Глава 29.
О произвольном и непроизвольном 1).
Так как мы часто упоминали о добровольном и невольном, то необходимо рассудить также относительно того и другого, чтобы мы не погрешали против точного (истинного) их смысла. Но намеревающийся говорить о непроизвольном и добровольном должен наперед изложить некоторые правила и критерии 2, благодаря которым было бы известно 3, произвольно ли, или непроизвольно сделано что-либо. Поскольку же все добровольное состоит в каком-либо действии и то, что считается невольным, также состоит в действии, – что будет показано немного погодя, – между тем как некоторые и то, что действительно непроизвольно, полагают не только в страдании, но также и в действии, – то необходимо, прежде всего, определить, что такое действие. Действие есть разумная деятельность. За действиями, далее, следует похвала или порицание; и одни из них совершаются с удовольствием, другие – с огорчением (печалью); одни – вожделенны для совершающего, другие – избегаются 4; и из вожделенных одни – всегда вожделенны, а другие – в известное время 5; подобным образом также и из тех, которые избегаются. Затем, одни из действий вызывают сострадание и получают прощение, а другие ненавидятся и наказываются. Итак, критерием добровольного может служить то, что за ним во всяком случае следует похвала или порицание, а также то, что оно совершается с удовольствием, и то, что действия для совершающих их бывают вожделенными – или всегда, или – тогда, когда они совершаются. А критерием (признаком) невольного 6 служит то, что оно удостаивается прощения или
_______
1) Общее заглавие: Περί εκουσίου και ακουσίου – De eo, quod sponte etinvite fit. В изд. Con. начинается 1-я гл. 5-й книги: "De voluntario et involuntario. De definit. actus hmnani"... etc. Эта глава (XXIX) представляет собой общее введение, за которым следуют пространные рассуждения Немезия о волевой деятельности.
2) Γνώμονας – буквально: показатели, масштабы.
3) Лат. Ant. "можно было бы разузнавать"...
4) По учению стоиков, добро – αιρετόν, а зло – φευκτόν. Ср. сократовское положение о том, то "никто добровольно (εκών) не зол". ("Тимей" 86 D). См. о том же у Aristot. Etbic. Nicomacb, III, 7.
5) Κατά τίνα χρόνον – буквально: "в некоторое время".
6) Т. е., действия, как и выше – "добровольного"; можно понимать и отвлеченно.
– 146 –
сожаления, а также то, что оно совершается с печалью, и то, что эти действия не бывают вожделенными
7.
Выяснивши это таким образом, скажем сперва о непроизвольном.
_______
7) Эта вступительная глава о добровольном и невольном целиком заимствована у Немезия св. И. Дамаскиным, ibidem, гл. 24. Дальнейшие пространные рассуждения Немезия о добровольном, о невольном по насилию и неведению, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же (24) главе "Точного изложения..." очень кратко и несистематично (стр. 103-105 по рус. пер.). Сам же Немезий много заимствует в этом отделе из Aristot. Etbic. Nicomach., lib. III, особенно cap. 1, 2 и 3.
– 147 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.03.2016.