "другое измерение". В последние годы описанные одним человеком "путешествия" в этом измерении снискали определенную известность, что и позволило ему организовать институт для экспериментов во "внетелесном" состоянии. Одним из исследователей в этом институте была д-р Элизабет Кублер-Росс, которая соглашается с выводами Монро о сходстве "внетелесного" и "посмертного" опыта. Здесь мы вкратце изложим открытия этого экспериментатора, описанные в книге "Путешествия вне тела" (Нью-Йорк, 1977).
Роберт Монро – удачливый американский администратор (президент совета директоров одной многомиллионной компании) и агностик в отношении религии. Его встреча с "внетелесным" опытом началась в 1958 г., еще до того, как у него появился хоть какой-то интерес к оккультной литературе, когда он проводил свои собственные опыты по методам запоминания во сне; там использовались упражнения на расслабление и сосредоточение, похожие на некоторые приемы медитации. Поеле начала этих опытов у него было какое-то необычное состояние, когда ему показалось, что его ударил луч света, вызвавший временный паралич. После того, как это чувство повторилось несколько раз, он начал вызывать и развивать это состояние. В начале своих оккультных "путешествий" он обнаруживает те же основные характеристики, какие открыли Сведенборгу путь к приключениям в мире духов,– пассивную медитацию, ощущение "света", общее отношение доверия и открытости к новым и странным переживаниям, и все это в совокупности с "практическим" взглядом на жизнь и отсутствием какой-либо глубокой настроенности или опыта христианства.
Сперва Монро "путешествовал" на узнаваемые места на земле – поначалу близкие, затем более удаленные, причем ему удавалось иногда доставить фактические свидетельства его экспериментов. Затем он начал контактировать с "духоподобными" фигурами, причем первые контакты были частью медиумического эксперимента ("индейский праведник", посланный медиумом, действительно пришел за ним!). Наконец, он начал попадать в странные на вид земные пейзажи.
Записывая свои опыты (что он делал сразу по возвращении в тело), он характеризовал их как относящиеся к трем "местам"' "Место 1" – это "здесь-сейчас", обычные условия этого мира. "Место 2" – это "нематериальная среда, по-видимому, огромных размеров и с характеристиками, сходными с характеристиками "астральной плоскости" Это место является естественной средой "второго тела", как Монро называет существо, путешествующее в этом царстве; оно "пронизывает" физический мир, и в нем царят законы мысли: "как вы думаете, таковы вы и есть", "подобное привлекает подобное", чтобы путешествовать, надо только ПОДУМАТЬ о месте назначения. Монро посетил различные места этого царства, где он видел, например, в узкой долине группу людей в длинных белых одеждах, ряд людей в форме, которые называли себя "армией на посылках, ждущей приказов". "Место 3", по-видимому, некая похожая на Землю реальность, имеет странные анахронистические свойства; теософы, вероятно, распознали бы в ней другую, более "твердую" часть "астральной плоскости".
Преодолев в основном первоначальный страх при попадании в эти незнакомые области, Монро начал исследовать их и описывать многочисленные встреченные там разумные существа. При некоторых "путешествиях" он встречал "умерших" друзей, которые иногда "помогали" ему, но столь же часто не реагировали на его обращение, которые давали неясные "мистические" сообщения, похожие на сообщения медиумов, которые могли пожать его протянутую руку или с тем же успехом воткнуть в нее нож. В некоторых из этих существ он узнавал "препятствующих": звероподобных существ с похожими на каучуковые телами, которые легко принимают форму собак, летучих мышей или его собственных детей, и других, которые глумились на ним и мучили его и просто смеялись, когда он звал (не в вере, конечно, а в качестве еще одного "эксперимента") во имя Иисуса Христа.
Сам не имея веры, Монро открылся "религиозным" внушениям существ того мира. Ему были даны "пророческие" видения будущих событий, которые иногда действительно происходили так, как он их видел. Однажды, когда на границе состояния выхода из тела ему явился белый луч света, он попросил у него ответа на вопросы об этом царстве. Голос луча ответил ему: "Проси твоего отца поведать тебе великую тайну", В следующий раз Монро соответственно молился: "Отец, руководи мною. Отец, поведай мне великую тайну". Из всего этого ясно, что Монро, оставаясь в своих религиозных взглядах "мирским" и "агностиком", предал себя в руки существ оккультного царства (которые, конечно, являются бесами).
Так же, как д-р Муди и другие исследователи в этой области, Монро пишет, что "за двенадцать лет периодической деятельности я не нашел свидетельств, подтверждающих библейское понятие о Боге и загробной жизни в месте, называемом Небом". Однако, подобно Сведенборгу, теософам и исследователям вроде д-ра Крукела, он находит в "нематериальной" среде, которую он изучал, "все аспекты, приписываемые нами Небу и аду, которые являются лишь частью "Места 2". В области, повидимому, наиболее "близкой" к материальному миру, он встретил черно-серую область, населенную "беспокоящимися и досаждающими существами". Это, по его мнению, может быть "граница ада", вроде области "гадеса", как ее называл д-р Крукел.
Однако наиболее показательным является пребывание Монро на "Небе". Трижды он бывал в месте "чистого покоя", плавая в теплых мягких облаках, которые прорезывали постоянно меняющиеся цветные лучи; он вибрировал в согласии с музыкой бессловесных хоров; вокруг него там были безымянные существа, пребывавшие в том же состоянии, с которыми он не имел личного контакта. Он чувствовал, что это место является его последним "домом", тосковал потом по нему несколько дней. Это "астральное небо", конечно, является основным источником теософского учения о "приятности" другого мира, но как оно далеко от этого воздушного царства Царствия Небесного, которое по своей полноте любви, осознанию своей личности и присутствию Бога столь далеко от неверующих нашего времени, не желающих ничего другого, кроме "нирваны" мягких облаков и цветных лучей! Такое "Небо" легко могут дать и падшие духи, но на истинное Небо Божие могут вознести только христианский подвиг и Божия благодать.
Иногда Монро встречался с "Богом" своего Неба. Это, по его словам, может произойти в любой точке "Места 2". Среди повседневной деятельности в любом месте раздается дальний сигнал, похожий на звук фанфар. Все относятся к нему спокойно и прекращают разговаривать или заниматься каким-то делом. Это сигнал того, что Он (или Они) идет по Своему Царству.
Никто в страхе не падает ниц или на колени. Поза скорее деловая. Это событие, к которому все привыкли, а повиновение важнее всего. Никаких исключений не бывает.
По сигналу всякое живое существо ложится... повернув голову набок, чтобы не видеть Его, когда Он проходит. По-видимому, целью является образовать живой путь, по которому Он может идти... Когда Он проходит, нет ни движения, ни даже помысла...
За несколько раз, что я пережил это, я ложился вместе с другими. В это время сама мысль о том, чтобы поступить иначе, невозможна. Пока Он идет, раздается ревущая музыка и появляется ощущение лучистой непреодолимой живой силы, которая растет над тобой и затухает вдали... Это событие столь же случайное, как и остановка у светофора на перекрестке или ожидание у железнодорожного переезда, когда сигнал указывает на приближение поезда; вы равнодушны, а в то же время чувствуете невысказнное уважение перед мощью, заключенной в проходящем поезде. Это событие также безлично.
Бог ли это? Или Его Сын? Или Его представитель?
Трудно было бы найти во всей оккультной литературе более яркое описание поклонения сатане в его собственном царстве безличных рабов. В другом месте Монро описывает свою собственную связь с князем того царства, куда он проник. Однажды ночью, спустя два года после начала его "выходов из тела", он почувствовал, что купается в таком же свете, который сопровождал начало его экспериментов, и почувствовал присутствие очень мощной разумной, личной силы, которая сделала его бессильным и безвольным. "У меня создалось твердое убеждение, что я связан нерасторжимыми узами преданности с этой разумной силой, всегда был связан, и что я должен здесь на Земле выполнить работу". Спустя несколько недель в другом аналогичном случае с этой невидимой силой или "существом", оно (или они), казалось, вышли и "обыскали" его ум, а потом, "казалось, они воспарили в небе, и я посылал им вслед свои мольбы" (Этот опыт очень сходен с тем, что многие пережили в наше время при близких встречах с неопознанными летающими объектами (НЛО). Оккультный опыт встречи с падшими воздушными духами всегда один и тот же, даже если он и выражается через разные образы и символы в зависимости от человеческих ожиданий. Оккультная сторона встреч с НЛО рассматривается в главе 4 книги иеромонаха Серафима "Православие и религия будущего").
Тогда я уверился, что их мыслительные способности и разум далеко превосходят мое понимание. Это безличный холодный разум, без всяких эмоций любви или сочувствия, который мы так ценим... Я сел и заплакал, горько зарыдал, как никогда раньше, потому что я знал безоговорочно и без всякой надежды на изменение в будущем, что Бог моего детства, церквей, всемирной религии не был таким, какому мы поклонялись – что до конца своих дней я буду "переживать" потерю этой иллюзии". Вряд ли можно вообразить лучшее описание встречи с дьяволом, с которым сталкиваются сейчас многие наши ничего не подозревающие современники, неспособные противостоять ему из-за своего отчуждения от истинного христианства.
Велика ценность свидетельства Монро о природе и существах "астральной плоскости". Хотя он сам глубоко увяз в этом и фактически продал свою душу в подчинение падшим духам, он описал свой опыт на нормальном неоккультном языке и с относительно нормальной человеческой точки зрения, что делает эту книгу удивительным предупреждением против "экспериментов" в этой области. Те, кто знает православное христианское учение о воздушном мире, а также об истинном Небе и аде, которые находятся вне его, может лишь глубоко убедиться в реальности падших духов и их царства, а также и в огромной опасности вступления с ними в общение даже посредством, казалось бы, ""научного подхода". (Наблюдения Монро, подтверждаемые также и многими другими экспериментаторами в этой области, что выходы из "тела" неизменно сопровождаются сильным половым возбуждением, только подтверждают тот факт, что эти опыты воздействуют на низменную сторону человеческой природы и не имеют в себе ничего духовного).
Как православным христианским наблюдателям нет нужды знать, какая часть этого опыта была "реальной",а какая – результатом зрелищ и наваждений, сработанных для него падшими духами; обман – это такая же значительная сторона воздушного царства, что нет смысла даже пытаться выявить его точные формы. Но нельзя сомневаться в том, что он столкнулся с миром падших духов. С "астральной плоскостью" можно также войти в контакт (но не обязательно во "внетелесном" состоянии) посредством определенных лекарств. Недавние эксперименты с введением ЛСД умирающим вызвали очень убедительные "предсмертные" состояния, а также "сжатое повторение" всей жизни, видение слепящего света, встречу с "мертвыми" и нечеловеческими "духовными существами", а также передачу духовных сообщений об истинах "космической религии", перевоплощение и т. д. Д-р Кублер-Росс также участвовала в этих экспериментах.
Хорошо известно, что шаманы примитивных племен входят в контакт с воздушным миром падших духов во "внетелесном" состоянии, и после "посвящения" могут посещать мир "духов" и общаться с его обитателями.
То же самое испытывали и "посвященные" в мистерии античного языческого мира. В житии св. Киприана и Иустины (2 окт.) мы из первых рук имеем свидетельство бывшего колдуна об этом царстве: "На горе Олимпе Киприан научился всем диавольским хитростям: он постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха... Он видел там бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому они предстояли, другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там он видел также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте... Так он стал волхователем, чародеем и душегубцем, великим другом и верным рабом адского князя, с коим беседовал лицом к лицу, удостоившись от него великой чести, как о том он сам открыто засвидетельствовал. "Поверьте мне,– говорил он,– что я видел самого князя тьмы... я приветствовал его и говорил с ним и со старейшинами его... И обещал он мне поставить меня князем, по исхождении меня из тела, а в течение земной жизни во всем помогать мне... Внешний вид его был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствии чего и все пространство то освещалось,– а одежда его была изумительна. Когда же он обращался в ту или в другую сторону, все место то содрогалось; множество злых духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению".
Св. Киприан явно не говорит, чтобы он имел эти опыты "вне тела"; вполне могло бы быть, что более опытные волхователи и чернокнижники не имеют нужды покидать тело, чтобы войти в полный контакт с воздушным царством. Даже при описании своих похождений "вне тела" Сведенборг утверждал, что большинство его контактов с духами было, напротив, в теле, но при открытых "дверях восприятия". Характеристики же этого царства и "приключений" в нем остаются одни и те же вне зависимости от того, происходит ли все "в теле" или "вне" его.
Одним из знаменитых колдунов (языческих) античного мира (II век), описывающим свое посвящение в мистерии Исиды, дается классический пример "внетелесного" общения с воздушным царством, который можно использовать для описания современных "внетелесных" и "посмертных" состояний: "Я передам (о моем посвящении) столько, сколько можно передать непосвященным, но только при условии, что ты поверишь этому... ДОСТИГ Я РУБЕЖЕЙ СМЕРТИ, ПЕРЕСТУПИЛ ПОРОГ ПРОЗЕРПИНЫ И ВСПЯТЬ ВЕРНУЛСЯ, ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ ВСЕ СТИХИИ; В ПОЛНОЧЬ ВИДЕЛ Я СОЛНЦЕ В СИЯЮЩЕМ БЛЕСКЕ, ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД БОГАМИ ПОДЗЕМНЫМИ И НЕБЕСНЫМИ И ВБЛИЗИ ПОКЛОНИЛСЯ ИМ. Вот я тебе рассказал, а ты, хотя и выслушал, должен остаться в прежнем неведении" (Апулей, Метаморфозы. М., 1959 г. стр. 311; Прозерпина, или Персефона-в греческой и римской мифологии – владычица "гадеса").
Выводы относительно "внетелесной области"
Все сказанное здесь об опыте пребывания "вне тела" достаточно для того, чтобы поставить современный "посмертный" опыт в соответствующей перспективе. Подытожим наши результаты:
1. Это в чистом виде просто "внетелесное" состояние, хорошо известное, особенно в оккультной литературе, и случающееся за последние годы со все возрастающей частотой с обычными людьми, не связанными с оккультизмом. Но фактически эти состояния почти ничего не говорят нам о том, что происходит с душой после смерти, кроме того, что она продолжает жить и имеет сознание.
2. Сфера, в которую душа попадает сразу, когда она выходит из тела и начинает терять контакт с тем, что мы знаем как "материальную реальность" (будь то после смерти или просто при выходе "из тела"), это не небо и не ад, а близкая к земле область, которую называют по-разному: "потусторонее" или "плоскость Бардо" (тибетская "Книга мертвых"), "мир духов" (Сведенборг и спириты), "астральная плоскость" (теософия и большинство оккультистов), "Место 2" (Монро) – или на православном языке, поднебесное воздушное пространство, где обитают падшие духи, которые усердно стараются обмануть людей, чтобы привести их к погибели. Это не тот "иной мир", который ожидает человека после смерти, а только лишь невидимая часть этого мира, через которую человек должен пройти, чтобы достичь воистину "иного" мира – небесного или адского. Для тех, кто действительно умер и кого ангелы уводят из этой земной жизни, это область, где в "воздушных мытарствах" начинается Частный Суд, где воздушные духи обнажают свою истинную природу и враждебность к роду человеческому; для всех же остальных – это область бесовского обмана в руках тех же духов.
3. СУЩЕСТВА, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ, – ВСЕГДА (ИЛИ ПОЧТИ ВСЕГДА) – БЕСЫ, будь они вызваны с помощью медиумов или оккультными способами, или же встречены во время пребывания "вне тела". Это не ангелы, ибо ангелы обитают на Небе и лишь проходят эту область как Божий посланники. Это не души умерших, ибо они обитают на Небе или в аду и лишь сразу после смерти проходят эту область по пути на суд за содеянное ими в этой жизни. Даже самые опытные в выходах "из тела" люди не могут долго оставаться в этой области, не подвергая себя опасности навсегда разлучиться со своим телом (умереть), и даже в оккультной литературе редко можно найти описания воздушных встреч таких людей.
4. НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРАМ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ И, КОНЕЧНО ЖЕ, ИХ НЕЛЬЗЯ ОЦЕНИВАТЬ "ПО ВНЕШНОСТИ". Даже твердо укорененные в православном христианском учении легко могут быть обмануты падшими воздушными духами посредством всяких "видений", а входящие в эту область, не имея о ней понятия, и принимающие с доверием ее "откровения" – ни что иное как жалкие жертвы падших духов. Можно спросить: "А как же ощущения "спокойствия" и "удовольствия , которые для внетелесного" состояния представляются почти универсальными? А как же "свет", который видят многие? Это тоже обманы?
В известном смысле эти состояния могут быть "естественными" для души, когда она отделяется от тела. В этом падшем мире наши физические тела – это тела страдания, разрушения и смерти. При отделении от такого тела душа сразу оказывается в более естественном для нее состоянии, более близком к тому, которое предназначено ей Богом, ибо "воскресшее" "духовное" тело, в котором человек будет обитать в Царстве Небесном, имеет больше общего с душой, чем с известным нам земным телом. Даже то тело, с которым вначале был создан Адам, имело природу, отличающуюся от тела Адама после падения, будучи более тонким и не подверженным страданию или тяжкому труду.
В этом смысле "спокойствие" и "наслаждение" при пребывании вне тела можно рассматривать как настоящие, а не ложные. Однако обман тут как тут, как только начинают толковать эти "естественные" ощущения как нечто "духовное" – как будто бы это "спокойствие" было истинным миром примирения с Богом, а "наслаждение" – истинным духовным наслаждением Небом. Именно так на самом деле многие толкуют свои "внетелесные" и "посмертные" опыты из-за отсутствия подлинного духовного опыта и трезвения. То, что это ошибка, можно видеть из того, что даже самые закоренелые безбожники при "смерти" переживают те же наслаждения. Мы уже встречались с этим в одной из предшествующих глав в случае с индусом, атеистом и самоубийцей. Другим замечательным примером является британский романист, агностик Сомерсет Моэм, который во время краткой "смерти", имевшей место в возрасте 80 лет, незадолго до его настоящей смерти, сначала видел все увеличивающийся свет, а затем испытал самое изысканное чувство освобождения", как он описывал это своими словами (см. Аллен Спрегет, "Дело о бессмертии", Нью-Йорк, 1974). Это ни в коей мере не был духовный опыт, а еще лишь одно "естественное" переживание в жизни, так и закончившееся без веры.
Поэтому смерть как чувственное или "естественное" переживание вполне могла бы показаться приятной. Это наслаждение в равной мере могли бы пережить и те, чья совесть чиста перед Богом, и тот, кто вообще не имеет глубокой веры в Бога или вечную жизнь и поэтому не сознает, как сильно за свою жизнь он мог оскорбить Бога. Как хорошо сказал один писатель, "плохую смерть имеют те, кто знает, что есть Бог, и однако или ж, будто бы его не было" (Д. Уинтер, "Грядущее: что бывает после смерти?", 1977) – т. е. те, кого мучит их собственная совесть, преодолевающая этим страданием естественное "наслаждение" физической смерти. Различие же между верующими и неверующими проявляется не в момент самой смерти, а позже, на Частном Суде. "Наслаждение" смерти может быть достаточно реальным, но оно не имеет никакой связи с вечной судьбой души, которая вполне может быть обречена на мучения.
Тем более это верно в отношении видения "света". Это также МОЖЕТ БЫТЬ просто что-то естественное – отражение истинного состояния света, для которого человек был создан. Если дело обстоит именно так, то придавать этому "духовный" смысл, как это неизменно делают духовно неопытные люди, было бы серьезной ошибкой. Православная аскетическая литература полна предупреждений против того, чтобы доверять любым видам "света", который может появиться человеку; и когда такой свет начинают понимать за "ангела" или даже за "Христа", ясно, что человек впал в прелесть, создавая "реальность" из собственного воображения даже еще до того, как падшие духи начали свои соблазны.
Отделенной от тела душе также естественно иметь повышенное чувство реальности и испытывать то, что сейчас называется "экстрасенсорным восприятием" (ЭСВ). То, что душа после "смерти" (а часто и непосредственно перед смертью) видит то, чего не видят стоящие рядом, знает, когда ктото умирает на расстоянии и т. д.– это очевидный факт, известный как по православной литературе, так и по современным научным исследованиям. Отражение этого можно видеть в том опыте, который д-р Муди называет "видением знания", когда душа как бы имеет "просвещение" и видит перед собой "все знание" ("Размышления о жизни после жизни"). Св. Бонифаций следующим образом описывает пережитое монахом из Уэнлока сразу после смерти: "Он чувствовал себя как человек, видящий и бодрствующий, как будто глаза его были завешены плотным покрывалом, а затем внезапно оно было снято, и все, что раньше было невидимо, закрыто, неизвестно, стало ясно. Так и он, когда занавес плоти был отброшен, казалось,– вся вселенная предстала перед его взглядом, так что он видел сразу все края света, и все моря, и всех людей" (Эмертон, "Житие св. Бонифация").
Некоторые души, по-видимому, от природы чувствительны к подобным состояниям, даже еще находясь в теле. Св. Григорий Великий отвечает, что "иногда самые души по своей тонкости нечто провидят, в отличии от тех, кто прозревает будущее чрез Божие откровение" (IV, 26, стр. 30). Но подобные "медиумы" неизбежно впадают в прелесть, когда начинают интерпретировать и развивать этот талант, который может быть правильно использован только людьми большой святости и (конечно) православной веры. Хорошим примером ловушек подобного "ЭСВ" является американский медиум Эдгар Кейс. Однажды он обнаружил, что у него есть способность ставить точный медицинский диагноз в состоянии транса, потом стал доверять ВСЕМ сообщениям, получаемым в этом состоянии, а кончил тем, что стал выдавать себя за пророка (иногда с эффективными провалами, как было с несостоявшимся катаклизмом, обещанным западному побережью в 1969 г.), предлагая астрологические толкования и прослеживая "прошлые жизни" людей в Атлантиде, древнем Египте и других местах.
"Естественные переживания души, когда она особо чувствительно отделена от тела – будь то переживания "спокойствия" и наслаждения, света или "ЭСВ" – являются поэтому всего лишь следствием повышенной восприимчивости души, но дают (мы вновь должны это сказать) очень мало положительной информации о состоянии души после смерти, и слишком часто приводят к произвольным толкованиям "иного мира", а также к прямому общению с падшими духами, к чьему царству все это и относится. Подобные переживания относятся целиком к "астральному" миру и сами по себе не имеют ничего духовного или небесного; даже когда сам опыт реален, нельзя доверять его толкованиям.
5. По самой природе вещей, ОДНИМ ЛИШЬ ОПЫТОМ НЕЛЬЗЯ ПРИОБРЕСТИ ИСТИННОГО ЗНАНИЯ ВОЗДУШНОГО ЦАРСТВА ДУХОВ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ. Претензии оккультизма всех мастей на то, что его знания действительно верны, потому что они основаны на "опыте", как раз и есть роковой порок оккультного "знания". Наоборот, опыт, полученный в этой среде, именно потому, что он получен в воздушной среде и часто вызывается бесами, конечная цель которых соблазнить и погубить людские души, ПО САМОЙ СВОЕЙ ПРИРОДЕ СВЯЗАН С ОБМАНОМ, не говоря уже о том, что будучи чужим в этой сфере, человек никогда не сможет полностью там ориентироваться и быть уверенным в его реальности, как он уверен в реальности материального мира. Конечно, право буддистское учение (изложенное в тибетской "Книге мертвых"), когда оно говорит об иллюзорной природе явлений "плоскости Бардо", но оно ошибается, когда на основе одного лишь опыта заключает отсюда, что за этими явлениями вообще не стоит никакой объективной реальности. Подлинную же реальность этого невидимого мира нельзя познать, если она не будет раскрыта источником, стоящим вне и выше ее.
Поэтому по тем же причинам современный подход к этой сфере с помощью личных (или "научных") экспериментов неизбежно должен привести к неправильным, ложным выводам. Почти все современные исследователи принимают оккультное учение об этой сфере или, по крайней мере, весьма сочувствуют ему по той лишь причине, что оно основано на опыте, который является также основой науки. Но "опыт" в материальном мире и "опыт" в воздушном царстве – это совершенно разные вещи. Сырой материал, с которым экспериментируют и который изучают, в одном случае – морально "нейтрален" и может быть объективно изучен и проверен другими, но в другом случае "сырой материал" скрыт, его трудно уловить и во многих случаях ОН ИМЕЕТ СВОЮ ВОЛЮ – волю обманывать наблюдателя. Поэтому-то серьезные исследователи вроде д-ра Муди, Крукела, Осиса и Харалдсона, и Кублер-Росс в конце концов почти неизменно используют свои работы для распространения оккультных идей, которые "естественно получить из исследования оккультного воздушного царства. Только лишь вооружившись мыслью (ставшей ныне редкой) о том, что есть явленная ИСТИНА, которая выше всякого опыта, можно осветить это оккультное царство, познать его истинную природу и провести различие между этим нижним царством и высшим небесным царством.
Эту длинную главу потребовалось посвятить "внетелесным" состояниям, чтобы как можно точнее определить природу того, что переживают многие обычные люди, а не только медиумы и оккультисты. (В заключении этой книги мы попытаемся объяснить, почему подобные состояния стали сейчас столь распространенными.) Вполне ясно, что эти состояния реальны и их нельзя отбросить, как "галлюцинации". Но столь же ясно, что это опыт не духовный, а попытки исследовавших интерпретировать его как "духовный опыт", вскрывающий подлинную природу загробной жизни и конечное состояние души, только служат увеличению духовной неразберихи у современного человека и показывают, как далеки они от истинного духовного знания и опыта.
Чтобы лучше это увидеть, мы сейчас обратимся к исследованию нескольких случае ПОДЛИННОГО опыта иного мира – вечного мира Неба, открывающегося человеку по Божьей воле и совершенно непохожего на то воздушное царство, которое мы здесь изучали и которое является частью ЭТОГО мира, который будет иметь конец.
Замечания о "перевоплощении"
Среди оккультных идей, которые сейчас широко обсуждаются и подчас принимаются теми, кто имел "внетелесный" или "посмертный" опыт, и даже некоторыми учеными, находится идея перевоплощения – что душа после смерти не подвергается Частному Суду, а затем пребывает на Небесах или в аду, ожидая воскресения тела и Страшного Суда, но (очевидно, после пребывания в "астральной плоскости") возвращается обратно на землю и входит в новое тело, будь то тело животного или другого человека.
Эта идея была широко распространена на Западе во времена языческой античности до того, как ей на смену пришли христианские идеи, но ее распространение в настоящее время связано, в основном, с влиянием индуизма и буддизма, где она принята повсеместно. Сегодня эта идея обычно "гуманизируется" в том смысле, что люди считают, что их "предыдущие существования" были в человеческом облике, тогда как общей идеей как среди индусов и буддистов, так и среди древних греков и римлян является то, что редко удается достичь "воплощения" в человека и что большинство современных ^воплощений" – это животные, насекомые и даже растения.
Верящие в эту идею говорят, что она объясняет многие из "несправедливостей" земной жизни, а также, казалось бы, необъяснимую боязнь: если ктото рожден слепым или в бедности, то это воздаяние за его поступки в "прежней жизни" (или как говорят индуисты и буддисты, из-за его "дурной кармы"), если кто-то боится воды, то это потому, что в "предыдущем существовании" он утонул
Верящие в перевоплощение не имеют никакого законченного учения о происхождении и назначении души, или каких-либо убедительных доказательств в поддержку своей теории; ее основные привлекательные стороны носят поверхностный характер – якобы обеспечение "справедливости" на земле, объяснение некоторых психических загадок и обеспечение некоторого подобия "бессмертия" для тех, кто не принимает его с христианских позиций.
При зрелом размышлении, однако, теория перевоплощения вообще не дает никакого объяснения несправедливости, если человек страдает в этой жизни за грехи и ошибки жизни, которую он не может помнить и за которую (если ранее он был животным) он не может нести ответственность, и, если (согласно учению буддизма) даже не существует "я", сохраняющегося от одного "воплощения" до другого, и прежние его ошибки были в буквальном смысле чужими ошибками – то тогда вообще здесь нет никакой явной справедливости, а только слепое страдание от зла, чье происхождение невозможно проследить. Христианское учение о падении Адама как источнике всего мирового зла дает куда лучшее объяснение мировой несправедливости, а христианское откровение о совершенной справедли" вости Божией и его суде над людьми, посылаемыми в жизнь вечную на Небо или в ад, делает ненуж" ной и тривиальной идею о снискании "справедливости" через последовательные "воплощения" в этом мире.
Идея о перевоплощении снискала за последние десятилетия большую популярность на Западе, было много случаев, наводящих на мысль о "воспоминании о прошлых жизнях"; многие люди также после пребывания "вне тела" верят, что эти переживания внушают или вселяют идею о перевоплощении. Что мы должны думать об этих случаях?
Следует сказать, что лишь в очень немногих случаях имеются более чем неопределенные и случайные "доказательства", которые нельзя было бы объяснить просто как плод воображения: ребенок появляется с пятном на шее, а впоследствие "вспоминает", что "в предыдущей жизни" его повесили как конокрада; человек боится высоты и затем "вспоминает", "что в прошлой жизни" он разбился насмерть при падении, и тому подобное. Естественная человеческая склонность к фантазиям делает подобные случаи бесполезными как "доказательства" перевоплощения.
Однако во многих случаях подобные "предыдущие жизни" были обнаружены с помощью гипнотического метода, известного под названием "регрессивный гипноз", который во многих случаях дал поразительные результаты при воспоминании событий давно забытых сознательным разумом, доходя вплоть до младенчества. Гипнотизер возвращает пациента "обратно" в младенчество, а затем спрашивает: "а что ДО ТОГО?" В таких случаях человек часто "вспоминает" свою смерть или даже целиком "другую жизнь". Что же нам следует думать о такой памяти? Сами хорошо подготовленные гипнотизеры согласятся с наличием ловушек в "в регрессивном гипнозе". Калифорнийский доктор Артур Хастингс, специалист по психологии общения, отмечает, что "самое очевидное, что случается под гипнозом, это то, что пациенты чрезвычайно открыты для любого тонкого, бессознательного, как словесного, так и несловесного внушения гипнотизера и чрезвычайно податливы. Если вы просите перейти их к прошлой жизни, а они НЕ ИМЕЛИ прошлой жизни, они вам ее изобретут! Если вы им внушите, что они видели НЛО, они вроде как бы и видели НЛО". Чикагский гипнотизер д-р Лари Гэрет, который сам провел около 500 гипнотических регрессий, отмечает, что эти регрессии часто неточны даже тогда, когда дело идет о воспоминаниях прошлых событий в ЭТОЙ жизни. "Очень часто люди выдумывают вещи или из-за желаний, принимаемых за действительность или фантазий, снов и т. .п... Любой из занимающихся гипнозом и проводящих регрессию любого типа, мог бы обнаружить, что люди имеют такое живое воображение, что они сделают, что угодно, лишь бы был доволен гипнотизер".
Другой исследователь этого вопроса пишет: "Этот метод чреват риском, главный из которых,– это бессознательная тенденция к ярким фантазиям. То, что выявляется во время гипноза, могло бы, в сущности, быть сном о предыдущей жизни, которую пациент хотел бы прожить или верит – правильно или неправильно – что прожил... Один психолог инструктировал ряд гипнотизируемых пациентов вспомнить прошлое существование, и все они без исключения вспомнили. Некоторые из этих рассказов были насыщены яркими подробностями и казались убедительными... Однако, когда этот психолог вновь гипнотизировал их, они могли в состоянии транса проследить любой элемент своего рассказа о прежнем существовании вплоть до какого-то нормального источника – человека, которого они знали в детстве, сцены из прочитанного романа или фильма, виденного несколько лет тому назад и т. д."
Но что же с теми недавними широко разрекламированными случаями, где имеются "объективные доказательства предыдущей жизни" – когда человек "вспоминает" подробности времени и места, которые он, вероятно, сам по себе не мог бы знать и которые могут быть проверены по историческим документам?
Такие случаи представляются очень убедительными для тех, кто уже склонен верить в перевоплощение, но этот вид "доказательств" не отличается от стандартной информации, представляемой "духами" на спиритических сеансах (и которая тоже может быть весьма удивительной), и нет основания полагать, что они имеют другой источник. Если вполне очевидно, что "духи" на спиритических сеансах по сути бесы, то информация о "предыдущих жизнях" тоже может быть дана бесами. В обоих случаях они имеют одну цель: омутить людей блестящей демонстрацией якобы "сверхъестественного" знания и тем самым обмануть их в отношении истинной природы загробной жизни и оставить их духовно неготовыми к ней.
Даже оккультисты, в общем благожелательно настроенные к идее перевоплощения, соглашаются, что "доказательства" перевоплощения можно трактовать по-разному. Один американский популяризатор оккультных идей полагает, что "большинство зарегистрированных случаев, свидетельствующих о перевоплощении, вполне могли бы быть случаями одержимости". Согласно этим оккультистам "одержимость" имеет место, когда "мертвый" овладевает живым телом, личность и самая индивидуальность последнего представляются изменившимися, создавая тем самым впечатление, что на него действуют какие-то стороны "предыдущей жизни". Те существа, которые "овладевают" людьми, конечно, бесы, как бы они не скрывались под маской душ умерших. Нашумевшая недавно книга д-ра Иана Стивенсона "Двадцать случаев, заставляющих думать о перевоплощении", действительно представляется собранием случаев подобной одержимости.
Ранняя Христианская Церковь боролось с идеей о перевоплощении, которая проникла в христианский мир через восточные учения вроде манихейства. С этими учениями было тесно связано лжеучение Оригена о "предсуществовании душ", которое было строго осуждено на Пятом Вселенском Соборе в Константинополе в 553 году, а его последователи были преданы анафеме. Многие отдельные отцы Церкви писали против него, особенно св. Амвросий Медиоданский на Западе ("О вере в воскресение"), св. Григорий Нисский на Востоке ("О душе и воскресении") и другие.
.Современному православному христианину, которого соблазняет эта идея или который размышляет над предполагаемыми "доказательствами" ее, достаточно, может быть, поразмышлять над тремя основными христианскими догматами, которые решительно опровергают самую возможность перевоплощения.
1. ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА. Христос воскрес из мертвых в том самом теле, которое умерло смертью всех людей первым среди всех людских тел, которые воскреснут в последний день и вновь соединятся с душами, чтобы вечно жить на Небе или в аду согласно с праведным судом Божиим об их земной жизни. Это воскресшее тело, подобно телу Самого Христа, будет отличаться от наших земных тел тем, что будет более тонким и более близким ангельской природе, без чего оно не могло бы пребывать в Царствии Небесном, где нет ни смерти, ни тления; но это будет все ТО ЖЕ САМОЕ ТЕЛО, чудесно восстановленное и сопоставленное Богом для вечной жизни, как было показано Иезекиилю в его видении "костей сухих". (Иезек. 37, 1-14). Искупленные узнают друг друга на Небе. Следовательно, тело является неотъемлемой частью всей личности, которая будет жить вечно, и идея о том, что одной личности принадлежит много тел, отрицает саму природу Царствия Небесного, приготовленного Богом для любящих Его.
2. НАШЕ ИСКУПЛЕНИЕ ИИСУСОМ ХРИСТОМ. Бог облекся в плоть и Своей жизнью, страданием и смертью на Кресте искупил нас от владычества греха и смерти. Через Его Церковь мы спасены и сделаны пригодными для Царствия Небесного, и не должны нести "наказания" за прошлые наши прегрешения. Но, согласно идее перевоплощения, если кто и "спасется", то только после многих жизней, посвященных отработке за последствия своих грехов. Это холодное и безотрадное законничество языческих религий полностью упразднено Крестной жертвой Христовой; благоразумный разбойник мгновенно получил спасение через веру в Сына Божия, а "дурная карма" его злых дел была стерта Божией благодатью.
3. СУД. "ЧЕЛОВЕКАМ ПОЛОЖЕНО ОДНАЖДЫ УМЕРЕТЬ, А ПОТОМ СУД". (Евр. 9, 27). Человеческая жизнь – это единственный определенный период испытания, после которого нет "второго шанса", но только Божий суд (праведный и милосердный) над человеком в соответствии с состоянием его души при конце жизни.
В этих трех доктринах христианское откровение точно и определенно, в отличие от языческих религий, которые не верят в воскресение или искупление, и ничего определенного не говорят ни о суде, ни о будущей жизни. Единственный ответ на все предполагаемые опыты или воспоминания о "предыдущих жизнях" – это точно очерченное учение христианства о природе человеческой жизни и отношении Бога с людьми.
Первоначальный файл из Библиотеки православного христианина.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 10.07.2011.