. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Немезий еп. Емесский. О природе человека (текст по главам) – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Немезий еп. Емесский

    О природе человека

     

    Глава 29.
    О произвольном и непроизвольном 1).

    Так как мы часто упоминали о добровольном и невольном, то необходимо рассудить также относительно того и другого, чтобы мы не погрешали против точного (истинного) их смысла. Но намеревающийся говорить о непроизвольном и добровольном должен наперед изложить некоторые правила и критерии 2, благодаря которым было бы известно 3, произвольно ли, или непроизвольно сделано что-либо. Поскольку же все добровольное состоит в каком-либо действии и то, что считается невольным, также состоит в действии, – что будет показано немного погодя, – между тем как некоторые и то, что действительно непроизвольно, полагают не только в страдании, но также и в действии, – то необходимо, прежде всего, определить, что такое действие. Действие есть разумная деятельность. За действиями, далее, следует похвала или порицание; и одни из них совершаются с удовольствием, другие – с огорчением (печалью); одни – вожделенны для совершающего, другие – избегаются 4; и из вожделенных одни – всегда вожделенны, а другие – в известное время 5; подобным образом также и из тех, которые избегаются. Затем, одни из действий вызывают сострадание и получают прощение, а другие ненавидятся и наказываются. Итак, критерием добровольного может служить то, что за ним во всяком случае следует похвала или порицание, а также то, что оно совершается с удовольствием, и то, что действия для совершающих их бывают вожделенными – или всегда, или – тогда, когда они совершаются. А критерием (признаком) невольного 6 служит то, что оно удостаивается прощения или

    _______

    1) Общее заглавие: Περί εκουσίου και ακουσίου – De eo, quod sponte etinvite fit. В изд. Con. начинается 1-я гл. 5-й книги: "De voluntario et involuntario. De definit. actus hmnani"... etc. Эта глава (XXIX) представляет собой общее введение, за которым следуют пространные рассуждения Немезия о волевой деятельности.

    2) Γνώμονας – буквально: показатели, масштабы.

    3) Лат. Ant. "можно было бы разузнавать"...

    4) По учению стоиков, добро – αιρετόν, а зло – φευκτόν. Ср. сократовское положение о том, то "никто добровольно (εκών) не зол". ("Тимей" 86 D). См. о том же у Aristot. Etbic. Nicomacb, III, 7.

    5) Κατά τίνα χρόνον – буквально: "в некоторое время".

    6) Т. е., действия, как и выше – "добровольного"; можно понимать и отвлеченно.

     

    – 146 –




    сожаления, а также то, что оно совершается с печалью, и то, что эти действия не бывают вожделенными 7.

    Выяснивши это таким образом, скажем сперва о непроизвольном.

    _______

    7) Эта вступительная глава о добровольном и невольном целиком заимствована у Немезия св. И. Дамаскиным, ibidem, гл. 24. Дальнейшие пространные рассуждения Немезия о добровольном, о невольном по насилию и неведению, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же (24) главе "Точного изложения..." очень кратко и несистематично (стр. 103-105 по рус. пер.). Сам же Немезий много заимствует в этом отделе из Aristot. Etbic. Nicomach., lib. III, особенно cap. 1, 2 и 3.

     

    – 147 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Немезий еп. Емесский. О природе человека. (Περι φύσεως ανθρώπου – De natura hominis). Пер. с греч. с предисл. и прим. Ф. Владимирского. – Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, 1905 (тит. 1904).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.03.2016.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .