. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Антоневич А. В. Принцип индивидуальности в ранних работах В. В. Зеньковского

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Антоневич А. В.

    ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В РАННИХ РАБОТАХ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО

     

    Несмотря на то, что В.В. Зеньковский получил мировую известность как автор двухтомного капитального труда по истории русской философии, не меньшего внимания заслуживает и его педагогическое наследие. Можно говорить о религиозно-философской антропологии В.В. Зеньковского как о достаточно глубоко разработанной системе взглядов на человека, среди которых педагогика занимает значительное место. Его работа "Принцип индивидуальности в психологии и педагогике" (1911) была первой попыткой осмыслить проблему личности на основе христианской антропологии.

    Беря за отправной пункт исследования понятие "индивидуальность", как оно принято в психологии и педагогике, Зеньковский постепенно подходит к христианскому пониманию личности.

    Трудность современной психологии в том, что она избегает влияния метафизики для разрешения проблемы индивидуальности. Психология не может дать нам правильных целостных начал для педагогики. Не отрицая реальность индивидуальности, она эту реальность видит в психических процессах, зависимых от тела. Такой натуралистический подход неприемлем, ибо не раскрывает метафизическую сущность природы индивидуальности.

    Для педагогики очень важно прояснить, как сплетаются своеобразное и общее в индивидуальности, как соотносятся индивидуальное и индивидуальность.

    – 45 –



    Универсализм в педагогике нивелирует индивидуальность, воспитывает "человека вообще". Но педагог должен, наоборот, своим живым воздействием на детей помочь индивидуальности "раскрыться".

    Индивидуальность не "сплошь" заполняет нашу личность, но в ней есть общее, универсальное, повторяющееся в других. Нельзя сказать, что индивидуальность непознаваема: она познаваема через свое общее содержание.

    Индивидуальные черты в человеке на фоне общественного идеала и этического универсализма оцениваются отрицательно, но есть и путь положительного познания индивидуальности – это путь христианской любви.

    Задача педагогики – способствовать развитию индивидуальности, духовного ее ядра на основе любви.

    Другая же крайность в развитии педагогической мысли – это отстаивание полной свободы индивидуального развития. Но не может быть задачи для нас быть индивидуумами: роль педагога заключается в индивидуализации приобщения ребенка к универсальному содержанию. Тогда только "срабатывает" принцип индивидуальности. Нельзя сделать индивидуальным ум ребенка помимо универсальной культуры. Это ведет к оригинальничанью и одичанию.

    Но обычно человеческой жизни не хватает ни для приобщения к общечеловеческой культуре, ни для раскрытия всей полноты личности. Цель педагогического воздействия как бы теряет свой смысл в земных условиях жизни. Поэтому свое завершение педагогическая мысль находит в христианской метафизике, в которой метафизическая личность может развиваться и за пределами жизни.

    Самое ценное в педагогическом воздействии носит интуитивный, мистический характер и здесь задачи педагогики и религии сходятся. Педагогическая мысль находит свое завершение лишь в положительной религии, которая всегда связывает конечную личность с бесконечным Богом.

    Человек после грехопадения разделен в себе, ущербен. Он уже не является индивидуумом в строгом смысле слова, индивидуальность его условна, относительна. Поэтому первоочередной задачей педагогики является "выпрямление" индивидуальности, восстановление первоначальной её целостности, раскрытие метафизической её основы, часто ещё не проявленной, но только заданной. Индивидуальность не исчерпывается только тем, что есть, но она включает в себя и то, что может и должно быть.

    Именно "принцип индивидуальности" в педагогике, основанный на христианской антропологии, цели которой не ограничиваются только земной жизнью, будет способствовать, как утверждает В.В. Зеньковский, решению этой трудной задачи.

    Развивая индивидуальность, мы познаём личность, приближаемся к образу Божиему, заключённому в ней (см. его же: "Об образе Божием в человеке").

    Начав разработку концепции личности с принципа индивидуальности в педагогике, Зеньковский позже выводит принципы православной антропологии

    – 46 –



    и педагогики, в которых уже более четко определяет понятия личности и индивидуальности.

    Индивидуальность Зеньковский видит как единство личности и природы человека в их взаимодействии. Если природа единосущна у всех людей, то личность у каждого своя. Каждая личность индивидуальна. Но это не значит, что личность отделена от духа: она лишь отлична от него.

    В процессе воспитания в человеке личность "зреет", постепенно овладевая своей природой. Восстановление целостной личности в человеке возможно через постепенное раскрытие в нём всей метафизической глубины индивидуальности. И в этом заключается задача педагогики, но педагогики, основанной на принципах, выработанных христианской антропологией.

    В заключение можно добавить, что трудности в понимании христианской антропологии связаны с недостаточным пониманием личности.

    Зеньковский видел в педагогике один из важнейших путей приобщения современного человека к православной культуре. Его педагогическая концепция есть ни что иное, как духовная педагогика (см. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб., 2005, с. 254).

    Применение принципа индивидуальности в педагогике позволяет через усвоение общечеловеческих ценностей культуры, ее идеальных форм, которые отдельный человек создать не может, развивать и познавать индивидуальность, т. е. духовно возрастать, перерабатывая в себе все низшее и недостойное.

    Конечной целью развития индивидуальности, её "выпрямления" является духовно безгрешная личность.

    – 47 –



     

     

    © А. В. Антоневич

     

    Издание:

    Антоневич А. В. Принцип индивидуальности в ранних работах В. В. Зеньковского // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт-Петербург, 16-18 апреля 2008 г.). – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008, с. 45-47.

     

    Электронный текст из Библиотеки сайта Христианская психология и антропология (текст приводится с персонального разрешения автора).

     

     

    Последнее обновление файла: 05.02.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .