Глава 43.
Что такое Промысел.
Что Промысел существует – это очевидно – как из сказанного уже 1), так и из того, что будет сказано впоследствии. Теперь же мы скажем о том, то такое Промысел. Промысел есть Божественное попечение о существующем 2). Определяют его еще и так: Промысел есть воля Божия, которой целесообразно управляется все существующее 3). Если же Промысел есть воля Божия, то совершенно необходимо, чтобы (все) бывающее происходило согласно с здравым смыслом, наиболее прекрасно и богоприлично 4) и сколь только возможно – хорошо, – так, чтобы не допускало более совершенного строя. Необходимо также и то, чтобы Один и Тот же был 5) Творец сущего и Промыслитель; потому что и не последовательно, и не прилично то, чтобы один творил, а другой заботился о происшедшем. Ведь подобное свойственно исключительно немощи (бессилию) 6). И в царстве животных находим серьезное 7) подтверждение сказанному 8). В самом деле, всякое родившее существо заботится и о пище рожденного. Человек же промышляет и обо всем остальном, относящемся к жизни, насколько это для него возможно 9). А те (существа), которые не промышляют, не промышляют вследствие бессилия.
_______
1) У Con. начинается 2-я глава 8-й книги таким же заглавием. Ср. И. Дамаскина – Указ, соч., гл. 29, стр. 111 по рус. пер.
2) Буквально: "как из этого (τούτων)", т. е. из вышесказанного.с греч.: "бывающее со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует".
3) Точнее с греч.: "Бывающее со стороны Бога попечение в отношении к тому, существует".
4) Буквально с греч.: "по которой все существующее получает целесообразное управление".
5) Т. е., наиболее соответственно Божественному достоинству.
6) Буквально: "что Один и Тот же есть Творец"... и т. д.
7) Буквально: "подобное всецело усматривается в немощи".
8) Точнее с греч.: "и у животных находится полное отражение (εμφασις – подобие) того, что сказано".
9) Перев. по изд. Ant., где вм. οίος стоит οίον; по Matth.: "насколько он (человек) в состоянии".
– 192 –
Итак, показано, что Промыслитель есть Бог, а воля Его – Промысел.
– 193 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.