Искупление (άπολύτρωσις, λύτρωσις, redemtio), основное понятие, выражающее саму сущность христианства, которое нередко называется религией искупления. Славянское слово "искупление" есть буквальный перевод греческого слова λύτρωσις или άπολύτρωσις, означающего освобождение из рабства путем выкупа, и предполагает состояние несвободы, рабства (Троицкий. 1995, с.374).
Начнем с библейского учения об искуплении.
В Ветхом Завете под искуплением чаще всего разумеется освобождение народа Божия от политического рабства. Моисей, освободивший евреев от власти египтян, называется "искупителем" (Деян. 7, 39). Такими же искупителями были Гедеон (Суд. 7), Давид и другие избавители народа Божия от притеснений соседних народов, победы которых над врагами служили прообразами будущего мессианского искупления. Искуплением является предсказанное пророками избавление евреев из вавилонского плена. Но здесь с избавлением из плена связывается идея высшего искупления Израиля не только от земных врагов и притеснителей, но вместе с тем и от внутренних врагов теократии – от грехов народа, за которые он предан в руки врагов. Это искупление осуществится, если Ягве как искупитель Израиля (Ис. 41,14; 43,14; 44,6; 48,17; 49,7, 26; 54,5; 60,16; 63,9 и др.) придет к Своему народу в лице Мессии (Ис. 59,20). Этого мессианского искупления и ожидали благочестивые израильтяне при наступлении новозаветного времени (Лк. 2,38). Начало этого искупления Захария видит в рождении своего сына (Лк. 1,68). Его ждут апостолы от своего учителя (Лк. 24,21). Хотя описание искупления у пророков носит теократический характер, имея в виду главным образом народ Божий и его политические судьбы, так что оно не исключало господствующего в народе чисто земного его понимания, тем не менее и ветхозаветному человечеству не чуждо было сознание, которое может дать только Ягве, а не человек, вследствие его чрезвычайной ценности (Пс. 48,8-9), и что оно может осуществиться лишь через смерть раба Божия – Мессии.
В Новом Завете, осуществившем обетования и чаяния Ветхого Завета в Иисусе Христе, понятие искупления получает чисто нравственный и всеобщий характер. Искупление определяется здесь как "отпущение грехов" (Еф. 1,7; Кол. 1,14). В грехе заключается рабство человека; он причина всех бедствий. Грех сделал весь мир виновным перед Богом (Рим. 3,19); он навлек на человечество проклятие закона (Гал. 3,13; 1 Кор. 15,56); грех поработил волю человека, так что человек сделался рабом греха (Ин. 8,34; Рим. 6,16 и др.) и проданным греху (Рим. 7,14). Грех – причина всеобщей смертности (Рим. 5,12 и сл.; 6,23) и связанной с ней суетности твари (Рим. 8,21). Грех сделал сатану князем этого мира и подчинил ему человека (Ин. 12,31;14,30; 16,11; Кол. 1,13). Все эти узы разрешил Христос, отдав Свою кровь (Рим. 3,25; Еф. 1,7; Кол. 1,14; Евр. 9,12), или Свою жизнь, свою душу (Mф. 20,28: Мк. 10,45) как выкуп за нас (1 Тим. 2,6), в силу чего мы освобождены от вины, смерти и власти диавола. Поэтому говорится, что мы куплены или выкуплены Христом (1 Кор. 6,20; 7,23; 2 Пет. 2,1; Откр. 5,9; Гал. 3,13; 4,5). Действенность этого искупления простирается на все времена (Евр. 9,12) и на всех людей (1 Тим. 2,6). Плод его – "свобода" славы детей Божиих (Рим. 8,21) и только эта свобода может быть названа истинной свободой (Ин. 8,36), так как она, спасая человека от осуждения Божия (Рим. 8,1) и проклятия закона, дает ему право быть сыном Божиим (Гал. 3,26; Рим. 8,15), освобожденным от рабства греху (Рим. 6,14-23), от страха смерти (Евр. 2,15), от самой смерти (Рим. 6,23) и от имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2,14). Эта свобода как внутренняя свобода духа (Рим. 8,2) осуществляется в этом мире не вполне, так как грех хотя и лишен своей порабощающей силы, все же живет во плоти человека (Рим. 7,18) и стремится снова получить господство (Евр. 12,1), так как телесная смерть еще не уничтожена, так как суета твари и рабство тлению еще существует (Рим. 8,18) и так как сатана хотя и осужден (Ин. 16,11), но еще не связан и не брошен в бездну (Откр. 20,3), а, как рыкающий лев, ищет кого поглотить (1 Петр. 5,8). Поэтому Св. Писание говорит об искуплении как о будущем факте (Лк. 21,28; Рим. 8,23), которое произойдет при втором пришествии Искупителя и дополнит дело первого, присоединив к нравственному искуплению телесное и свободу от всяких уз (Кол. 3,4). Таково в самых общих чертах богословское видение библейского учения об искуплении (Троицкий. 1995, с.374-375).
Центральным положением христианского учения об искуплении и спасении является то, что оно невозможно одними человеческими силами: "человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19, 26). Бог не только промыслительно и благодатно помогает человеку, но Он сделал для человека больше, чем человеку можно было только надеяться. Подобно тому, как Авраам для Бога не пожалел своего единственного сына (Быт. 22, 16), так и Бог-Отец для спасения человечества отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
По библейскому слову:
– Сын Человеческий для того пришел, чтобы "послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20, 28; то же: Мк. 10, 45);
– "все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3, 23-24);
– "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" (Гал. 3, 13).
Именно Иисус Христос "воссоздал нового человека, свободного от всякой немощи" (христ.: Исаия авва. 1883, с.57). Но это воссоздание не есть восстановление прежнего состояния человека, апокатастасис, о котором так много писали в разных еретических околохристианских направлениях. Воссоздается именно новый человек, а не Адам, пусть и до грехопадения: "ныне Божии человеки стали выше первого Адама" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.141).
Искупление не строится в христианстве по принципу возвращения к предыдущему состоянию, как это наблюдается практически во всех дохристианских религиях. Если бы это было не так, то основной целью христианства было бы возвращение к первоначальному райскому состоянию (что иногда христианству и приписывают). Казалось бы, а что может быть лучше рая? Однако, обратный путь человека в рай запрещен самим Богом. Вот что повествует Библия о судьбе падшего Адама: "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт. 3, 23-24).
Но Бог может дать очищенному и искупленному человеку намного больше того, чем тот потерял. Как писал Иоанн Златоуст: "Бог обещает ввести нас не в рай, а в самое небо. И не царство райское возвестил, а царство небесное. Ты потерял рай, а Бог дает тебе небо" (цит. по: Киприан (Керн). 1996, с.175). Таким образом, человек потерял рай – небольшой, специально сделанный для него мирок на Земле (детский манеж для его начального становления), а может войти в небо, где обитает сам Бог (Мф. 6, 9). Именно приближение Царства Небесного проповедовал Иоанн Креститель (Мф. 3, 2) как предтеча Христа, и с проповеди этого же начал свое земное служение и Иисус Христос (Мф. 4, 17). Именно Царству Небесному посвящено множество притч Иисуса, в тайны Царствия Небесного он посвящал своих учеников (Мф. 13, 11). Все это же заповедовал делать Иисус и своим ученикам: "ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте" (Мф. 10, 7-8). Но Царство Небесное не есть что-то пространственно-временное, оно не от мира сего (Ин. 18, 36). Оно является тем самым Царствием Божием, которое есть внутри христиан (Лк. 17, 21). По святоотеческому комментарию: "Царство Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятого Духа" (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.250).
Поскольку одним из Божьих даров человеку является его свободное произволение, то это относится и к процессу человеческого искупления: "В каждом (человеке) действует слово Божие по мере (его произволения) и сообразно (с его деланием). Кто сколько владеет, столько и овладевается, кто сколько хранит, столько и храним бывает" (христ.: Марк Подвижник. 1911, с.151).
Попечения Бога о человеке весьма разнообразно: "Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божий; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его" (христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.185).
И в разные периоды человеческой жизни, для правильного следования по пути спасения, необходимо обращать большее внимание на разные проблемы: "Увещай стариков владычествовать над яростным началом души, а юношей – над чревом. Ибо первые ведут брань с душевными бесами, а вторые – с бесами телесными" (христ.: Евагрий Понтийский. 1994, с.116).
Кроме того, по святоотеческой традиции, в спасаемых различаются разные их типы или степени: "Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца; делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу" (христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.551).
Но чтобы стать сынами Божьими, необходимо приложить к этому усилия, точно как, по слову Господнему: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). Как писал Клайв Льюис: "Больше всего нас неприятно поражает, что, предавшись Христу, мы можем стать сынами Божьими. Кто-нибудь спросит: "Разве мы и так не Божьи дети? Разве не в том одна из главных идей христианства, что Бог – Отец всем людям, до единого?" Что ж, в некотором смысле мы все – дети Божьи. Бог вызвал нас к существованию. Он любит нас, заботиться о нас, как Отец. Но когда Библия говорит нам, что мы можем стать сынами Божьими, она, безусловно, подразумевает что-то другое" (христ.: Льюис. Т. 1. 1998, с.142).
Сыны Божии духом умерщвляют дела плотские, они водимы Духом Божиим (Рим. 8, 13-14). Сынам Бог посылает в сердца Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (Гал. 4, 6). И с этой точки зрения, конечно же, не все люди являются сынами Божьими. Еврейские книжники и фарисеи также считали, что они все имеют одного Отца, Бога (Ин. 8, 41). На что Иисус им отвечал: "Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8, 42-44). Кроме того, по библейскому слову, существуют и сыны царства мира сего (Мф. 8, 12), и сыны лукавого (Мф. 13, 38), и сыны века сего (Лк. 16, 8), и сыны проклятия (2 Пет. 2, 14), и сыны ночи и тьмы (1 Фес. 5, 5).
Страница добавлена 10.05.2011.
Последнее обновление 01.10.2018.
© Словарь христианской антропологии и психологии.