. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 31.
    О непроизвольном по неведению.

    Многое мы делаем по неведению, причем, после действия испытываем радость, как, например, если кто-нибудь невольно (нечаянно) убьет врага, радуется по поводу убийства. Это и подобное ему называют не добровольным, однако и не невольным. С другой стороны, мы делаем что-либо по неведению и по совершении испытываем огорчение. Это уже называют 1) невольным, так как за совершением его следует печаль (огорчение). Итак, есть два вида действий по неведению: первый – не добровольное (то ουχ εκουσιον), второй – невольное (то ακουσιον) 2). Теперь предстоит сказать об одном только невольном. Ведь недобровольное больше подходит к добровольному, будучи смешанным: так, принципиально (по началу) – оно невольно, а, с точки зрения результата (по концу) – добровольно:

    _______

    1) Буквально: "назвали" (έκάλεσαν).

    2) Ср. Aristot. Ethic Nicomach., III, 2, откуда вообще заимствованы Немезием все основные мысли настоящей главы.

     

    – 149 –




    невольное становится добровольным благодаря исходу (результату). Поэтому невольное определяют еще так: невольное есть то, которое помимо того, что не добровольно, еще причиняет скорбь и раскаяние 3).

    Кроме того, иное дело – совершать что-либо по неведению, и иное – в неведения. Так, если причина неведения находится в нашей власти, то мы действуем в неведении, но не по неведению. Ведь, когда делает что-либо дурное пьяный и раздраженный, то он имеет причиной своих поступков, с одной стороны, опьянение, а с другой – вспыльчивость, что было (вызвано) добровольно. Ведь мог же он не напиваться! Таким образом, он сам является причиной своего собственного неведения. Итак, не говорится, что это делается по неведению, но что оно совершается в неведении, а это происходит не невольно, но добровольно. Вот почему поступающие так порицаются благородными людьми. Ведь, если бы (человек) не был пьян, не сделал бы (этого): он напился добровольно, следовательно, добровольно сделал это 4). По неведению же мы поступаем всякий раз, когда не мы сами доставляем причину незнания, но когда так случится (само собой): например, если кто-нибудь, стреляя в обычном месте, случайно попадет в проходящего мимо отца – и убьет его. Из сказанного следует, что и тот, кто не знает, что полезно, а тем более – тот, кто дурное принимает за доброе, не невольно поступает 5): ведь такое незнание проистекает из его собственной негодности (неспособности); по крайне мере, и он порицается, – а порицание относится только к добровольному 6).

    Итак, невольное неведение не может относиться к всеобщим и родовым обстоятельствам 7) или к тем, которые происходят по выбору, но лишь – к единичным. Ведь, единичного (частного) мы не знаем невольно, а общего – произвольно. Определив это таким образом, следует далее сказать, что такое единичное (частное). Оно есть то, что называется у риторов обстоятельственными частицами: кто, кого, что, чем, где,

    _______

    3) Определение Аристотеля (ibidem, III, 2).

    4) См.: Aristot., ibidem, III, 2 и 7.

    5) Буквально: с греч. "страдает" (πάδος ύπομενει); лат. agere.

    6) См.: у Aristot. Op. cit. III, 2. Между тем, по Сократу, "никто добровольно не зол!" Ср. Aristot., ibid. III, 7 и примеч. 4-е к гл. 29-й.

    7) Иначе: случаям, действиям, вещам: в лат. добавлено "rerum".

     

    – 150 –




    когда, как, почему 8), – как например: личность, дело, орудие, место, время, образ, причина. Личность – тот, кто действует, или – тот, на ком сосредоточено действие, – как если бы, например, сын в неведении убил отца; дело – то самое, что сделано, – если, например, желая дать пощечину, ослепил; орудие, – если бросил камень, думая, что это пемза; место, – если огибая тесный проход (переулок), нечаянно толкнул встретившегося; время, – если ночью (в темноте) убил друга, приняв его за врага; образ, – если ударив слегка, с небольшой силой, убил: ведь он не знал, что тихий удар причинит смерть 9); причина, – если один дал лекарство – с целью излечения, а другой, приняв, умер, вследствие того, что лекарство оказалось ядом. Но всего этого вообще даже и какой-нибудь безумец не мог бы не знать. А кто не знал многого из этого или самого главного 10), тот сделал по неведению 11). Самое же главное в этих случаях есть то, ради: чего и что именно делается, то есть – причина и дело (поступок).

    _______

    8) Греч. τίς, τίνα, τί, τίνι, που, πότε, πώς, διατι. Ср. И. Дамаскина, Op. cit. стр. 104 по рус. пер. См. у Aristot. Eth. Nicomach., III, 2; отсюда же взят Немезием и конец настоящей главы.

    9) Буквально: "что ушибленный слегка – умрет".

    10) На основании D. 1, А. 1 и 2, Con., Vall.

    11) Ср. Plotin – Ennead. VI, 8, 1.

     

    – 151 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .