КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
И в заключение данной работы коснемся такой важнейшей проблемы, как понятийно-категориальный строй христианской психологии и антропологии. Это не просто проблема используемого языка, ибо от выбора тех или иных языковых конструкции зависит и способ оперирования ими. Поэтому в данной работе мы старались придерживаться исконного святоотеческого языка и основного терминологического аппарата христианского богословия. Именно анализу и сопоставлению всех христианских психологических понятий и была, фактически, посвящена вся данная глава. Общие результаты этой работы мы и приводим ниже в виде таблицы (понятия и категории, обозначающие негативные качества, выделены курсивом и заключены в скобки).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОБЩИЕ |
– происхождение, свойства, состояния, силы и органы души;
– душевные страсти, бесстрастие;
– очищение, развитие и совершенствование души;
– душевное устроение, закваски душевные, навыки, привычки, черты характера;
– душа как образ Божий;
|
ОТДЕЛЬНЫЕ |
душевные силы и органы: |
душевные состояния: |
душевные свойства: |
иерархия сил души:
высшие и низшие силы души
целостность сил и органов души:
основные силы души:
словесно-разумная:
ум, разум, рассудок, мысль, помыслы,
слово, совесть;
раздражительная:
чувства, эмоции
вожделевательная:
воля, желания,
свобода воли
дополнительные силы души:
память,
внимание,
воображение,
фантазия;
органы чувств:
зрение, слух, вкус,
обоняние, осязание, внутреннее чувство;
|
общие состояния души:
расположения,
настроения,
чувствования
лестница душевных состояний
частные состояния души:
покаяние
вера, надежда, любовь
(безверие, уныние, ненависть)
страх Божий
благоговение
вожделение
стремление
смирение
воспоминание
трезвение
(мечтания)
охранение органов чувств
|
общие свойства души:
самостоятельность,
субстанциональность,
целостность,
невещественность,
бессмертие,
свобода
частные свойства души:
разумность
(рассудочность)
словесность
совестливость
(бессовестность)
(гневливость)
смирение
(своеволие, безволие)
память Божия
(злопамятность)
внимательность
(рассеянность)
(мечтательность)
охранение души
душевный пост
|
Все душевные явления обладают при этом определенной, взаимосвязанной целостностью, которая проявляется как при их взаимодействии между собой, так и при их формировании. Индивидуально-частные свойства души вырастают из определенных душевных состояний, а те, в свою очередь, из преобладания тех или иных душевных сил. Не каждый человек, который испытывал эмоцию страха, приобрел боязливость как свойство характера. Это произошло только с теми, кого эмоция страха настолько вывела из душевного равновесия, что перешла в устойчивое состояние страха. При этом между эмоцией и состоянием страха есть существенное различие: эмоция является быстро протекающим процессом и вызывается конкретной причиной, после удаления которой она исчезает сама; состояние же длится намного дольше и может быть не связаным с конкретным внешним воздействием – человек просто боится, нередко даже не осознавая причин страха или реально их не имея (как нередко бывает в состоянии так называемого немотивированного страха). То же происходит и с эмоцией гнева и другими отрицательными чувствами и эмоциями.
Но этот же механизм может играть и положительную роль: таким же способом возможно закрепить кратковременные положительные эмоции и чувства благоговения, покаяния, смирения и так далее, чтобы они перешли в соответствующие душевные состояния, а возможно, в дальнейшем – и в частные душевные свойства, черты характера. Приведем несколько подобных примеров – в виде нижеследующей таблицы.
СИЛЫ
души: |
душевные
СОСТОЯНИЯ: |
СВОЙСТВА
характера: |
страх
как эмоция |
состояние
страха |
боязливость |
гнев
как эмоция |
состояние
гнева |
гневливость |
акт внимания |
состояние
внимания |
внимательность |
чувство
благоговения |
состояние
благоговения |
благоговейность |
чувство
покаяния |
состояние
покаяния |
покаянность |
вера
как эмоция |
вера
как состояние |
вера
как черта характера |
чувство смирения |
состояние
смирения |
смиренность |
Христианское учение и само христианство целостно, ибо оно направлено на спасение всего человека, а не только его души (как иногда считают). Поэтому вся христианская психология должна анализироваться не обособленно, а только в ее взаимоотношении с сотериологией и антропологией. Сравнительный анализ их основных понятий и категорий представлен ниже (при этом одни сотериологические понятия более связаны с антропологией, другие – с психологией, а третьи – и с тем, и с другим, что отражено соответствующими стрелками).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
христианской
АНТРОПОЛОГИИ |
христианской
СОТЕРИОЛОГИИ |
христианской
ПСИХОЛОГИИ |
ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ (основные категории)
– происхождение (творение) человека
– природа и личность
– состав человека:
двоичность,
троичность
иерархия частей
– человек внешний и внутренний (ветхий и новый):
страсти
тело, плоть, чрево;
пол, брак, семья
душа, дух, духовность
– человек и мир
– человек и Бог
путь к Богу
образ Божий в человеке
человек как личность
– подобие Божие
очищение человека
добродетели
обóжение
|
СПАСЕНИЕ (основная категория)
грехопадение, грех, страсти
собирание души
перемена ума (покаяние)
борьба с помыслами
очищение совести
восстановление человека
совлечение ветхого человека
борьба со страстями
телесный и
душевный пост
смирение
память грехов
внимание к себе
борьба с фантазией
экстраверсия
хранение органов чувств
обращение к Богу
молитва, стяжание добродетелей
благодатные состояния
состояние прелести
самопознание
восстановление души
обóжение (теозис)
стяжание Духа Святаго
|
ДУША (основная категория)
– происхождение души
душевные страсти
– силы души:
словесно-разумная:
ум, рассудок, мысль, помыслы, совесть,
слово
раздражительная:
эмоции, чувства
вожделевательная:
воля, желания,
свобода воли
– органы души:
память,
внимание,
воображение, фантазия,
органы чувств:
зрение, слух, вкус,
обоняние, осязание
– состояния души
расположения,
настроения;
– душевное устроение:
навыки, привычки,
закваски душевные;
|
Понятно, что содержание данной таблицы возможно дополнять и развивать дальше, но в данный момент мы постарались выделить самое основное и наиболее разработанное, ибо и в христианской антропологии вообще, и в христианской психологии в частности так много разных и пока не доработанных тем, что охватить их все просто невозможно. Если уподобить христианскую антропологию живому и растущему древу со множеством ветвей, то мы пытались охватить в первую очередь ствол и наиболее крупные ветви.
Страница добавлена 15.05.2011. Последнее обновление 01.10.2018.
© Словарь христианской антропологии и психологии.
|