ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРА ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ
12 октября 2017 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие Центра христианской психологии и антропологии.
Перед началом открытия под руководством прот. Владимира Цветкова, иером. Мефодия (Зинковского) и прот. Александра Тиманкова прошёл общий молебен об успешном открытии и работе центра и о благоустроении христианской психологии и антропологии.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Вступительное слово Юрия Михайловича Зенько
(сокращенная расшифровка аудиозаписи)
Приятно видеть всех сегодня здесь, несмотря на плохую погоду и прочие проблемы.
В качестве вступительного слова, я расскажу об актуальном состоянии дел Центра, его внутренней структуре и ближайших планах работы.
О решённых проблемах: прошла официальная регистрация Центра, получены все нужные документы и реквизиты, налажена электронная отчетность по Центру, открыт банковский счет, открыт многоканальный городской номер Центра (426-33-77; виртуальный, не привязанный к какому-то адресу; с бесплатной переадресацией звонков на шесть рабочих мест – для организации службы экстренной психологической помощи по телефону – Телефона доверия).
По способу организации наш Центр является "автономной некоммерческой организацией" (АНО). Полное его наименование: "Центр христианской психологии и антропологии".
Несмотря на то что Центр является организацией некоммерческой по способу организации, ему разрешено проводить некоторую коммерческую деятельность с таким условием, что доходы от неё пойдут на реализацию уставных целей Центра – то есть, например, можно принимать пожертвования от частных лиц и организаций, и оказывать платные услуги населению.
О внутренней структуре нашего Центра. Понятно, что его структура зависит от наших задач, целей, потребностей и т. д. В настоящее время, с учетом тех видов деятельности, которыми мы предполагаем заниматься и частично уже занимались, получилось четыре основных блока:
– Просветительско-исследовательский отдел;
– Информационно-издательский отдел;
– Психолого-социально-педагогическая служба;
– Служба экстренной психологической помощи по телефону (Телефон доверия).
Подробнее о каждой структуре будет сказано отдельно.
Скажу кратко о ближайших и последующих планах работы Центра.
Ближайшие важнейшие наши задачи:
– Сбор материалов для нашего сайта. Просьба всем руководителям направлений прислать мне данные для персональной страницы – план примерного содержания будет всем выслан по электронной почте. Это же касается и психологов практиков – со временем также необходимо, чтобы у каждого из них была своя персональная страница на нашем сайте.
– В самое ближайшее время предполагается провести собрание сотрудников службы экстренной психологической помощи по телефону и запустить его работу (режим работы в будни с 18.00 до 22.00 по телефону Центра 426-33-77).
– Также предполагается организационное собрание психологов-практиков, для запуска психологической службы – для индивидуального консультирования обратившихся за помощью. Будет электронная рассылка приглашения специалистам. Те, кто хочет участвовать в этой работе, убедитесь, что ваш электронный адрес есть в листе регистрации участников и что вы подписаны на электронную рассылку по психологической службе.
– Уже есть вариант помещения, где могли бы проводится семинары Просветительско-исследовательского направления. Предполагается, что для каждого руководителя направления будет организован отдельный установочный семинар, где он выступит с большим докладом по своей теме и предложит варианты организации работы по данному направлению. Возможно не только проводить обычные очные семинары, но и проводить встречи по скайпу, организовать тематическую группы в контакте (или другой социальной сети). Вся информация собранная в результате этой работы будет вывешиваться на нашем сайте. Предполагается записать на видео установочный семинар и использовать эту запись на сайте для рекламы данного направления.
– Ищем помещение для индивидуального психологического консультирования – будем рады любой помощи в этом.
Особые слова благодарности и от меня лично, и от всех, кто участвовал в организации Центра, о. Владимиру Цветкову и о. Мефодию (Зинковскому) – именно благодаря их поддержке и смогла состояться организация Центра и сегодняшнее его открытие. Предоставляю им слово.
Вступительное слово прот. Владимира Цветкова
(сокращенная расшифровка аудиозаписи)
В первую очередь я хочу сказать вот о чём. Если мы сможем поставить глобальные цели, тогда мы сможем разработать и конкретные. Как говорил Наполеон: "Стремись к невозможному и достигнешь максимума". Пусть он и не является таким авторитетом для нас, но вообще-то все мы братья и сестры и надо пользоваться всем хорошим, что есть в этом мире.
Так вот задача наша должна быть глобальной, а глобальность заключается в том, чтобы мы должны возлюбить всех людей, всю вселенную, как творение Божие. Тогда будет понятнее, какие есть частные проблемы, в том числе и психологические.
Есть и задачи, которые решались задолго до нас. Адаму и Еве было сказано, что "семя жены сотрет главу змию" (Быт. 3, 15). И мы тоже должны участвовать в этом процессе. Задача наша такая. Первое: поскольку нам дана задача обожения, то мы должны достичь святости, а те, кто еще неверующие – достичь веры. В первом приближении это называется воцерковление, а в пределе – обожением или спасением души.
Кроме того наша задача – "построение православного миропонимания". Был такой цикл лекций у о. Павла Флоренского. Сейчас издается полное собрание его сочинений и два тома посвящены теме: "У водоразделов мысли". Нашей задачей является построение православного мировоззрения и помощь в этом тем, кто будет к нам приходить. Раз мы православные, мы должны делиться. А о. Павел Флоренский – это один из краеугольных камней наше антропологии. Эти два тома его собрания сочинений и посвящены православной антропологии. То, чем занимался о. Павел Флоренский – это воцерковление науки, но не только науки, и культуры. И, собственно, и воцерковлении самой церкви. Потому что церковь – это мы, а мы нуждаемся в воцерковлении. И далее, конечно же, и воцерковление самой психологии. Если мы православные, то мы должны и молиться, и заботиться обо всех. Этот универсализм должен быть основой нашей деятельности – то есть жить по большому счёту.
Краеугольные камни в построении православной антропологии: это о. Павел Флоренский – в смысле методологии православного мировоззрения, отношения к миру, культуре и науке. Второй краеугольный камень – это св. отцы, святоотеческое предание. И здесь опять Флоренский вспоминается. Он говорил, что к концу 20 века остались две нерешенные проблемы: это экклезиология и антропология. Не говоря о св. отцах, которые специально писали на антропологические темы, у нас есть свт. Игнатий (Брянчанинов), у нас есть свт. Феофан Затворник. У нас есть книги о. Иоанна Мейендорфа, архим. Киприана (Керна).
Таким образом нашу общую задачу можно назвать так: воцерковление – всего и всех, каждого, начиная с себя.
(О. Владимир Цветков согласился быть руководителем направления "Построение целостного христианского миропонимания", с подготовкой соответствующей программы. – Прим. ред.).
Вступительное слово иером. Мефодия (Зинковского)
(сокращенная расшифровка аудиозаписи)
Хочу поддержать высказанную о. Владимиром идею универсализма. Был такой подвижник XX века Владимир Аллилуенко, очень известный человек на Донбассе. Он, будучи сам мирянином, стал духовным наставником не только для мирян, но даже для многих священников. Когда его спрашивали, например, ходить ли на майские демонстрации, то он отвечал, что по-возможности – нет, но если все же придется пойти, то под красными знаменами советовал вспоминать кровь христианских мучеников *).
*) См.: Артем Матиенко. “Мы прекрасно понимали, что такое октябрьская революция, но всегда любили свою родину”. www.pravoslavie.ru/100952.html
Такой вот не зилотский, не экстремистский подход, а демонстрация удивительной возможности в любой ситуации приобрести определенную духовную пользу. Это своего рода пример психологической, душевной работы, обращение памяти к тому, что красный цвет может символизировать не только флаги революции. Разумная рассудительная гибкость особенно нужна в современном мире, когда у людей вокруг в сознании такая “каша”, что всё переплетено – хорошее с плохим, и при этом порой совсем отсутствуют какие-либо попытки анализа и обобщения. И если в таких ситуациях действовать резко, то психологи, также как и священники, могут принести много вреда. А если практиковать разумную гибкость, то можно, выискивая и опираясь на положительные аспекты нашего сложного бытия, принести ощутимую пользу.
Ещё мне кажется очень важным, что работа такого Центра может стать примером некоторой соборности. Как сказал мне один опытный прихожанин: "Батюшка, в наше время если друзья останутся друзьями лет так на десять, то это уже чудо". Чаще всего многое современное разваливается: дружеские отношения, общие начинания, какие-то добрые посылы. Всё это теперь долго не держится. Хорошо было бы, чтобы наш Центр стал примером некоего внутреннего совместного созидательного делания между его участниками. Понятно, что будут и какие-то разногласия во взглядах, разномыслия, о которых св. ап. Павел говорил, что "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11, 19). Но важно, чтобы эти разномыслия не стали причиной раздора, но началом здорового диалога и обсуждения. Возможно и необходимо существование различных мнений, но без перехода в какую-то агрессию или разделение. Это здоровое единение в различии и есть попытка такого соборного делания. Дай Бог, чтобы слово "центр" обозначало для нас наличие и гармонизацию общих целей, общих собирающих сил. В принципе, это дело Христа. Он собирает воедино, тогда как дьявол разрушает. Так бывает мы, священники, между собой обсуждаем: если мы не будем между собой мирно жить, то как мы можем учить людей жить мирно. Уверен, что то же самое можно отнести и к психологам. Если этот Центр будет местом взаимопонимания и расширения своих способностей в соработничестве с коллегами, тогда нам будет чем делиться и с остальными людьми.
Также соглашусь с идеей постановки глобальных целей. Должны быть у нас глобальные цели, которые собою предопределяют уже какие-то цели локальные. Здесь мне вспомнился наш советский ученый С. Королев, который говаривал: "Кто не мечтает, тот в космос не летает". Естественно, он был мечтателем не в плохом смысле этого слова, он просто не боялся ставить высокие цели, и он их добивался. Христиане в этом смысле отчасти – идеалисты, но одновременно и реалисты. Такое сочетание.
Также радует, что понятие "антропология" включено в название Центра, поскольку антропологические взгляды в современных условиях определяют развитие не только практической жизни человека, но и влияют на абстрактную богословскую мысль. Потому что, например, триадология и христология активно обсуждались в истории Церкви, были атакуемы разными ересями, поэтому на Вселенских соборах были отработаны и отшлифованы соответствующие догматические формулировки. А антропология осталась на последние времена, которые могут продлиться и много веков – и сколько неизвестно. Кроме того, новые проблемы ставит перед нами технологическая цивилизация: многочисленные зависимости – от интернета, телефона, информации и т. д. Также интересны и практические аспекты, поскольку мы занимается детьми сиротами. У этих детей достаточно много повреждений, как физиологических, так и психологических. И в этом плане, если кто-то из вас будет интересоваться помощью нашим сиротам в разных аспектах, в рамках работы Детской Православной Миссии, которую мы курируем, то мы будем очень благодарны. Я думаю, что здесь может быть взаимополезное сотрудничество.
Сам я занимаюсь богословием личности. Это центральное понятие с точки зрения богословия, оно связует тринитарное учение, христологию и антропологию. Но с другой стороны, с этим термином связано много искажений, всякого рода неправильных интерпретаций, даже уже прижившихся в языке выражений. Например, формулировка "стать личностью". С точки зрения богословия – это недопустимое высказывание, поскольку человек является личностью с момента зачатия, но среди психологов и вообще – это крайне распространённое выражение. Здесь есть о чём порассуждать, необходимо отработать совместные формулировки, которыми можно было бы пользоваться – чтобы они были строгими в богословском плане и показывали отличие христианского понимания личности от обиходного, часто весьма искажённого, понимания.
(Иером. Мефодий (Зинковский) согласился быть руководителем направления "Богословское учение о личности: святоотеческая традиция и современность". – Прим. ред.).
О ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРА
Зенько Ю. М. о Просветительско-исследовательском и Информационно-издательском отделах
В рамках Просветительско-исследовательского отдела предполагался широкий спектр деятельности:
1) общедоступный Лекторий – для не специалистов, в первую очередь – родителей, при востребованности и для всех других – например, желающих вступить в брак, или наоборот, находящихся в кризисе после развода и т. д.; предполагается, что тематика Лектория будет достаточно широкой и мобильной, чтобы быстро реагировать на возникшие запросы и проблемы;
2) важным является работа со специалистами психологами и педагогами с православным уклоном – в виде семинаров, мастер-классов, тренингов, специализированных программ и т. д.;
3) предполагаются различные внутренние семинары и мероприятия для специалистов самого Центра; опыт показывает, что учиться надо всю жизнь и Господь каждого учит через его общение с другими; здесь собрались люди с богатым профессиональным и духовным опытом – поэтому для каждого из нас было бы полезно узнать об опыте других, как и поделиться своим.
Теоретическое и методологическое осмысление накопившегося практического опыта предполагает наличие исследовательского направления, задачей которого является разработка проблем христианской, святоотеческой антропологии и психологии – перечень тем и их руководителей будет представлен на сайте Центра в ближайшее время. Главный принцип этого направления состоит, как батюшки уже здесь говорили, в опоре на святоотеческую традицию и православное богословие. Этого нам особенно не хватает. Нередко мы, пропитаны психологией западного плана, а о своих корнях забываем.
В рамках информационно-издательской деятельности планируется в первую очередь доработать сайт "Христианская психология и антропология" до такого состояния, чтобы там были собраны все святоотеческие и по возможности самые важные работы дореволюционных и современных авторов. Приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица: авторы, редакторы, библиографы и т. д.
В перспективе предполагается составление и публикация электронной хрестоматии по христианской антропологии и психологии, где были бы представлены наиболее важные и авторитетные тексты как св. отцов, так дореволюционных и современных авторов. Электронный вариант, в отличие от бумажного, не ограничен так строго по своему объёму, поэтому есть возможность сделать его максимально полным и детализированным.
Также предполагается создать электронный журнал Центра, где собирались бы наиболее актуальные материалы по различным темам христианской антропологии и психологии.
Надеемся, что со временем у нас будет возможность и издавать в бумажном варианте журнал Центра и другие его материалы: сборники статей, методические пособия, книги и т. д.
Психолого-социально-педагогическая служба
Назрела насущная необходимость в практической помощи населению. Для этого предполагается создать на базе Центра Психолого-социально-педагогическую службу с широким спектром задач:
– оказание психологической помощи (в индивидуальной, групповой, очной, дистанционной (по скайпу) и иной форме) – всем слоям населения, без конфессиональных, или любых других ограничений;
– важна педагогическая составляющая этой службы – на стыке с социально-психологическими проблемами; наши школы, к сожалению не занимаются собственно "образованием", то есть формированием и очищением образа Божьего в человеке, а превратились в социальный придаток современного общества потребления;
– таким образом предполагается работа с целым рядом психологических, социально-психологических и педагогических проблем: проблемы семейных отношений – супружеских, детско-родительских и детских; проблемы детского и подросткового возрастов: подготовка ребенка к школе, конфликты со сверстниками и учителями, плохая успеваемость; проблемы детей с синдромом гиперактивности; компенсация дефектов детского характера: безответственности, лености, лживости, фантазерства и т. д. (и формирование позитивных черт характера); невротические расстройства: тревога, депрессии, страхи, фобии, навязчивые состояния и т. п.; последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство; борьба с различными формами зависимостей: наркотической, алкогольной, игровой, интернетной и т. д.; в случае отсутствия собственного профильного специалиста, предполагалось наработать базу данных таких специалистов, центров и учреждений, куда мы могли бы направить обратившегося за помощью;
– в наше время особенно актуальна социальная составляющая – посильная помощь пожилым, инвалидам, многодетным семьям и т. д.
Отдельно предполагаются внутренние семинары службы – для решения возникающих вопросов и повышения квалификации сотрудников. Может быть удастся поучиться для повышения квалификации и на специализированных психологических курсах (с выдачей соответствующих бумаг), но для этого нужны деньги.
Будет организовано отдельное собрание желающих участвовать в работе этой службы. Предполагается, что эти собрания станут регулярными – определится наиболее активная часть участников и будет избран руководитель Службы.
Елена Николаевна Гришина о Службе экстренной психологической помощи по телефону (Телефон доверия)
Несколько слов о себе. В 1993 закончила курсы переподготовки при Министерстве Здравоохранения РФ по циклам: "Детская медицинская психология, психотерапия, психосоматика". Получив благословение, начала работать в качестве психолога: в системе ясли-сад-школа, затем в средней школе Выборгского района. В 2001 году закончила факультет психологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования. С этого времени – психолог реабилитационного центра для наркозависимых подростков. С 2006 года работала в службе экстренной психологической помощи Калининского района Санкт-Петербурга. Организовав психологическую службу, работала сначала консультантом, затем заведующей отдела службы Экстренной психологической помощи по телефону.
Каждый человек на различных этапах жизненного пути сталкивается с трудными испытаниями, семейными тревогами, личностными кризисами. Зачастую с такими ситуациями трудно справиться в одиночку. Для кого-то бывает достаточно дружеской беседы и поддержки, кому-то необходима психологическая помощь. Важно в это время нуждающегося в помощи направить туда, где действительно смогут помочь.
Одним из инструментов реальной помощи стали службы экстренной психологической помощи. Специалисты этих служб понимают, почему современный человек, сталкиваясь с различными вызовами – социальными, экономическими, техногенными – не в состоянии сохранять психологическое здоровье. Таким образом, ежегодно в 150 городах России обрабатывают более двух миллионов звонков в год.
При этом среди абонентов, обращающихся к услугам консультантов службы экстренной психологической помощи, существует запрос на православных специалистов. Поэтому в рамках Центра христианской психологии и антропологии в Санкт-Петербурге создается служба экстренной психологической помощи по телефону.
Психологическая помощь по телефону будет доступной, анонимной и бесплатной.
Телефон доверия начинает свою работу 20 октября 2017 года.
Номер телефона (812) 426-33-77 с 18:00 до 22:00, с понедельника по пятницу.
Руководители направлений рассказали о себе и своей теме
Философско-антропологический анализ проблемы искусственного интеллекта
Руководитель: Ермолаев Юрий Леонидович.
Я сразу же скажу, что я не психолог, а технарь. И к вопросам антропологии я отношусь несколько с другой стороны. В качестве темы семинаров мной предлагается следующая: "Философско-антропологический анализ проблемы искусственного интеллекта". Я сейчас работаю в физико-техническом институте им. Иоффе научным сотрудником и одновременно в НИИ программных средств, в котором я занимаюсь разработкой информационных технологий для космической техники. Слушая установочные выступления о. Владимира и о. Мефодия я увидел два момента очень подходящих по тематике. То, что о. Владимир напомнил идеи о. Павла Флоренского о освящении науки очень ценно. А в выступлении о. Мефодия я услышал о вызовах, которые ставит технологическая цивилизация. На мой взгляд развитие технологий, связанных с темой искусственного интеллекта, это как раз один из таких актуальных вызовов. По мнению большинства учёных и технических инженеров фактически вся наша цивилизация в ближайшее время будет определяться именно этим направлением. То есть это новая техническая революция, которая сейчас происходит, и она сравнима с такими событиями, как освоение атомной энергии, освоение космоса и т. д. Вот что предполагалось бы исследовать в рамках этого семинара. Во-первых, технологии искусственного интеллекта в последние пять лет получили колоссальное развитие во всём мире – в первую очередь, конечно в западной цивилизации. Всё это начинало исследоваться ещё в середине века, потом была полоса затишья, а потом произошли прямо скачкообразные изменения. Я не буду перечислять, но наверняка вы слышали, что компьютер победил чемпиона мира по игре Го и притом с разгромным счётом – а ведь эта игра она считается более интеллектуальной, чем шахматы. Элементами искусственного интеллекта мы все уже пользуемся, хотя не все знают, что это так. Практически в любом телефоне, смартфоне, фотоаппарате встроены достаточно серьёзные технологии. В связи с развитием этих технологий стали появляться философские и около философские обобщения понимания тех вопросов, которые связаны с этим. Большинство из них основаны на материалистических позициях. И с другой стороны, я не знаю ни одного серьёзного, систематического исследования данной проблемы с позиции православного мировоззрения, с позиции христианской антропологии. Почему это так? Или в христианской антропологии нет ответов на эти вопросы? По моему мнению ответы есть, и порой достаточно неожиданные по многим направлениям для тех, кто развивает эти технологии. Ответы христианской антропологии ставят границы этой технологии. С другой стороны стихийное развитие философских идей в этой области приводит к самым полярным мнениям: крайне оптимистичным, и, наоборот, крайне пессимистичным. К первым относится трансгуманизм, известной по бурной деятельности автора Курцвейла и многих его сторонников. Основный смысл его идеи, что при развитии технологии удастся извлечь человеческое сознание и пересадить его в машину. И тем самым без религии, без Бога достичь бессмертия. И это сейчас такое направление, в которое вкладывают миллионы, в которое вовлекается огромное количество людей. В это фактически начинают верить как в новую религию. В пессимистической крайности считают, что развитие искусственного интеллекта приведёт к бунту машин, что их разум превзойдёт человеческий и либо поработит, либо уничтожит человечество. Теперь крайне опасными для человечества считаются не ядерная война и экологическая катастрофа, а развитие искусственного интеллекта. С философских и христианских позиций в этой области есть принципиально непреодолимые преграды, о которых не задумываются те, кто развивает эти технологии. Эти ограничения были обнаружены ещё в середине прошлого века – философом Дрейфусом. И эти ограничения за прошедшие полвека ничуть не преодолены. Отсюда можно сделать вывод, что они являются глубинными.
Какие бы я предложил концепции к рассмотрению, взяв за основу принципы христианской антропологии и отчасти какие-то психологические моменты. Для начала нужно предложить какую-то конструктивную именно с технической точки зрения концепцию интеллекта, сознания, психики – с целью моделирования данных явлений в компьютерных технологиях. И второй момент: я предложил бы обратиться к крайне интересным разработкам нашего отечественного философа А. Ф. Лосева. Его работы по философскому анализу семантической структуры словесных понятий могут быть положены в основу серьёзной теории, и служить для понимания того, какие есть ограничения в этой сфере, и, наоборот, что можно реально сделать, чтобы эти технологии помогали людям.
Психология и антропология развития и консультирования семьи
Руководитель: Лепёхин Николай Николаевич, канд. психол. наук, препод. ф-та психологии СПбГУ.
Рабочее название моей темы: "Психология и антропология развития и консультирования семьи". Я сам занимаюсь семейным консультированием довольно давно. Работаю в душепопечительском центре Общества православных врачей. И постепенно у меня созрело понимание, которое в общем-то у медиков созрело давно. К нам приходят люди в состоянии, повреждённом грехом, и со множеством существующих проблем. То есть мы работаем там, где уже много сожжено. А вы понимаете, что проблема семьи в настоящее время – это огромное количество абортов, это провал демографии и т. д. Тогда возникает задача, чтобы наряду с консультированием и помощью заняться тем, что в медицине называют профилактикой. Приходят больные, а почему не приходят здоровые, чтобы понять, как строить семью, какая наука о семье существует, и существует ли она? Единой науки о семье нет. Поэтому я посмотрел, какие проблемы могут быть поставлены в просветительской работе. Прежде всего, это понимание семьи как живого организма, в котором присутствуют одновременно потребности и витальные, и душевно-психологические, и духовные. И понимание того, что без сплава, без синхронного взаимодействия этих потребностей семья как организм развиваться не может. Другой вопрос: должны ли эти структуры находиться в системном взаимодействии или они должны выстраиваться иерархически, но в любом случае необходима гармонизация этих сфер. Приходят же люди, которые в основном не понимают, что эти сферы должны находиться в гармонии. У меня вчера была женщина, которая так опекает своего внука, что, извините, буквально занимается православным террором – и при этом болеет сама и не понимает, что с ней происходит. И в связи с этим возникает и такая проблема. У нас есть понятие "домашняя церковь", но проработано оно очень слабо. Мы знаем, что об этом упоминается в Св. Писании, об этом писал свт. Иоанн Златоуст, прот. Глеб Каледа. Но практической реализации этого нет. И когда говорят об умалении роли мужчины в семье, тогда давайте выдвинем тезис о "домашнем священстве" – кто должен быть главой этой домашней церкви? И ещё одна такая очень злободневная проблема: противоречие между развитием индивидуальных потребностей в семье и развитие семьи как целого. Мы понимаем, что целью нашей христианской церковной жизни является наше личное спасение. Но с другой стороны, если я завтра уйду в монастырь, то что будет с семьей как целостностью? – Она рухнет!
Следующая группа проблем: это семья как организм, движущийся сквозь время. Ведь существует период зарождения этого организма, который реализуется через встречу молодых людей. Затем разворачивается медовый месяц. Затем проходят различные стадии развития, каждая из которых требует своего разрешения и решения своих сущностных проблем. Проблем христианской жизни: что важно на этом этапе развития семьи, а что важно на том этапе, когда появляются скорби, болезни, зависимости.
И последнее, о чём я хотел сказать, это разработка такого понятия, как смысл семьи, как способа существования человека, как школа любви. Младенец получает опыт любви, когда видит улыбающееся лицо матери. Со временем он научается эту любовь отдавать. Но этому надо учить, чтобы в семье формировался идеал любви, а не другие: стяжания, алчности, комфорта, гедонизма и всего остального, с чем мы боремся. Вот тогда семья станет столбовым путём спасения человеческой души.
Практическое консультирование, естественно должно быть поставлено не просто с точки зрения ликвидации негативных последствий, но и их профилактики и возрастания – возрастания и обретения способности к семейной жизни.
Православная антропология Русского Зарубежья
Руководитель: Антоневич Александр Васильевич, канд. филос. наук.
Хочу представить вам, дорогие мои единомышленники, одно из направлений нашего Центра: "Православная антропология Русского Зарубежья", руководителем которого я являюсь. Лично я начал работать над этой темой в своей кандидатской диссертации "Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна)" (текст работы есть на сайте www.xpa-spb.ru), а сейчас продолжаю её развивать. Скажу кратко о том, что хотелось бы выделить.
Антропологическое наследие Русского Зарубежья делало и делает значительный вклад в христианскую антропологию, в построение православного мировоззрения, но, увы, этот бесценный дар остаётся мало востребованным. Есть много статей по Русскому Зарубежью, но специально антропологическая тематика в них не выделена, по крайней мере, я не нашёл таковых.
Сегодня мы имеем возможность это сделать. Если Господу будет угодно, то наш Центр может оказаться одним из "островков" (по терминологии Зеньковского) православной культуры, окормляемым Церковью.
Как не странно это звучит, но сложилось так, что мы, русские по культуре, оказались сегодня иностранцами на собственной земле: большинство из нас не знает ни своих национальных традиций, ни духовного наследия. Мы не понимаем происходящего в Храме, мы не чуем под собой почвы. Мы позволили сделать себя культурно невменяемыми, стать "побирушками под чужими заборами". И это насаждаемое чужебесие лишило нас внутренней силы.
Одно дело – русское рассеяние заграницей, другое – на родной земле быть подобными рассеявшимся по кустам зайцам. В этой специфике нам поможет разобраться православная антропология Русского Зарубежья.
Задачу работы данного направления вижу не только в содействии распространению антропологического наследия Русского Зарубежья, но и в участии по дальнейшей разработке его рецепции современной русской культурой.
Для этого в программу с уже готовыми материалами по антропологии о. Василия Зеньковского и архим. Киприана (Керна) будут добавлены по ходу работы антропологические идеи других известных представителей русской мысли Зарубежья: В. Н. Лосского, протопр. Иоанна Мейендорфа, протопр. Александра Шмемана, прот. Георгия Флоровского, Б. П. Вышеславцева, о. Сергия Булгакова, С. Л. Франка и др., конечно, в критической их обработке.
Разрабатывается и осмысливается особенность антропологии Русского Зарубежья в контексте противоречивой данности: с одной стороны, независимость веры и Церкви от национальной принадлежности – "нет ни эллина, ни иудея" (Кол. 3, 11) (см.: о. Киприан (Керн). Письма // Вестник РХД. № 205. 2016. С. 166-180), с другой – национальная и культурная неповторимость личности (см.: Зеньковский В. В. Национальный вопрос в свете христианства // Собр. соч. Т. 2. – М.: Русский путь, 2008. С. 319-324).
Если В. Н. Лосский стал первооткрывателем христианского богословия восточных отцов, то в целом русская мысль Зарубежья открыла нам православную антропологию, выходящую за пределы "только богословия" в пространство культуры. То, что было понятно для Средневековья и Византии, сегодня вызывает недоумение, нужен другой подход, понятный язык для выражения вечных истин. Каждая эпоха неизбежно должна была проделать эту работу, даже если для неё не было условий. И эта работа была сделана: в России тысячами мучеников, в русском Зарубежье – православными эмигрантами.
Здоровье православному человеку!
Руководитель: Вишнёв Владимир Николаевич, дипломированный врач (фитотерапевт), руководитель медицинских программ Школы трезвения.
Вот уже 14 лет мы ведём цикл лекций "Здоровье православному человеку", с изучением лекарственных растений, которые используются при различных заболеваниях. 12 лет мы работали в Александро-Невской лавре по благословению митр. Владимира, последние два года мы в храме Воскресения Христова (у Варшавского вокзала). Читаем лекции с привлечением православных врачей. Лекции по средам: для пенсионеров в 14.00, для работающих – в 18.30. Если есть желание, пожалуйста приходите. Каждую среду новые специалисты: доценты, доктора наук, и новые темы: урология, кардиология, микробиология, простудные заболевания и т. д. Обучаем, это первое. Второе – консультируем. Приезжают со всей России, и особенно из монастырей. Всё что продаётся, капли, травяные сборы и т. д. – всё качественное. Летом монастыри помогают нам собирать лекарственные травы: Новгородская, Тверская, Ярославская области. Летом проводим экскурсии по лекарственным растениям – по паркам города, по пригородам, два раза были в Вырице. В нашем климате мы нашли восемьдесят лекарственных растений, которые можно собирать, а мы идём в эти аптеки. По телевизору два специалиста спорили, что лучше пить парацетомол или ибупрофен. Но, что то – вредно, что то – вредно. Есть таволга, есть бузина, есть ива, есть липа, которые помогают не хуже. Господь даёт многое излечивать, только нужно знать и обучаться.
Есть своё производство. Производим чаи, капельки и т. д. Издано много книг, вышли различные передачи на телевидении – можно всё посмотреть и почитать.
Помощь в преодолении наркотической, алкогольной и компьютерной зависимостей
Руководитель: Кузьмин Андрей Викторович.
Кратко о себе. Моя основная деятельность не связана с психологией, я – программист, всю жизнь программирую. Но получилось так, что в 2010 г. я защитил диплом в АППО как психолог. Тогда же было создано Братство трезвости на приходе и вот на этой почве я и попытался понять, что происходит с человеком: как он оказывается в зависимости, как он может бороться с зависимостью. Поэтому, с одной стороны я – психолог, поскольку диплом есть, но вся моя практика заключается в том, что я работаю в Братстве трезвости. Какое-то время я вёл занятия в Лавре по преодолению алкогольной зависимости и у о. Сергия Белькова занимался с наркозависимыми ребятами в епархиальном отделе. Поэтому я не чувствую себя каким-то великим специалистом в этой области, но есть определенный опыт, переосмысленный от чисто физиологических причин до причин психологических. Мы рассматриваем зависимость как повреждение и разрушение личности (в психологическом понимании термина "личность"). Об этом тоже интересно поговорить: что происходит с человеком. Потому что человек, не имея в себе духовного начала, начинает разрушаться в любом случае. Любая зависимость в принципе аналогична другой по принципу своего действия: она разрушает не только человека, но и его семью. Всё взаимосвязано в нашей жизни: и вся эта взаимосвязь должна быть заново выстроена. Если человек начинает обретать какую-то духовную поддержку, то он начинает преобразовывать себя. Но к сожалению, те люди, которые приходят, в основном хотят "большую таблетку, чтобы сразу всё само прошло. Семья считает, что если сам нарко- или алкоголезависимый меняется, то этого достаточно и не надо дальше работать. Но всю дорогу по восстановлению должна пройти вся семья и это требует достаточно больших усилий и самого человека, и всей семьи. Кроме того, вся беда заключается в том, что многие люди и даже священники, к сожалению, не понимают другой важной проблемы: нет бывших алкоголиков и бывших наркоманов – достаточно одной рюмки, и человек срывается. В человеке сидит эта заноза, которая может проявиться самым неожиданным образом. Но если человек духовно преображается, то, как показывает практика нашего Братства, у него есть все шансы стать другим человеком, выйти из этой зависимости. У нас сформировалась такая мысль, что нужно менять плохую зависимость на зависимость от Бога. Если у кого-либо есть ещё опыт такой работы, то было бы интересно это обсудить. Этот опыт пригодился бы и для работы на телефоне доверия, и при семейном консультировании, потому что, к сожалению, как показывает практика, семья собирается таким образом, что человек зависимый находит себе созависимую пару.
Культурное сообщество как пространство существования личности
Руководитель: Грачёва Ирина Викторовна, психолог, руководитель общественной организации "Культурное сообщество "Русский дом"".
Я представляю организацию, которая называется "Культурное сообщество "Русский дом"". То есть в рамках этих понятий: культура, сообщество, русский и дом, и развивается наша деятельность, а на самом деле – жизнь. И как говорил о. Мефодий, что очень трудно семь лет прожить друзьями. Я могу сказать, что это возможно: наша организация зарегистрирована уже более 25 лет назад (первоначально, как женское сообщество "Россия"). Я сразу скажу, что в нашей организации люди разной национальности. Есть африканцы, американцы, иранцы, и белорусы, молдаване, греки и т. д. У нас сегодня уже возникла такая живая реакция на национальную тему, на слово "русский". Если совсем кратко об этом: я пользуюсь идеями владыки Иоанна (Снычева), который много писал об этом вопросе, о русском государстве, народе, для русских людей. И он говорил о том, что все народы имеют своё предназначение и у русского народа есть своя задача: дать возможность всем остальным народам прийти к истинному христианскому исповеданию. Я эту свою позицию не скрываю.
Дальше, что касается культуры. Культура – это ответ на вопрос "как?", т. е. как что-то делать. Я являюсь психологом: закончила факультет психологии университета, по специализации "медицинская психология". Семь лет работала в наркологии, а сейчас веду индивидуальное консультирование. В основном так сложилось, что у меня женщины и семейные вопросы. Понятно, что хочется счастья, но как его достичь? Для этого используется культура как искусство. Мы разбираем фильмы, музыкальные произведения, сотрудничаем с музеями, в частности – с музеями Римского-Корсакова: в Петербурге, в Тихвине и в Псковской области. Через Римского-Корсакова можно познать русскую культуру, которая важна и перекликается с современностью. Важно не только общественное, но и личное понимание культуры. Мне нравится определение Пастернака, который говорил, что культура это плодотворное существование. Я занимаюсь эмоционально-образной психотерапией. Но откуда люди берут образы? – Люди смотрят телевизор, фильмы. Вот например, самый последний фильм "Бегущий по лезвию. 2049". Это не просто зарисовка, это – формирование культуры. Голливуд выпускает множество таких фильмов, формирующих сознание людей в технократическом ключе. Это не просто фантастика, это планомерная работа в этом направлении, которой нужно противостоять.
Современное общество в контексте концепции российской полиментальности
Руководитель: Семёнов Валентин Евгеньевич, докт. психол. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской федерации.
Мне очень радостно здесь быть у вас. Несколько лет назад обрушили многие петербургские институты. Наш НИИКСИ, директором которого я был, просуществовал дольше, чем другие институты, но и его не стало. Я общаюсь с московскими психологами из Института психологии и вижу, что наукой стало практически невозможно заниматься. У меня есть концепция полиментальности общества: российское и любое другое общество полиментально и с этим приходится считаться. Сами психологи стали полиментальны. Самое мощное движение, конечно, прозападное – особенно среди молодых психологов. С другой стороны, существует ещё и советская, марксистская психология. Затем появилась, слава Богу, и христианская психология. Но и здесь, смотрите, появились разные направления и каждый тащит одеяло на себя. Владыка Иоанн (Снычев) в одном из своих предсмертных бесед говорил, что самое главное, чтобы мы русские, православные преодолели эту недружность. А мы страдаем от этого постоянно.
У нас везде просто безумная полиментальность. Экстрасены, колдуны имеют психологическое образование и их рекламируют через телевидение и газеты, а православие государство вообще не поддерживает. Нередко говорят, что у нас в России 85 % православных. Но если бы это реально было так, то мы жили бы в совершенно другом обществе, всё было бы совершенно по-другому. В НИИКСИ последние годы мы занимались социологическими исследованиями того, что реально творится в обществе в отношении религии. Да, действительно, если напрямую спрашивали молодежь верующие ли они, то 60 % отвечали утвердительно. Но это – православная поверхностная культура, поскольку среди базовых ценностей вера оказывается у них на последнем месте. Тогда по-настоящему верующих среди молодёжи оказывается максимум 20 % – и это очень хорошо (в провинциях – больше, в больших городах – меньше). А что происходит сейчас с нашей идентификацией, что происходит с русским языком? Я считаю, что русскость и православие – очень близкие понятия, даже перекрещивающиеся. Но социологические данные показывают, что до сих пор советский менталитет самый распространенный, даже у внуков, хотя мы уже больше четверти века живём при капитализме. Часть современной молодежи уже даже не русские, они ненавидят собственную страну и считают себя "гражданами мира". Такой общий глобализм и экуменизм (которые проявляются даже и в церкви). Слава Богу, здесь собрались люди интуитивно близкие друг другу по ментальности.
Основы православной антропологии и психологии для психологов
Руководитель: Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Всё возрастающий интерес психологов к христианству можно только приветствовать. Но при этом, к сожалению наблюдаются важные и достаточно негативные тенденции: 1) психологи изобретают некую свою "научную христианскую психологию", вместо того, чтобы в первую очередь обратится к истинной христианской психологии, т. е. христианскому учению о душе и её спасении; 2) кроме того, и при чтении святоотеческих текстов психологами возникают различные ошибки и проблемы.
Для помощи в решении этих проблем и была разработана программа "Основы православной антропологии и психологии для психологов", которая вобрала в себя всю информацию авторской монографии "Основы христианской антропологии и психологии". Краткий вариант курса читался неоднократно в различных образовательных структурах Москвы и Санкт-Петербурга.
Программа состоит из нескольких тематических блоков:
– Элементы библейской антропологии и психологии: Главенство человека в творении. Сотворение и создание человека. Пол в человеке. Тело и плоть. Плоть и дух. Тело как целостность. Учение о душе. Учение о духе. Дух и душа. Библейское учение о сердце.
– Основания православной антропологии: Исторический обзор христианской антропологии. Особенности христианской антропологии. Критика антропоцентризма и антрополатрии. Антропологизм в христианстве. Тело, плоть, душа, дух. Состав человеческого существа: к проблеме ди- или трихотомии. Образ Божий в человеке. Пол: многообразие аспектов и проблем. Критики идеи андрогинизма. Грехопадение. Страсти, их классификация и внутренняя суть. Борьба со страсями. Искупление человека. Обращение к Богу. Преображение, обновление. Обoжение. Бог, как Личность. Личность Христа. Христианские корни личности. Определение личности. Личность и безличие. Личностная типология. Личность и природа. Критика идеи человека, как микрокосма. Сознание, самосознание, совесть. "Я", самость. Святость и гениальность. Смерть человека и жизнь после смерти. Критика идеи апокатастасиса.
– Православное учение о душе: Святоотеческое учение о душе. Определения души. Душа – христианка. Свойства и качества души: самостоятельность, субстанциональность, целостность, духовность, невещественность, свобода, бессмертие. Силы и органы души: общий обзор. Методы изучения души. Происхождение и развитие души.
– Основные силы, способности души: Ум, разум, рассудок, слово. Воля, свобода воли. Эмоции, чувства, чувствования. Память. Внимание. Фантазия, воображение. Органы чувств.
– Душевные состояния и душевное устроение.
– Христианская психология: история, перспективы, практика.
Электронная версия программы доступна на нашем сайте. Она составлена таким образом, чтобы её можно было бы осваивать самостоятельно и дистанционно. Приведены не только тексты всех тем программы, но и литература для самостоятельной проработки, которая имеется в библиотеке нашего сайта. Со временем планируется снабдить программу контрольными вопросами (с формой самопроверки) и другим дидактическим материалом – чтобы каждый желающий смог качественно проработать данный курс (в удобном ему темпе и абсолютно бесплатно – что немаловажно в настоящее всё больше коммерцизирующееся время).
История и методология христианской антропологии и психологии
Руководитель: Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Прошло уже 30 лет, как в России психологи стали писать о "христианской психологии", а оказалось, что до сих пор не решены основополагающие, методологические вопросы этой самой христианской психологии. Более того, оказалось, что даже сам термин "христианская психология" понимается разными специалистами совершенно по-своему.
См. например, обзорную статью "Современная христианская психология и антропология в России", которая была опубликована в специальном выпуске по христианской психологии Московского психотерапевтического журнала.
Также на сайте помещен целиком материал библиографического справочника "Христианская психология и антропология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время", который вышел двумя изданиями в бумажном виде (справочник в электронном виде содержит больше 7 тыс. наименований!).
Исходя из анализа всего этого материала можно обоснованно прийти к выводу, что есть различные точки зрения на то, что такое "христианская психология" (или какой она должна быть).
Есть позиция, в которой православная психология видится как интеграция христианской антропологии и психологии. Есть также позиция, в которой христианская психология видится как некое новое, научное направление внутри современной психологии. Но в таких подходах наблюдается целый ряд проблем.
Что же делать в этой ситуации? – Я считаю, что не нужно создавать никакой новой и тем более научной христианской психологии, а необходимо обратиться к уже существующей христианской психологии, как христианскому учению о душе человека. Эта христианская психология имеет многовековой опыт, собранный и огранённый св. отцами.
Что касается самого термина "христианская психология", то думаю, что будут интересны следующие исторические факты:
– в 1901 г. в Свято-Сергиевой Троицкой лавре была издана брошюра "Адамово наследство. Очерки христианской психологии" (переизд.: М., 1996);
– в том же году появилась статья "Христианская психология" Льва Александровича Тихомирова (1852-1923); автор на примере работы М. Тареева "Цель и смысл жизни" показывает, насколько собственно христианская психология, основанная на опыте Церкви и св. отцов, отличается от психологии "научной"; текст работы есть на нашем сайте;
– епископы Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, ныне причисленные Церковью к лику святых, использовали термин "христианская психология", понимая под ним христианское учение о душе, её очищении от страстей и т. д.
Сделаем основные выводы:
1. современные направления так называемой христианской или православной психологии имеют достаточно много проблем методологического плана; может эти проблемы будут когда-нибудь решены, но пока этого не произошло;
2. исторический анализ показывает, что под "христианской психологией" дореволюционные авторы понимали именно христианское учение о душе в её сотериологическом контексте; я считаю, что нет никаких причин, чтобы не использовать это словосочетание в этом же смысле и в настоящее время;
3. что касается практических аспектов, то, конечно же, отождествление христианской психологии с христианским душепопечением, никак не препятствует современным психологам оказывать посильную помощь церкви в этом сложном деле; особенно это актуально из-за того, что психологическое знание всё чаще используется во вред людям, как средство манипуляции ими; тогда близкие христианству психологи могли бы наоборот, помогать церкви использовать психологическое знание для борьбы с этими негативными воздействиями на людей; христианские психологи могли бы стать в этом соработниками церкви, и в конечном итоге и "соработниками у Бога", как писал об этом ап. Павел (1 Кор. 3, 9);
4. это сотрудничество христианства и психологии принесло бы большую пользу и самой психологии; безусловно, христианская антропология с её нравственной и духовной направленностью могла бы дать современной психологии очень много; но при этом нет необходимости существования христианской психологии в качестве какого-то отдельного и тем более научного направления внутри современной психологии.
Проблемное поле христианской антропологии и психологии
Руководитель: Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Я вполне понимаю многих православных священников, которые вздрагивают, когда слышат о "христианской психологии". И это имеет вполне реальную, объективную причину: дело в том, что в многочисленных работах, появившихся за последние годы в русле этой тематики много различных спорных, а нередко, и неверных данных, идей и т. д. Понятно, что психологи – тоже люди и они воцерковлялись постепенно, и в начале своего пути многого не знали как о самом христианстве, так и о христианском учении о человеке и его душе – но дело не только в этом. Прошло уже достаточно времени, а "воз и ныне там"! Складывается такое впечатление, что этот процесс имеет более глубинные основания и заключается в неправильном методологическом подходе психологов к христианству. В первую очередь, как мне кажется, над психологами довлеют их научные стереотипы. Например, важнейшим из них является поиск новизны, в то время, как христианство, как религия традиции, строится на противоположном принципе – принципе историзма. Таким образом, в современной "христианской психологии" происходит постоянное выдумывание различных новых, "интересных" концепций, которые потом оказываются сомнительными идеями, либо ересями, уже давно отвергнутыми Церковью.
Так, например, практически вся современная "христианская психология" базируется на трихотомизме, в то время, как святоотеческая традиция была практически дихотомична: из 151 высказываний на эту тему, только 6 являются строго трихотомичными – и из них только 3 принадлежат св. отцам (а в 15 случаях св. отцы отвергают и критикуют трихотомизм). Как говорится: "умному – достаточно!". Как совершеннно справедливо писал от этом архим. Софроний (Сахаров) (1896-1993): "существование в аскетической терминологии понятий духовного, душевного и плотского не значит вовсе, что человек признается трехсоставным (то есть из духа, души и тела). По учению Священного Писания и святых отцов и Церкви – человек состоит из души и тела" (Софроний (Сахаров). Подвиг богопознания. М., 2003, с. 185). И более того: "Православная Церковь считает ересью учение спиритуалистов о трехсоставности человека – из духа, души и тела" (там же, с. 293). – Спасибо большое о. Владимиру Цветкову за указание на эту важную информацию.
Поэтому я считаю, что важнейшей задачей является критический анализ тех, проблем, разномыслий и ошибок, которые присутствуют в русле христианской психологии и антропологии. Эта информация собиралась на протяжении нескольких лет и находится на сайте в виде отдельного файла под названием "Проблемное поле христианской психологии и антропологии". Содержание файла всё время пополняется, и я надеюсь, будет полезно современным психологам. Все желающие приглашаются к участию в этой важной работе.
Некоторые из присутствовавших психологов практиков кратко рассказали о себе и своём опыте работы
Янченко Мария Олеговна.
По первому образованию – технарь. Сначала ЛИАП, потом Физтех. Первую половину жизни работала инженером. Потом так сложилось в моей жизни, что переучилась на детского психолога и вот уже больше 18 лет работаю в районном бюджетном центре психолого-медико-социального сопровождения подростков и детей. Очень широкий возраст: с трёх до восемнадцати. Я являюсь секретарем центральной комиссии и вижу очень много детей, имеющих особые образовательные потребности. Готова участвовать в практической деятельности Центра.
Чижевская Елена Владимировна.
Кратко о себе и опыте своей работы. Первое образование – высшее эономическое СПбГУ. Работала в православной школе. Окончила курсы экскурсоводов в музее Этнографии, участвовала в этнографических экспедициях.
Двухгодичные курсы в АППО "Духовное воспитание в светской школе". Работала в Педагогическом музее АППО. Выступала на радио "Град Петров" и радио Мария (темы – традиционная народная культура в развитии души ребенка, роль игрушек).
Второе высшее образование – в АППО, специальность практический психолог. Работала в социально-реабилитационном центре. Курсы повышения квалификации "Методы арт-терапии в психологическом консультировании".
Коробкина Галина Владимировна.
Я работаю с детишками. И со всеми этими проблемами, которые здесь были озвучены, сталкиваюсь вживую. Я окончила в 1995 году большой университет факультет психологии, а по первому образованию инженер. Второе высшее образование – психологическое и после окончания меня пригласили работать в детский сад педагогом-психологом. Потом я работала в детском доме, в больнице с ВИЧ-инфицированными детьми. Преподавала психологию в техникуме – есть и такой опыт. В современном мире проблем очень много. И в первую очередь – наш "друг" интернет, который очень интересен маленьким детям, потому что там можно играть. Раньше, чтобы испытать себя, отправлялись путешествовать (например, на корабле), а теперь подростки уходят в игровое пространство. Интернет является разделительной чертой между взрослыми и детьми, поскольку и сами взрослые из-за интернета не общаются со своими детьми. Это всего лишь маленькая часть проблем. А ещё есть либеральный подход к воспитанию, который пропагандируется очень настойчиво и в интернете много пишут рекомендаций, как воспитывать ребенка свободным. Вот сегодня у меня была мамочка, которая не знает, что делать. Ребёнку три с половиной года, а он говорит: "я буду жить у бабушки! и в садик не пойду! вы плохие и в садике всё плохо!". Сейчас очень сильный отход от традиций. А в воспитании нет ничего страшнее, чем отход от традиций. Что будет в результате наших экспериментов в воспитании – мы не знаем, но всё экспериментируем. Было бы здорово в нашем Центре совместить современную практику со святыми отцами. Это было бы очень интересно и лично мне.
Не смогли присутствовать на открытии Центра, но готовы участвовать в его работе:
– Брылёва Лариса Георгиевна, доктор культурологии, канд. пед. наук, психолог – в качестве руководителя направления "Онтологическая типология пути современного человека к Богу";
– Манёров Валерий Хайдарович, докт. психол. наук, профессор РГПУ им А.И. Герцена – в качестве руководителя направления "Совесть как междисциплинарный предмет изучения в психологии, философии, религии";
– Снетков Владимир Михайлович, канд. психол. наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности ф-та психологии СПбГУ – по антропологической тематике;
– практические психологи:
Кудинов Василий Митрофанович,
Куртышева Марина Александровна,
Нещерет Татьяна Валентиновна,
Осетрова Светлана Павловна,
Чопек Наталья Ивановна.
Заключительное слово о. Владимира Цветкова
(сокращенная расшифровка аудиозаписи)
Мы все православные и все психологи, но проблема заключается в том, что мы не живём по Евангелию, а по номинальному плотскому сознанию. Мы умом много всего знаем, но воля у нас расслабленная. Ум и чувства у нас на 80-90 % (это ещё оптимистично) насыщены духом мира. Нас никто не гонит – почему? "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир", – Господь говорил апостолам (Ин. 15, 19). Почему мир нас не ненавидит? Потому, что мы такие же. У нас тонкий слой православия, в основном в виде знаний, или может быть желаний или планов. Но если мы возьмём простую вещь: кто из нас решил бороться с минимально простейшим грехом – осуждением? И кто из нас, христианских психологов, его победил? Есть такой, который готов умереть, но не осудить? Нет такого. Самое главное в нашей работе – это наша собственная работа над исполнением заповедей и жизни по Евангелию. Когда у нас появляется желание кого-то осудить или позавидовать, или сказать что-нибудь праздное, нужно следить за собой, контролировать себя. Какие мы психологи и какие мы православные, если не делаем этого? Я 43 года служу у престола священником и я только сейчас, когда мне 70 лет исполнилось, понял, что я не христианин и пора начинать, потому что осталось очень мало, потому что "дней лет наших – семьдесят лет, аще в силах – восемьдесят лет" (Пс. 89, 10). То есть в 70 лет уже можешь в любой момент умереть.
Должно быть какое-то наше единство, не потому, что мы что-то читали, чтобы это была боль сердца. Хорошо было бы попросить отца Мефодия руководить семинаром "Как можно начать жить по-евангельски". Вчера я выступал на обществе имени свт. Игнатия (Брянчанинова) и к нему подготовил заметки, которые использую здесь.
Когда мы хотим начать духовную жизнь, надо рассмотреть свою жизнь и написать в два столбика: что я не делаю, а должен делать; и что я делаю, но не должен делать. А после решиться и исправляться. В одном из монастырей в трапезной я увидел надпись: "Хватит каяться, пора исправляться". Если у нас программа исправления своей жизни? Знаю ли я себя, какие у меня страсти? А какой страсти у меня нет, какую страсть я уже победил? Но если всего этого у меня нет, то какой я христианин? Как говорит Иоанн Богослов: "Мы называемся и есть чада Божии". Называться – одно, а быть – другое. И это самая главная наша психологическая работа, и это главная задача нашего Центра – нам надо двигаться ко Христу. Что мы не должны делать: не осуждать, не судить, не предъявлять претензий, не насиловать никого. Насилием никогда ничего хорошего не добьёшься. Нужно научиться мягкости, понимать ближнего и терпеть его таким, какой он есть. Если хочешь ему помочь – помолись, положи поклоны, перестань что-то сладкое есть, следи за собой, читай молитву Иисусову, Псалтирь, акафисты, каноны. Если хочешь помочь, не говори никому резко, это никогда не приводило к исправлению – а только с любовью и молитвой. Но любовь – это союз совершенств, 30-я ступенька у Иоанна Лествичника. Нам начинать надо не с любви, хотя, если мы христиане, то мы должны любить. Дальше: мы должны не поучать, не критиковать, не делать замечаний (особенно это касается быта) – ближнего нужно терпеть и сострадать ему, что мы ещё не можем. Это главная наша проблема психологическая и главная проблема нашего Центра: если мы сами начнём что-то делать, тем самым мы поможем другим. Так же в семье: если родители сами не будут исправляться и стремиться к Богу, то чему они смогут научить своих детей? Так вот с этого нужно начать – начать исправляться: не обижаться, не ссориться, не помнить зла, не поминать зло, всё терпеть, всегда смиряться, всегда быть кротким, не унывать, не печалиться, не соблазняться, не собирать богатств, молчать, не празднословить.
Есть определенный порядок стяжания благодати: сначала надо решиться на жертву. Старец Паисий говорил так: "Радость происходит от жертвы". И первого, чего у нас не хватает, это жертвенности. Мы едим, что хотим и сколько хотим. Мы говорим всё, что хочется и всё, что приходит в голову. Мы спим столько, сколько хочется. Мы делаем всё то, что нам хочется, и при этом считаем, что мы – христиане. Святоотеческий порядок таков: готовность к жертве, начало жертвы. Если хочешь кому-то помочь пожертвуй чем-то, начни делать, что тебе не хочется: молиться больше, поклоны класть, что-то не есть и что-то делать – учиться, например, молчать, не всё говорить. Мы много читали, что-то знаем, но где дела наши, а ведь "вера без дел мертва", – как говорит ап. Иаков (Иак. 2, 20). Лютер хотел выбросить это из канона Священного Писания, поскольку у него был принцип "только верой".
После жертвы мы будем учиться терпению, потом – смирению. Научившись ему, будем учиться сострадательности, а затем – милосердию. И потом, Бог даст, мы достигнем и любви – благодатью Божией, но и не без нашего труда, не без подвига. Ап. Павел говорит: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр. 12, 4). Мы до крови подвизаемся? – Ну как же, мы же православные психологи! Начнём? Начнём! Дай кровь, прими Дух!
© Центр христианской психологии и антропологии.