Глава 40.
О том, что именно находится в нашей власти 1).
Достаточно уже показано, что есть нечто в нашей власти и что мы являемся господами некоторых действий. Остается сказать – что именно находится в нашей власти. И вот, мы утверждаем вообще, что все то, что добровольно совершается через нас, находится в нашей власти. Ведь, если бы действие не находилось в нашей власти, то не говорилось бы, что оно совершается добровольно. И вообще, в нашей власти находится то, за чем следует порицание или похвала и из-за чего бывают 2) увещание (побуждение) и закон. Ведь и это уже показано выше. В собственном же смысле в нашей власти находится все, относящееся к душе (τα ψυχικά), и то, относительно чего мы совещаемся. Действительно, мы совещаемся, как о находящемся в нашей власти, о том – делать ли, или не
_______
1) Con. начинает 2-ю главу 7-й книги тем же, но более пространным, заглавием. У И. Дамаскина соответствующая настоящей глава носит заглавие: "Περί των γινομένων" ("О том, что случается, происходит"), cap. 26, р. 154 по изд. Basil. 1548 г.; по рус. пер. стр. 107.
2) Лат. Ant.: "на чем сосредоточиваются (к чему относятся) увещание и закон".
– 176 –
делать предположенное. А выше было показано, что совещание касается того, что одинаково может случаться в ту и другую сторону; одинаково же возможное (в ту и другую сторону) есть то, что и само возможно для нас и – противоположное ему. А выбор этого производит наш ум, и он есть начало действия; следовательно
3), в нашей власти находится то, что одинаково может случаться (и так, и иначе), как например: двигаться или не двигаться, стремиться и не стремиться, желать того, что не необходимо, или не желать, лгать и не лгать, давать или не давать, радоваться, чему следует и не радоваться, и прочее подобное, в чем состоят дела, свойственные пороку и добродетели
4). Ведь, в отношении к этому – мы самопроизвольны. К тому же, что одинаково возможно в ту и другую сторону, принадлежат также и искусства
5): ведь, всякое искусство в отношении происхождения принадлежит к числу того, что может и быть, и не быть, и начало чего находится в том, кто делает, а не в том, что происходит
6). Ведь, ничто из того, что вечно и существует по необходимости, ни из того, что происходит в силу необходимости, не называется происходящим искусственно (по искусству). Равным образом, ничто из происходящего в области того, что может случиться и иначе, но в себе самом имеющего производящую причину, как это бывает в животных и растениях, не считается происходящим по искусству. Ведь (оно происходит) по природе, а не по искусству
7). Если же производящая причина того, что происходит по искусству (искусственно), находится вовне, то кто является виновником (причиной) происходящего искусственно, как не творящий художник? Ведь, производить – во власти художника. Следовательно, он есть начало и причина действий. Таким образом, в нашей власти находятся и искусственные действия, и добродетели, и всякая
_______
3) На основании параллельного места у Damasc., где вм. και стоит τοίνυν.
4) В своих примечаниях к этому месту Oxon. приводит параллели из Ammoni'я и Anast. Sinait. ("Путеводитель"): см. Annotationes edit. Oxon. pag. 398 по изд. Matth.
5) На этом заканчивается у И. Дамаскина – буквально заимствованная из трактата Немезия – часть главы "О том, что случается".
6) Т. е. не в нем (искусстве) самом.
7) Эти рассуждения Немезия об искусственном и природном заимствованы у Aristot. Ethic. Nicomach., VI, 4.
– 177 –
душевная и умственная деятельность
8). А то, каковы виды душевной деятельности
9), показано выше.
Но многие, думая, что свободная воля простирается 10) на всякое действие, и приобретение, и даже случай, естественно отвергают это учение 11); другие же, более едкие и приводящие в качестве возражения изречение Писания: "не в воле человека путь его" 12), говорят: каким образом, люди добрые, человек обладает свободной волей, если "не в его власти путь его", и если "тщетны помышления людей" 13), так что мы не в состоянии осуществить на деле то, что имеем в уме? И еще многое в этом роде говорят они, не зная, как собственно понимается свободная воля. Конечно, мы имеем свободную волю не в отношении того, чтобы богатеть или беднеть, или всю жизнь здравствовать, или по природе быть крепкими, или начальствовать, или вообще – в отношении органических или так называемых случайных благ 14), или – по отношению к тому, исход чего зависит от Провидения; но (мы имеем свободу) – в отношении добродетельных и порочных действий, выборов и движений, – в отношении того, противоположное чему мы также в состоянии сделать, – так как всякому действию предшествует выбор, и не только действие, но и выбор 15) осуждается. А подтверждает это сказанное в Евангелии: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" 16); и Иов приносил жертвы Богу за мысленные грехи своих детей. Ведь начало греха и праведного действия – выбор 17): самое же действие (поступок) иногда допускается Провидением, а
_______
8) Буквально с греческого: "все действия души и ума (душевные и умственные)".
9) Буквально: "каковы суть психические деятельности (функции)".
10) Точнее: "что свободная воля понимается в отношении ко всякому действию"... и т. д.
11) В лат. Ant.: "(отвергают) учение о независимой и свободной воле человека".
12) Иерем. X, 23.
13) Псал. 93, 11.
14) Лат. перев.: "даров фортуны".
15) В лат. Ant. добавлено еще: "et voluntas" (т. е. и воля осуждается в своих внутренних порочных движениях).
16) Матф. V, 28.
17) Ср. примеч. 18-е к 39-й гл.; ср. Philopon. Op. cit., pag. 300, 4 и 301, 15.
– 178 –
иногда задерживается
18). В самом деле, раз существует и то, что в нашей власти, и Провидение, то необходимо, чтобы то, что происходит, возникало и из того, и из другого, потому что, если бы оно происходило только из одного
19), то другое не существовало бы; но раз то, что происходит, смешанно, то иногда оно совершается по нашей воле, иногда – по разуму Провидения, а иногда – по тому и другому.
А так как Провидение частью – общо, а частью – специально (единично), то необходимо, чтобы единичное испытывало те же состояния, что и общее 20). Так, когда воздух бывает сух, то высыхают и тела (предметы), хотя и не все одинаково; когда мать ведет ненормальный образ жизни и предается излишествам, то вследствие этого дети рождаются и с худосочными телами и с превратными стремлениями. Итак, из сказанного очевидно, что случается обладать непригодным телесным темпераментом 21) или благодаря дурному климату 22), или вследствие добровольного образа жизни родителей 23), или вследствие того, что сами те (обладающие дурным темпераментом) причиняют себе вред излишеством (роскошью); так что темпераменты иногда становятся дурными от добровольного начала 24), и отнюдь не Провидение исключительно служит причиной этому. Следовательно, всякий раз, когда душа, отдавшись телесному темпераменту, предается вожделению или гневу,
_______
18) См. ту же мысль у Дамаскина, ibid. стр. 108 и 113 по рус. пер.
19) Буквально с греч.: "по одному" (т. е., или по (κατά) нашей воле, или по промыслу).
20) Точнее: "чтобы единичное было подобострастно (όμοιοπαθεΐν) общему".
21) Буквально: "что попадают (наталкиваются) на несчастный темперамент тела" и т. д.
22) Перевод сделан на основании объяснительных комментариев и поправок Matth. (p. 322), который в данном месте вм. κοιυω читает κακω, что необходимо для получения смысла. Плохой климат есть "непроизвольное начало" (см. следующие два примечания) худого темперамента.
23) Matth. добавляет: "si ea sit mala", потому что иначе он не будет никому вредить. Это – "добровольное начало" дурного темперамента. Здесь мы удерживаем конструкцию подлинника, которая без нужды несколько изменена в объяснительном примечании Matth.
24)
– 179 –
и при случайных обстоятельствах
25), как например, при бедности или богатстве, смущается или превозносится, то она подчиняется добровольному злу
26). Ведь, не поддаваясь (темпераменту), она исправляет
27) и побеждает дурной темперамент, так что больше (скорее) изменяет, чем сама изменяется, и приводит душевные настроения (расположения) в доброе состояние – полезным воспитанием и соответствующим образом жизни. Таким образом, из (примера) тех, которые поступают правильно
28), очевидно, что те, которые не усовершенствовались
29), погрешают добровольно. Ведь – в нашей власти или поддаваться дурному темпераменту, или противиться и побеждать. Между тем, многие, выставляя дурной темперамент как причину страстей, приписывают порок необходимости, а не выбору, и вследствие этого безрассудно утверждают, что и добродетели не находятся в нашей власти
30).
_______
25) Точнее: oт случайных обстоятельств; лат. Ant.: "iis rebus, quae a fortuna importantur".
26) Лат. Ant.: "подстрекается злой волей".
27) В лат. переводе: "функционирует правильно".
28) По связи с предыдущим можно перевести: "которые исправляют" (т. е. свой темперамент к лучшему).
29) Т. е., не исправили своего темперамента (ср. предыдущее примечание).
30) Учение Платона о том, что человек может стать господином действий, избегать зла и достигать добра, а также – о значении нравственного воспитания см. в "Тимее" р. 86 Е-87 В.
– 180 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.