Глава 30.
О непроизвольном.
Из невольного одно бывает по причине насилия, другое – по причине неведения 1). Производящее начало поступков непроизвольных по насилию бывает извне, потому что существует некая иная причина насилия, а не мы сами. Итак, определение непроизвольного по насилию таково: оно есть то, начало чего лежит вне, причем, – тот, кто принуждается, нисколько не содействует своим собственным стремлением (усердием). А началом называется здесь производящая причина.
Но спрашивается – можно ли назвать непроизвольным, например, выбрасывание груза, которое производят моряки, застигнутые бурей, или – когда кто-нибудь согласится сносить (терпеть) или предпринять постыдное дело ради спасения друзей или отечества? Эти поступки, однако, представляются, скорее, добровольными. Вследствие этого, именно, прибавлено к определению, что "принуждаемый нисколько не содействует своим собственным стремлением" 2). Ведь, в этого рода случаях добровольно сами по себе (моряки) приводят в движение органические члены и таким образом бросают груз в море. Подобным же образом поступают 3) и те, которые отваживаются на что-либо постыдное или чрезвычайное – ради большего добра, – как Зенон, сам откусивший свой язык и выплюнувший его Дионисию-тирану,
_______
1) Почти все основные мысли этой главы заимствованы Немезием у Аристотеля из Ethic. Nicomach., III, 1.
2) Иначе: "отнюдь не поступает по собственному стремлению".
3) Глагол вставлен для ясности речи на основании лат. Ant., где читаем: "подобное же происходит (бывает) и с теми, которые"... и т. д.
– 147 –
чтобы никоим образом не высказать ему тайн; также – и Анаксарх-философ, который решился быть истолоченным тираном Никокреонтом, чтобы не выдать друзей.
Вообще, когда кто-нибудь из-за страха больших зол выбирает меньшее зло или принимает (допускает) меньшее зло 4 в надежде на большее благо, которое не может быть иначе достигнуто, тот страдает или поступает не недобровольно, так как действует по выбору и намерению, и его действия вожделенны в тот момент, когда совершаются, хотя сами по себе и нежелательны. Они, таким образом, смешаны из непроизвольного и добровольного: они невольны – сами по себе, а добровольны – в тот момент 5), благодаря обстоятельствам. Ведь, не будь этих 6) обстоятельств, никто не стал бы так поступать. Что подобные действия добровольны, это обнаруживает сопровождающая их похвала или порицание; невольные поступки не вызывают, ведь, никакой похвалы или порицания. Хотя и не легко решить, что перед чем должно быть предпочитаемо, однако, должно в большинстве случаев постыдному предпочитать тягостное, как поступили Сусанна и Иосиф – хотя и не всегда. Так, Ориген, принесший жертву богам – для того, чтобы не подвергнуться позору со стороны эфиопов, отпал от самого главного 7). Таким образом, распознавание (всего) подобного не так легко. А еще труднее этого – оставаться верным решениям 8). В самом деле, не одинаково устрашает опасность ожидаемая и – уже наступившая. По крайней мере, иногда, решив (что-либо), мы, под влиянием бедствий 9), отступаем от (своего) решения, – как случилось с некоторыми мучениками 762. Так, будучи сначала весьма
_______
4) В Ant. вм. κακόν здесь стоит καλόν (благо), что больше соответствует ходу речи. Но Matth. на основании М. 1 и Con., предпочитает κακόν (см. Var. lectiones, pag. 267).
5) Т. е. когда совершаются; τοτε = ео tempore.
6) Иначе: "пал в самом главном, существенном". Ориген был поставлен эфиопами в необходимость или осквернить свое тело блудом, или принести жертву идолам, – и выбрал последнее (см. об этом у Matth. pag. 268, у Gall, и Oxon. Annotationes p. 395).
7) Т. е., своим собственным определениям, намерениям, или убеждениям (δόξα). У Аристотеля в соответствующем, месте стоит: τοις γνωσθεΐσιν.
8) Буквально: находясь в бедствиях, несчастиях.
9) Буквально: "как случается с некоторыми во время мучений" (т. е. за веру).
– 148 –
мужественными, они к концу ослабевали, изнемогая под тяжестью пыток
10).
Пусть никто не думает, что страсть невоздержания или гнев относятся к невольным погрешностям – на том основании, что и они имеют вовне производящую причину 11). Так, красота блудницы возбудила к невоздержанию того, кто увидел ее, и раздраженность 12) вызвала гнев. Но хотя (эти действия) имеют начало извне, однако они проявляются сами по себе и посредством органических членов 13) и не подходят под определение невольного, – коль скоро (люди) сами для себя служат начальной причиной 14, вследствие дурного воспитания легко пленяемые страстями. Ведь, делающие это порицаются как поддающиеся добровольному злу. А что это добровольно – несомненно, потому что от действия они получают удовольствие, – тогда как невольное, как показано, тягостно. Итак, о непроизвольном по насилию сказано; остается сказать о непроизвольном по неведению.
_______
10) Буквально: "измученные испытанием (перенесением) страданий".
11) Буквально: начало (αρχήν).
12) Буквально: "тот, кто раздражился" (о παρoξύνας).
13) Буквально: частиц (μορίων).
14) Буквально: "сами себе доставляют причину начала"...
– 149 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.