Христианский путь развития личности может быть плодотворно осмыслен в терминах самореализации [Черняева С.А.‚ 2000]. Напомним‚ что под христианской самореализацией мы понимаем становление личности христианина как реализацию Божьего замысла именно об этом человеке. Такое становление – проявление сотрудничества самого человека с посылаемой ему Благодатной помощью. Оно включает в себя: понимание человеком своего христианского призвания‚ принятие его и поиск путей его реализации в конкретных условиях и обстоятельствах собственной жизни. Для иллюстрации правомерности такого подхода с христианской точки зрения приведём текст Григория Богослова (IV в.) о трёх видах рождения (первое рождение‚ подразумеваемое в цитируемом здесь тексте‚ – рождение по плоти): “После же рождения от Духа Святого на омытых водою при Крещении приходит свыше просвещение. Третье же рождение через слёзы покаяния и болезни очищает в нас образ Божий‚ омрачённый непотребностью греха. Если первое рождение от отца‚ второе – от Бога‚ а в третьем человек – сам себе родитель‚ чтобы явиться миру благим светом“ [Пестов Н.Е.‚ 1998‚ с. 5-6].
Современная религиозная ситуация в России‚ вызванная насильственным прерыванием христианской традиции‚ имеет целый ряд особенностей‚ осложняющих самореализацию христиан. Доля людей‚ получивших религиозное воспитание‚ с детства ощущающих себя членами Церкви‚ среди современных христиан невелика. Люди‚ ощущающие религиозные потребности‚ переживающие религиозное обращение‚ с большим трудом осознают свой опыт именно как религиозный‚ что препятствует их воцерковлению. Люди‚ приходящие в Церковь взрослыми‚ несут в себе последствия пережитых психологических травм‚ негативный опыт прошлого. Иногда к христианству обращаются люди‚ занимавшиеся другими духовными практиками. Обретя веру‚ они стремятся перестроить своё поведение‚ заново осмыслить свои ценности. Часто этому препятствует окружение‚ в котором находится человек‚ переживающий религиозное обращение‚ а порой и та церковная среда‚ куда неофит пытается войти. В этой ситуации для людей‚ осознающих свои взгляды и происходящие в них изменения‚ замечающих изменения в себе‚ становится актуальной проблема психологической помощи. При этом для большинства христиан не христианская психологическая помощь чаще всего неприемлема. К сожалению‚ в нашей стране многие христиане предубеждены и против психологии‚ особенно практической. Н. Ф. Калина приводит в пример объявление у церковной ограды: “Не допускаются к причастию люди‚ имевшие общение со знахарями‚ колдунами‚ экстрасенсами и психотерапевтами“ [Калина Н.Ф.‚ 1997‚ с. 45].
Во многих других странах словосочетание “христианская психология“ обычно. В США теологические семинарии имеют специальность “пастырское консультирование“ и готовят специалистов для психологической помощи при церковных общинах. В Италии‚ Испании‚ Польше‚ ряде других стран существуют Центры Призваний‚ объединяющие психологическое и духовное консультирование‚ а также курс подготовки к браку‚ организуемый и проводимый Церковью‚ но обязательно включающий в себя психологическую подготовку. В настоящее время в российской психологии можно наблюдать тенденцию к осмыслению как западного христианского психологического опыта [Начала...‚ 1995; Бондаренко А.Ф.‚ 1998]‚ так и святоотеческого психологического наследия [Ничипоров Б.В.‚ 1994; Начала...‚ 1995; Дворецкая М.Я.‚ 2000; Психотерапевтическая...‚ 2000; Шеховцева Л.Ф.‚ 2000; Авдеев Д.А.‚ Невярович В.К.‚ 2001]. Вышел целый ряд переводных книг по христианской психотерапии [Сейла Х.‚ 1995; Кильпяляйнен И.‚ 1998; Мюллер Й.‚ 1998; Брандт Г.Р.‚ 1999; Эвальдс Э.‚ 2000 и др.].
Для освоения имеющегося опыта и дальнейшего развития христианской практической психологии представляется важным концептуальное осмысление методических основ христианской психологической помощи‚ сочетания в ней научно-профессионально-психологического и христианского. На наш взгляд‚ христианская психологическая помощь не есть новая психологическая техника‚ школа или направление в психологии‚ это прежде всего концептуальная система‚ базирующаяся на понимании психологии человека‚ отличающемся и от материалистического‚ основанного на теории отражения‚ и от материалистического‚ основанного на концепции З. Фрейда‚ и от юнгианского‚ и от бихевиористского‚ и от гуманистического‚ и от многих других. Здесь речь идёт не только об особенностях взаимоотношений с “клиентом“‚ но в первую очередь о концепции человеческой личности‚ о понимании мотивов‚ ценностей‚ динамики её развития. Такая концепция личности может быть построена на основе христианской антропологии‚ и её адекватное психологическое формулирование‚ вероятно‚ дело ближайшего будущего‚ предпринимаемые попытки [Дворецкая М.Я.‚ 2000; Шеховцева Л.Ф.‚ 2000] дают серьёзные основания на это надеяться.
Отметим‚ что христианская психология мыслима главным образом как практическая‚ хотя и требует определённого уровня теоретического осмысления. Цель христианской практической психологии – поиск и апробация методов работы с христианами разной степени воцерковлённости‚ обращающимися за помощью. методов поддержки готовности к помощи у психолога‚ т.е. методов работы со всеми субъектами психологической помощи. Предметом христианской практической психологии является человек как образ и подобие Божие [Начала...‚ 1995].
Конкретные методики помощи – одна из наименее разработанных проблем христианской практической психологии. Ведущей методикой‚ на наш взгляд‚ является психотерапевтическая беседа в русле когнитивного или когнитивно-эмотивного подхода‚ по возможности модификация других недирективных техник: психодрамы‚ социодрамы‚ некоторых арттерапевтических процедур‚ позитивной психотерапии‚ сказкотерапии и др.
Для того чтобы острее выявились отличительные особенности христианской психологической помощи‚ сопоставим христианский и гуманистический (один из наиболее распространённых в настоящее время) подходы к психологической помощи.
Их объединяют:
1. Совместная работа консультируемого и консультанта и совместная ответственность за результат;
2. Равенство позиций в диалоге;
3. Безусловное принятие другого человека как личности;
4. Уважение свободы консультируемого;
5. Эмпатия к переживаниям консультируемого;
6. Ориентирование преимущественно на сознание.
Различия между этими подходами более значимы‚ чем их сходство:
Христианский подход: |
Гуманистический подход: |
1. Христианская этика‚ ориентация на заповеди.
2. Возможность оценки мыслей‚ ценностей‚ поступков‚ обсуждающихся в диалоге.
3. Целью является помощь в преодолении страстных состояний. (В терминологии‚ принятой в христианской антропологии‚ “страсти“ – не синоним эмоций или чувств‚ а обозначение состояний‚ когда разум и воля не управляют поведением человека. На языке психологических терминов это могут быть аффективные проявления‚ акцентуации‚ актуализация комплексов‚ невротические состояния и т.п.)
4. Источник изменений – помощь от Бога‚ но человек‚ переживающий проблему‚ должен иметь возможность эту помощь принять.
|
1. Гуманистическая этика.
2. Безоценочность‚ которая может привести к этическому релятивизму.
3. Целью является самотождественность клиента.
4. Источник изменений – в самом клиенте.
|
Если говорить собственно о принципах христианской психологической помощи‚ то‚ не претендуя на полноту‚ назовём следующие:
1. Авторитет Библии и христианской духовной литературы. (В сущности‚ любая психологическая школа в значительной мере опирается на авторитеты‚ верифицируемость которых проблематична.) Авторитет здесь понимается в онтологическом плане‚ чем обусловлено и ценностное‚ и этическое‚ и методическое следование этому субъектами взаимодействия. Авторитет Библии позволяет психологу-христианину и человеку‚ обратившемуся за помощью‚ иметь одинаковый подход к проблемной ситуации‚ совместно участвовать в поиске решений на основе христианских ценностей.
2. Кросс-культурный‚ точнее‚ внекультурный характер [Сейла Х.‚ 1995]. Писание говорит: “Всякий верующий в Него не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином‚ потому‚ что один господь у всех‚ богатый для всех‚ призывающий Его“ (Рим. 10. 11-12). (Все цитаты из Библии приводятся по общепринятой схеме: сокращённое название книги‚ глава‚ стих.) Принадлежность к христианству‚ как правило‚ является более важной при осмыслении проблем‚ чем национальное самоопределение или общественные нормы. Христианская психологическая помощь до известной степени и внеконфессиональна‚ что требует от психолога знания особенностей духовной практики и вероучения основных христианских исповеданий.
3. Христоцентричность. Целью взаимодействия в христианской помощи является близость субъектов взаимодействия к Богу‚ установление более близких‚ личных отношений с Христом‚ новое понимание этих отношений. Решение проблемы‚ выступившей в качестве запроса‚ является следствием этой близости. Первоначальный запрос может быть и вовсе снят в ходе общения. Вообще говоря‚ более нравственное поведение‚ улучшение самоконтроля‚ укрепление семьи и т.п.‚ часто называемые целью и результатом христианства‚ являются только его видимым следствием. Основная цель и смысл христианской жизни открываются христианину на его духовном пути. Выражение этого духовного опыта в понятийной форме не всегда возможно и не всегда полезно. Здесь этот аспект проблемы затрагивается в связи с проблемой христианской психологической помощи. Воспользуемся моделью‚ данной одним из христианских писателей‚ жившим в VI – VII вв.‚ Аввой Дорофеем. Бог есть центр‚ а люди мыслятся как радиусы‚ исходящие из центра. Чем ближе они подходят к центру‚ тем ближе становятся к другим радиусам. Близость к Богу‚ любовь соединяет человека и с ближними‚ так же как любовь к ближнему приближает к Богу.
4. Разделение ответственности. Отказ от воздействия и управления [Начала...‚ 1995; Флоренская Г.А.‚ 1999]. Диалог христианского психолога с обратившимся за помощью всегда предполагает участие Третьего. “Где двое или трое собраны во имя Моё‚ там Я посреди них“ (Мф. 18‚ 20). Это в значительной мере снимает проблему ответственности за результат такого диалога по сравнению с другими видами психотерапевтических отношений. Если в директивных видах психотерапии ответственность лежит на психотерапевте‚ в гуманистической психотерапии некоторая часть ответственности – на клиенте‚ то в христианской психологической помощи ответственность за результат берёт на себя Помогающий‚ психолог является Его служителем‚ а ответственность за принятие помощи берёт на себя человек‚ за помощью обратившийся. Ответственность психолога-христианина – это ответственность не за результат‚ а за собственную компетентность и добросовестность. Ответственность обратившегося за помощью – это ответственность за желание и готовность измениться.
5. Символичность. Многие виды психотерапии используют метафоры. Христианский психолог может привлекать христианские символы‚ что позволяет пользоваться энергией символа для помощи человеку. В практической деятельности автор данной работы применяет наработки многолетнего семинара по онтологическому символизму‚ руководимого психологом по образованию‚ протоиереем В. Цветковым.
6. Обращение к духовному Я [Начала...‚ 1995; Флоренская Г.А.‚ 1999]. Речь идёт об обращении к образу Божию в человеке‚ к его совести в интуиции‚ которая позволяет человеку осознать духовное Я. При этом психологическая консультация не должна выполнять функцию проповеди или катехизационной беседы‚ но иногда принимает форму со-радования Благой Вести.
7. Благодатная помощь таинств и молитвы. Христианская психологическая помощь предполагает совместную молитву или‚ по крайней мере‚ молитву психолога-христианина за своего клиента‚ а также участие субъектов помощи в Таинствах Церкви. Консультация у христианского психолога может помочь подготовиться к исповеди‚ но её не заменяет. Христианская психологическая помощь служит человеческой душе‚ помогая ей принять‚ вместить Благодать‚ подаваемую в Таинствах‚ прежде всего в Евхаристии.
8. Понимание греховности человеческой природы и учёт состояния человека [Начала...‚ 1995]. “Нет праведного ни одного“ (Рим. 3‚ 10)‚ “Потому что все согрешили и лишены славы Божией‚ получая оправдание даром по благодати Его‚ искуплением во Христе Иисусе“ (Рим. 3‚ 23-24). Понимание греховности человеческой природы помогает психологу-христианину не становиться в позицию осуждения по отношению к наличному Я‚ принимать человека‚ сочувствуя его духовному состоянию. Старинное изречение “ненавидь грех‚ но люби грешника“ является хорошей подсказкой для психолога-христианина.
На основе данных принципов может быть предложена модель взаимодействия и изменений в христианской психологической помощи. Особенности взаимодействия между психологом-христианином и клиентом на различных стадиях психологической помощи представлены в таблице.
Содержание взаимодействия и изменений
на различных стадиях психологической помощи
Стадия помощи |
Содержание взаимодействия |
1. Установление контакта |
Взаимопонимание‚ взаимное принятие |
2. Формулирование первоначального запроса |
Формулировка проблемы и принятие запроса |
3. Ориентировка в проблеме |
Осмысление проблемы как состояния взаимоотношений с Христом |
4. Совместный труд |
Принятие воли Божьей о себе и выработка конкретных решений |
5. Возможные изменения и их развитие |
Воцерковление‚ борьба со страстями‚ построение христианских отношений с ближними |
Первоначально поставленная проблема чаще всего является частной‚ производной от более значительной. Христианский психолог может помочь новому видению проблемы. Помощь в выработке конкретных решений на 4-й стадии заключается в совместном труде с применением заповедей к конкретным обстоятельствам человека‚ обратившегося за помощью. Изменения‚ происходящие в людях‚ различны‚ но чаще всего они сопровождаются переживаниями освобождения и защищённости.
В христианской практической психологии все личностные изменения рассматриваются не только в “пространстве“ человеческого взаимодействия‚ но и в диалоге‚ связи человеческих личностей с Богом. (Собственно слово “религия“ трактуется как связь‚ восстановление связи.) Результатом изменений является исцеление (восстановление целостности)‚ посылаемое от Бога и принимаемое в совместном труде. “Отложив всякую нечистоту и остаток злобы‚ в кротости примите насаждаемое слово‚ могущее спасти ваши души“ (Иак. 1‚ 21). Исцеление происходит прежде всего как восстановление целостности личности‚ устранение диссоциаций между духом‚ душой и телом в личностной тримерии. На уровне духа осуществляется действие христианской любви‚ на уровне души – принятие человека как образа и подобия Божия и психологическая помощь. Всё взаимодействие происходит в “пространстве“ Благодатной помощи и молитвы.
На рисунке диссоциация между частями личностной тримерии клиента представлена разделением тела‚ души и духа‚ что изменяется при исцелении. Взаимодействие психолога-христианина и клиента происходит при воздействии на обоих субъектов Благодатной помощи.
В христианской психологической практике могут встречаться запросы клиентов‚ не осмысленные как проблемы христианской жизни‚ где специфичным является только обращение именно к христианскому психологу и готовность к решению на основе христианского мировоззрения. Существует и специфическая проблематика обращения христиан к психологу. Наиболее часто в нашей практике встречались такие проблемы‚ как:
- самореализация и осознание и реализация христианского призвания;
- сложности синтеза мировоззрения и поведения (у новообращённых христиан‚ либо в юношеском возрасте);
- сложности взаимоотношений‚ взаимопонимания с нехристианами‚ обоюдный “культурный шок“.
Интересно‚ что некоторые проблемы‚ часто возникающие в обращении к психологу у нехристиан‚ значительно реже встречаются (или совсем не встречаются) у воцерковлённых христиан того же возраста и уровня образования. Прежде всего это проблемы страха смерти‚ трудности принятия смерти близкого человека‚ одиночество‚ переживания “ненужности“‚ неконтролируемая агрессивность‚ непонимание смысла жизни. Исследование‚ проведённое на студентах одного из санкт-петербургских педагогических колледжей и богословских курсов‚ показало‚ в частности‚ что углубление веры отрицательно коррелирует с переживаниями одиночества‚ даже у людей‚ не имеющих близких. По нашему опыту‚ наблюдается значительно более быстрое продвижение в решении проблем у воцерковлённых христиан по сравнению с нехристианами.
Границы применимости христианской психологической помощи устанавливаются‚ с одной стороны‚ между психологической и психиатрической проблематикой‚ желательно с ведением больного-христианина врачом-христианином; с другой стороны‚ между психологической и духовной проблематикой‚ где обязательны духовное руководство‚ духовная помощь‚ осуществляемые уже не психологом‚ а священником.
В России постсоветского периода психолог приобрёл значение некоего морального лидера. Человек‚ обращающийся к психологу‚ часто ожидает ответа на вопросы‚ связанные с пониманием смысла жизни‚ не осознавая‚ что требуемый ответ исходит не от “психологической науки“‚ а является производным от мировоззренческой позиции психолога. (Имеется в виду только работа дипломированных специалистов‚ так как иногда “психологами“ в силу авторитетности этого звания называют себя знахари‚ шарлатаны‚ экстрасенсы‚ лица‚ практикующие магию‚ и т.п.) Психология‚ осмыслившая себя как позитивная наука [Начала...‚ 1995]‚ отделившись от философии‚ отделилась и от этики‚ в связи с чем потеряла одно из своих важных оснований. Приведём несколько примеров проблемных ситуаций‚ требующих от психолога этического анализа‚ а от клиента – нравственного выбора:
- нежелательная беременность;
- состояние постабортного синдрома;
- семейный конфликт‚ особенно связанный с супружеской изменой;
- осознание влечения к лицу своего пола и т.п.
В любой из этих ситуаций имманентно присутствует компонент нравственной оценки – у клиента‚ у его близких и у психолога. Наивно думать‚ что система моральных ценностей и оценок психолога абсолютно не влияет на анализ ситуации‚ который он производит с клиентом.
Христианская психология не устраняется от нравственной оценки проблемы‚ тем самым позволяя вернуть в психологическую практику этическое измерение. При этом христианская психологическая практика предполагает сходство мировоззренческих позиций психолога и обращающихся к нему людей. Специалист‚ намеревающийся работать как христианский психолог-практик‚ должен быть обязательно практикующим (воцерковлённым) христианином. Контингент обращающихся за консультацией может быть шире: это и христиане разной степени воцерковлённости‚ и любой человек‚ до заключения психологического контракта осведомлённый‚ что имеет дело с психологом‚ работающим на основе христианских ценностей (возможно‚ в ходе первичной консультации такой клиент откажется от контракта). Если психологический контракт состоится‚ то результат психологической помощи может привести не только к решению первоначально заявленной проблемы‚ но и к более целостному (не обязательно христианскому) мировоззрению клиента.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеев Д.А.‚ Невярович В.К.
Наука о душевном здоровье. М.‚ 2001.
Бондаренко А.Ф. Христианская психотерапия в США и англоязычном мире// Психологическое консультирование и психотерапия/ Под ред. А.Б. Фенько. М.‚ 1998.
Брандт Г.Р. Корень проблемы. СПб.‚ 1999.
Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология. СПб.‚ 2000.
Калина Н.Ф. Основы психотерапии. М.‚ 1997.
Кильпяляйнен И. Умеем ли мы слушать и помогать? СПб.‚ 1998.
Мюллер Й. Бог – он иной. М.‚ 1998.
Начала христианской психологии/ Под ред. Б.С. Братуся. М.‚ 1995.
Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.‚ 1994.
Пестов Н.Е. Зарождение внутреннего‚ “духовного“‚ человека// Обновление человеческой души. М.‚ 1998.
Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.‚ 2000.
Сейла Х. Совет за чашкой чая. Кобрин‚ 1995.
Флоренская Г.А. Мир дома твоего. М.‚ 1999.
Черняева С.А. Христианская самореализация личности: предмет и основные принципы// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4./ Под ред. Е.Ф. Рыбалко‚ Л.А. Коростылёвой. СПб.‚ 2000.
Шеховцева Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб.‚ 2000.
Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. СПб.‚ 2000.
Издание:
Черняева С. А. Психологическая помощь в процессе христианской самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. Под ред. Г.С. Никифорова‚ Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та‚ 2001. с. 150-160.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 20.11.2012.