Кроме троичного деления человеческой души на разум, волю и чувства (эмоции) в святоотеческой литературе встречаются и три другие силы или органа души: память, внимание и воображение (фантазия). Можно заметить разницу в принципе выделения первой и второй троицы сил: первая – более структурная, а вторая – временная. При этом три силы души соотносятся с тремя подразделениями времени: память – с прошлым, внимание – с настоящим, воображение – с будущим.
Начнем с анализа памяти. Вот ее некоторые определения:
– "память есть удержание отпечатлений ума; отложение памяти – забвение" (христ.: Григорий Богослов. Т. 2. 1994, с.309);
– "памятование есть представление, оставшееся в душе после какого-нибудь ощущения, или понятия... припоминанием называется возвращение памятования..." (христ.: Иоанн Дамаскин. 1992, с.92-93).
Память тесно связана с заинтересованностью: "С принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что с удовольствием и приятностию принято, то в душах укореняется тверже" (христ.: Василий Великий. Т. 1. 1911, с.95).
Обратной стороной памяти является забывание: "Память не только не обогащается, но и приобретенное теряет от забвения. Сия способность, если не врачуется каждый день, всего более утрачивается, не терпя праздности..." (христ.: Исидор Пелусиот. 1860, с.477). Слабая память является одним из признаков греховного состояния (Ельчанинов. 1992, с.46).
После грехопадения память человеческая расстроилась. Во-первых, она стала дебелой и немощной (на хорошее), во-вторых, – страстной, т. е. склонной к удержанию плохого, в-третьих, разделенной в самой себе. Первое в святоотеческих трудах именуется забвением: "Три вещи обладают душою, прежде нежели она достигнет некоторой меры совершенства, и они препятствуют уму пребывать в добродетелях, именно: пленение, леность и забвение. Забвение борется с человеком даже до смерти, силится изгладить все его благие помыслы, открывая вход всем помыслам злым..." (христ.: Исаия авва. 1883, с.51).
Забвение распространяется в первую очередь на грехи, так что "они все почти малопамятны и скоро совсем выпадают из сознания и того, кто их делает, несмотря на свою многочисленность, не бодут (колют – З. Ю./ и не подвигают на покаяние, так как он и не почитает их грехами и не думает об них" (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с. 128).
Второе (память на плохое) носит название злопамятства или памятозлобия. По святоотеческому определению: "Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная" (христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с. 104).
О борьбе с этой страстью св. отцы писали:
– "Во время мира не воспоминай, что сказано было братом во время досады, в лице ли тебе неприятное что изречено было, или заочно о тебе сказано другому, и ты после того услышал о том; чтоб, приняв помыслы злопомнения, не возвратиться опять к пагубному ненавидению брата" (христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с. 218);
– "Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти" (христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с. 211);
– "Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины" (христ.: Ефрем Сирин. Ч. 1. 1993, с. 128).
Грехопадение проявилось и в разделении памяти: "Начало и причина помыслов лежит в разделении преступлением человека единовидной и простой памяти, которая чрез сие потеряла и Божию память, и, сделавшись из простою сложною и из единовидной разнообразною, стала губима своими собственными силами" (христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.190). Разделенная память требует своего врачевства: "Врачевство первобытной памяти от этой лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение к древней простоте" (там же, с.190). "Врачуется же память постоянною, действием молитвы утвердившеюся, памятию Божиею, в коей, срастворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние" (там же).
В "Невидимой брани" Никодима Святогорца есть отдельная глава: "Как исправлять воображение и память". Он описывает главный способ того, как управляться с воображением и памятью: "Им ты не только исправишь эти душевные силы, но изгладишь в них следы и остатки прежде воспринятых впечатлений и образов вещей чувственных, возбуждающих и питающих страсти" (христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.117). Этот способ – хранение ума, о которым мы уже говорили.
Кроме того, врачевании памяти помогают память смертная и память грехов.
Память смертная это не только и не столько ощущение, что когда-нибудь придет конец биологическому существованию, но, главным образом, ощущение смертности, "кожаных риз", в которые облекся человек после грехопадения. Память смертная возникает по благодати Божией и вызывает стремление к покаянию (христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.129).
Память грехов необходима для борьбы с ними, и для покаяния: "Дерево, если сперва не сбросит с себя прежних своих листьев, не произращает новых ветвей; и монах, пока не изринет из своего сердца памятования о своем прошлом, не приносит новых плодов и ветвей о Христе Иисусе" (христ.: Исаак Сирин. 1993, с.407).
Вполне вероятно, что в памяти человека откладывается практически все, что пришло к нему по любому из органов чувств, в течение всей его жизни (по крайней мере, об этом свидетельствуют современные психофизиологические исследования). Большую часть этой информации человек не может воспроизвести сознательно, но когда с медицинскими целями воздействовали на определенные участки его мозга, то в памяти отчетливо возникали воспоминания прошлого (причем, чем на более глубокие участки мозга воздействовали, тем ранние воспоминания всплывали). Таким образом, вся человеческая память, вместе с ее глубинными уровнями есть некий аналог "книги жизни" каждого человека – всей информации о нем, всех его поступков, мыслей, эмоций и слов. Поэтому, каждый из нас ежедневно, ежечасно и ежесекундно создает свою книгу жизни, записывая в нее хорошие, плохие и вообще все события своей жизни, и все возникающие при этом эмоции, мысли, сомнения и всю внешнюю, сенсорную информацию. В Апокалипсисе о человеческой книги жизни написано так: "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр. 20, 12). Поэтому чем меньше у человека контроль над внешней и внутренней информацией, тем больше мусора и грязи попадает в книгу жизни, и, наоборот, сохранению ее чистоты и способствует святоотеческие учения о хранении органов чувств и о борьбе с прилогами.
Страница добавлена 15.05.2011. Последнее обновление 20.04.2022.
© Словарь христианской антропологии и психологии.