Важнейшим моментом жизни человека является его обращение к Богу. Трудно и едва ли даже возможно начертать подробную и точную картину обращения грешника и представить все разнообразные моменты в процессе этого обращения, но возможно выделить некоторые общие действия или моменты. В первый момент обращения происходит воздействие благодати на душу грешника. Первое действие благодатного возбуждения грешника состоит в извлечении его души из механического течения его внутренней и внешней жизни и возвышении над ними. Здесь полагается первая возможность истинному сознанию своей личности и обретению своей утерянной свободы (христ.: Стеллецкий. 1914, с.469).
Благодатные возбуждения, зовущие грешника к новой жизни, приходят к нему или непосредственно, прямо в сердце, или опосредованно, преимущественно через слово Божие, которое есть "дух и жизнь" (Ин. 6, 33), а нередко и через многие происшествия и события внешние, в жизни его самого и других. Вообще, по содержанию своему они разделяются на естественные и сверхъестественные, или чудесные. При этом не обязательно склоняться только к последним. Бог призывает к Себе людей чаще всего через самые обыкновенные случаи, по-видимому, ничем не отличающиеся от множества других такого же рода случаев, а между тем производящие особенное и благотворное действие на душу человека. К чудесным возбуждениям, прежде всего, принадлежат внутренние таинственные прикосновения благодати Божией к душе человека, когда Бог "говорит к сердцу" (Ос. 2, 14) и о которых сказано в Апокалипсисе: "се, стою у двери, и стучу" (Откр. 3, 20). Сюда же принадлежат: видения и явления Иисуса Христа, явления Богоматери и святых, разнообразные чудесные действия и исцеления.
Под влиянием благодатных возбуждений наступает второй момент обращения – осознание греховности. Человек входит в себя, всматривается в свои силы и деяния, цели жизни, словом в то состояние, в котором очутился и из которого желает освободиться теперь. Это состояние коренного и тяжелого пересмотра своих старых убеждений, ломка всего мировосприятия. Но есть и люди, которые бояться такого радикализма, которые винят себя только в том или другом частном факте жизни. Это не истинное сознание греховности. Пред умственным взором истинно сознающего свою греховность предносится сама внутренняя гнусть греха, мерзость его пред Богом как противление Его всеблагой воле (христ.: Стеллецкий. 1914, с.476).
Вследствие сознания греховности возникает третий момент обращения грешника – раскаяние, которое является актом решимости воли отвергнуть зло и осуществлять одно добро. Это состояние подробно описано в святоотеческих трудах.
Но, решимость переменить свою жизнь, как существенный момент раскаяния, есть только условие жизни по Богу, а не сама жизнь. Духовная жизнь есть сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком; поэтому, пока она снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни решался. Вот почему у грешника за раскаянием следует четвертый момент обращения – самообличение перед Богом и желание помилования. В евангельской притче о блудном сыне это состояние скорбной души выражено желанием сына возвратиться в дом отца и быть там хотя бы последним наемником (Лк. 15, 19). В Евангелии ясно и решительно говорится о неразрывной связи между самообличением грешника перед Богом и его прощением: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1, 9). Лаконично выразил эту психологическую связь между самообличением перед Богом, желанием помилования от Него и действительным помилованием псалмопевец: "Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего" (Пс. 31, 5).
За самообличением грешника перед Богом следует завершительный момент обращения – приятие обратившегося грешника и помилование. В притче о блудном сыне это описывается так: "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его" (Лк. 15, 20). Возрожденный благодатию Божьей есть уже не блудный сын, идущий к дому прогневанного Отца своего, но обновленный во всем, любимый сын любящего Отца (христ.: Стеллецкий. 1914, с.482).
Страница добавлена 10.05.2011.
Последнее обновление 01.10.2018.
© Словарь христианской антропологии и психологии.